Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Любовь в смирении.






 

 

«...любовь не превозносится, не гордится»

1Коринфянам 13: 4.

 

Исполнение простой заповеди о любви к ближнему является делом непростым. Ее невозможно исполнять в отрыве от первой заповеди. (Об этом мы упомянули в предисловии данной книги). Ее невозможно исполнять, не храня верность истине и не преподавая истину с любовью. (Об этом речь шла в первых двух главах). Ее невозможно исполнять, если не овладеть искусством обличения с любовью. (Данной теме была посвящена третья глава). В этой главе мы поговорим об исполнении заповеди «возлюби ближнего» через смиренное отношение к окружающим.

Сегодня все чаще и чаще можно встретить людей, с удовольствием рассуждающих о любви. Они готовы повторять слово «любовь» по три раза в каждом предложении, упрекать других в недостатке любви, но при этом дальше словесных рассуждений не двигаться.

Конечно же, подлинная христианская любовь простирается гораздо дальше этого и непременно находит выражение в конкретных действиях (1 Кор. 13: 1-7).

Любовь Господа Иисуса Христа к ученикам постоянно подтверждалась его жертвенным служением. И в последний вечер Своей земной жизни на прощальном пасхальном ужине с учениками Господь раскрыл Свое любящее сердце перед ними настолько, что ученики не смогли забыть этот поступок Иисуса до конца жизни.

«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира этого к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих, находящихся в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан»

Иоанна 13: 1-5.

 

В первом стихе Иоанн отмечает: омовение ног было одним из ярчайших проявлений любви Иисуса по отношению к ученикам. Обратите внимание на слова: «...[явил делом, что], возлюбив Своих находящихся в мире, до конца возлюбил их». Несомненно, Господь и раньше являл Свою любовь ученикам. Более трех лет Он учил их каждый день, заботился об их душах, совершал чудеса, формируя из них служителей, которым предстояло трудиться в первые годы становления церкви. Но именно омовение ног оказалось настолько необычным событием, что Иоанн спустя десятки лет подробно описывает его.

Ученики увидели огромную любовь Иисуса в омовении ног благодаря Его великому смирению.

Зайдя в комнату, приготовленную для совершения Пасхи (галилеяне вкушали Пасху в четверг после захода солнца, а жители Иудеи – в пятницу), ученики заметили, что среди них нет раба, который по обычаям того времени должен был омывать ноги участникам трапезы. Равные не могли омывать ноги равным, и ученики и допустить не могли, что кому-то из них придется омывать ноги всем остальным.

Из 22-ой главы Евангелия от Луки мы узнаем, что ученики не просто не хотели мыть ноги друг другу, как равные равным, но более того, они спорили о том, кто из них должен почитаться большим. Они стремились даже не к равенству друг с другом, а к превосходству друг над другом.

Иисуса же они считали высшим, называли Учителем и Господом (Ин. 13: 13).

Итак, ученики понимали, что для омовения ног нужен кто-то низший по статусу, никто из них таковым себя не считал, поэтому проблема оставалась нерешенной. И вдруг, происходит неожиданное: Тот, Кто исцелял больных, ходил по воде, воскрешал мертвых, называл Себя равным Богу, соглашается добровольно омыть ноги ученикам.

Такой жест находится за гранями понимания учеников. Это был такой урок смирения, который Петр даже отказался принимать (стих 8).

Об одном известном иудейском равви, жившем приблизительно за двести лет до Рождества Христова, говорили: «Его смирение так велико, что он готов сделать для других что угодно, только не отказаться от своего почетного места». В иудейском обществе особое значение предавалось статусу человека. В соответствии со своим статусом люди занимали места в синагогах, на пирах. Статус играл огромную роль, и каждый член общества осознавал его и старался поступать в соответствии с ним.

Ученики боролись между собой за звание большего, то есть мечтали повысить свой статус, поэтому омовение ног рассматривалось как совершенно невозможное, так как свидетельствовало, по их мнению, о понижении статуса. Решение проблемы пришло с неожиданной стороны: Иисус, Тот, Кто имел самый высокий статус, решает, отбросив в сторону все социально-культурные условности, выполнить работу самого низкого раба.

