Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет№2. Структура и основные направления деятельности системы дополнительного образования в России






В Законе «Об образовании» дополнительное образование рассматривается, прежде всего через образовательные про­граммы, т. е. как сфера образования, реализуемая в различ­ных учреждениях за пределами определяющих их статус ос­новных образовательных программ. В проекте Федерального Закона «О дополнительном образовании» используются сле­дующие основные понятия.

Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнитель­ных образовательных программ, оказания дополнительных об­разовательных услуг и информационно-образовательной дея­тельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Дополнительное образование детей - единый, целенаправ­ленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и разви­тие личности.

Для того чтобы сформулировать достаточно емкое и четкое определение дополнительного образования, необходимо рас­смотреть его концептуальные основы.

Дополнительное образование строится на следующих прио­ритетных идеях.

1.Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
Речь идет о возможности выбора направления деятельности

(художественной, технической, спортивной, экологической и др.),

2.Ориентация на личностные интересы, потребности, спо­собности ребенка.

Дополнительное образование не зря называют образованием личностно-ориентированным в отличие от образования основ­ного, которое является, прежде всего, предметно-ориентиро­ванным.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализа­ции ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5. Практико-деятельностная основа образовательного про­цесса.

Дополнительное образование всегда было ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовате­льных областей

Перечисленные позиции составляют концептуальную ос­нову дополнительного образования.

Основными направлениями системы дополнительного образования являются:

Техническое направление. Начало положило открытие в 1926 г. в Москве Станции юных техников. Впоследствии тех­ническое направление во внешкольном, а затем и в дополнитель­ном образовании развивается через организацию специализи­рованных детских образовательных учреждений — центров тех­нического творчества, отделов техники в многопрофильных учреждениях внешкольного (дополнительного) образования.

Эколого-биологическое направление. Программы отражают богатейший опыт юннатского движения, поиск методов повы­шения экологической культуры учащихся. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохра­нения живой природы, чрезвычайно многообразны по темати­ке, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытническо - исследовательский характер. Они обеспечивают деятельность клубов юннатов, юных экологов, биологов, объе­динений исследователей природы.

Туристско-краеведческое направление. Сложившееся в практике работы внешкольного, а затем и дополнительного образования туристско-краеведческое направление достаточно условно разделяет сходные по содержанию формы вовлечения детей в практическое познание окружающего мира. Туризм и краеведение — два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды про­живания (региона, страны).

В основе туризма как направления дополни­тельного образования лежит организация походов и путеше­ствий разной степени сложности с использованием спортивно­го оборудования.

Краеведение как направление предусматри­вает, как правило, теоретическую познавательную исследова­тельскую деятельность учащихся по изучению природы, исто­рии, культуры родного края.

Художественное направление. Программы проектируются для детей всех возрастных категорий: дошкольников, учащихся млад­шего, среднего и старшего школьного возраста, подростков. Про­граммы ориентированы на развитие общей и эстетической куль­туры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы носят ярко выражен­ный креативный характер, предусматривая возможность творчес­кого самовыражения, творческой импровизации. В современной практике дополнительного образования закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музы­кального творчества, программы театрального творчества, хоре­ографического творчества, программы изобразительного и деко­ративно-прикладного творчества.

Программы социально-педагогической адаптации и профес­сиональной ориентации. Эти программы получают в практике дополнительного образования все большее распространение. Они охватывают широкий возрастной диапазон, многофункциональ­ны по целевому назначению.

Это основные направления развития дополнительного образования В России.

Сегодня в дополнительном образовании детей России, представлено более 17 000 государственных (муниципальных) учреждений различных сфер образования.

 

Дополнительное образование детей по подсчетам Министерства образования науки РФ в сентябре 2012 года насчитывало:

 

 

8539 учреждений дополнительного образования;

 

 

307 419 преподавателей;

 

 

7 997 226 обучающихся

 

 

Несмотря на существующие проблемы, система дополнительного образования совершенствуется. А именно: повышает социальный статус в системе непрерывного образования, создает банк образовательных программ, развивается, интегрируется в единое образовательное пространство, не отходя от своей специфики, модернизирует систему подготовки руководящих и педагогических работников, стремится соответствовать социальному заказу. И вся эта деятельность направлена на реализацию главной задачи – развитие, обучение и воспитание подрастающего поколения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.