То, что сделал Иисус, не встречалось в обществе иудеев. Я пытался найти аналогию, современную аналогию тому, что сделал Господь, но не мог. Некоторые считают, что стирать носки за каким-то человеком унизительно, но Иисус сделал больше. Даже если представить себе главу государства в роли дворника, подметающего улицу, это будет лишь бледным отражением поступка нашего Пастыря.

Великое смирение Христа открыло ученикам Его великую любовь. Смирение утверждает любовь, а гордость ее разрушает. Гордость несовместима с любовью. В горнице не было атмосферы любви, пока наполненные амбициями ученики решали, кто из них самый значительный. И вдруг свет любви загорелся, когда Иисус просто в смирении начал служить.

Мы видим сегодня недостаток любви среди верующих в самых разных ситуациях: соперничество, зависть, конкуренцию. Такое можно встретить и среди проповедников, и среди музыкантов. Причина – гордость, нежелание смиряться.

Хотите создавать атмосферу любви в церкви, в семье, смиряйтесь, просто в смирении служите друг другу. Поражайте друг друга смирением. Просто делайте то, что в представлении мира считается несовместимым с гордостью.

 

В жизни христианина не должно существовать никакого вида служения ближним, который он бы считал унизительным для себя.

 

Смирение являет любовь.

Отметим несколько практических способов проявления любви через смиренное поведение.

 

 

Первый способ проявления любви через смиренное поведение: почитайте других выше себя.

 

«Ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого выше себя»

Филиппийцам 2: 3.

«Любопрение», переведенное так слово обозначает «эгоистичные амбиции, стремления, соперничество», речь идет о гордости, которая управляет человеком.

«Тщеславие» – это пустая слава, погоня за славой, продиктованная любовью к самому себе.

В 4-ом стихе Павел добавляет: «Не о себе [только] каждый заботься». Это призыв отложить эгоистичное мышление, зацикленность на самом себе.

От всего этого следует избавляться для того, чтобы научиться являть свою любовь ближним в смиренном отношении к каждому из них.

Почитать других более, чем самого себя, не просто. Для этого необходимо удалить свое стремление к человеческому признанию, уважению, удалить гордость, высокое самомнение, удалить плотское желание побеждать и самоутверждаться, удалить эгоистичную концентрацию внимания только лишь на своих нуждах, желаниях и потребностях. На место всего этого должно прийти смиренное мышление.

Слово, переведенное как «смиренномудрие», буквально означает «смиренное мышление». Скорее всего, оно было создано христианами, может быть даже самим Павлом, так как язычники не имели такого слова в своем лексиконе; даже сама идея смиренного мышления была совершенно чуждой для них, поэтому и слов, выражающих такое состояние, у них не существовало.

Греховное мышление царя, озабоченного лишь собой, ожидающего от других служения себе, должно уйти, и на смену ему должно прийти мышление слуги.

Выражать свое почтение ближним и этим являть свою любовь к ним можно разными действиями и словами. Перечислим некоторые из них.

 

Ставьте интересы, нужды и радости ближних выше своих.

Это можно делать разными способами, один из них – проявление гостеприимства.

Никогда не забуду, как в холодный зимний вечер, уставший после перелета на самолете и дня, проведенного в различных книжных христианских магазинах Москвы, я оказался в квартире служителя, любезно согласившегося предоставить мне свой дом для ночлега. Я видел его первый раз в жизни, нас с ним ничто не связывало, просто один наш общий знакомый привел меня к нему. В тот вечер я почувствовал такую любовь со стороны хозяина дома, что до сих пор не могу забыть. Помимо того, что меня положили спать на кровать мужа и жены, которые ради этого перешли в другую комнату, меня окружили теплым общением, приготовили для меня лучшую еду. На следующее утро, выходя из того дома, я намного глубже, чем раньше, осознал значение гостеприимства и силу любви, раскрывающейся в нем.

Конечно, почтение к ближнему должно проявляться и в других сферах наших отношений с людьми. Вы устали и нуждаетесь в отдыхе, а ваш ближний нуждается в общении, поставьте его нужду выше своей. Уставший после работы муж должен отказать себе в нескольких часах сна и успокоить взволнованную жену. Стоящий в очереди христианин должен пропустить вперед себя человека, умоляющего об этом. Жена, не интересуясь хобби мужа, его работой, должна с интересом слушать супруга, когда он рассказывает о чем-то касающемся этого. Оказавшись в христианской библиотеке и протянув руку к понравившейся вам книге одновременно с другим верующим, уступите.

 

Причем, ставить интересы ближнего выше своих необходимо даже тогда, когда никто из людей не может проконтролировать это.

Вникнув в значение 2-го стиха 3-ей главы Послания к Филиппийцам, один из пресвитеров признался: «Я всегда ставил свои интересы выше интересов ближних, особенно тогда, когда этого никто из людей не замечал. Разрезая торт во время обеда, я клал себе лучшую часть, причем делал это так, чтобы окружающие не заметили. Распределяя гуманитарную помощь, поступавшую в церковь, брал себе лучшие вещи, а только потом давал возможность другим верующим брать то, что осталось. Оказываясь в забронированной гостинице раньше других братьев-христиан во время какой-нибудь поездки на конференцию, выбирал себе лучший номер и т.д. Я заботился лишь о том, чтобы никто из людей не замечал моего самолюбия. Но теперь я понял, что не выполнял заповедь о любви к ближнему перед всевидящим Богом. Я осознал свой грех и теперь стараюсь ставить интересы и нужды ближнего выше своих, особенно когда этого никто из людей заметить не может».

 

Для того чтобы тренировать себя в смирении надо начинать с малого.

Научитесь ставить интересы ближнего выше своих во всех мелочах. Вы едите на автомобиле. Вам жарко, а ближний замерзает, увеличьте температуру воздуха в салоне, и вы проявите свою любовь к ближнему в том, что поставите его желания выше своих.

Если ближние радуются, а у вас плохое настроение, не нужно мешать их радости. Необходимо взять себя в руки и поддержать праздничное настроение, а не омрачать его вздохами и монотонными фразами. И так во всем: и в малом, и в большом.

 

То же самое можно сказать по отношению ко времени. Цените время ваших ближних более, чем свое.

Если вы договорились с кем-либо о встречи, приходите вовремя, не опаздывайте. Если вы хотите посетить занятого человека, сообщите ему об этом заранее, чтобы не отнимать у него время, предназначенное для запланированного общения с другими людьми, отдыха или труда.

Опаздывать на запланированные встречи, посещать людей, живущих по строгому расписанию, без предварительной договоренности – это значит не ценить время ближнего более своего, поступать против любви.

 

Цените достижения ближних выше своих.

В любом деле, особенно в служении Богу, признавайте вклад окружающих, не принижайте его, благодарите за него.

Нередко приходится наблюдать, как человек, принявший минимальное участие в строительстве здания для церкви или в осуществлении библейских перемен в церкви, ведет себя так, будто играл ключевую роль. Он много говорит о себе, о своих усилиях, оставляя в тени своего большого «Я» труд тех, кто внес гораздо больший вклад и затратил гораздо больше усилий. Поступать так – значит поступать против любви.

Но еще более гордым, дерзким поведением можно считать попытку присвоить себе достижения других людей, когда ты не просто сделал меньше, недостаточно содействуя, а даже противодействовал служению других.

Противившийся основанию новой церкви, спустя годы, рассказывает о себе как об одном из ее основателей. Противившийся реформатскому взгляду на вопрос спасения представляет себя одним из тех, кто утверждал его первым в церкви или в какой-то местности, среди группы церквей.

Если вклад ближнего в дело созидания церкви высок, признавайте это, благодарите за это Бога в присутствии других людей, потому что этого требует справедливость. Если вклад ближнего в созидание церкви объективно не столь значащий, как ваш, все равно, признавайте его, говорите о нем более, чем о себе, потому что этого требует смирение.

Постоянно говорить о себе, о своих заслугах, не признавая заслуги других или умаляя их, – это значит не проявлять любовь к ближним.

Утверждающий любовь в церкви будет с восторгом говорить о тех чудных делах, которые Господь совершает через служение его ближних.

Итак, вы можете почитать ближних более, чем самого себя, ставя их интересы и нужды выше своих, а также ценя их достижения выше своих.

Второй способ проявления любви через смиренное поведение: ведите себя с окружающими скромно.

 

В одной из библейских школ, проводимых в нашем городе, перед началом занятий преподаватель попросил студентов представиться. Самым экстравагантным оказалось представление юного студента. Он не произнес в церкви ни одной проповеди и был очень незаметным человеком, но представился следующим образом: сначала назвал свое имя, а затем добавил: «Апологет, писатель, проповедник».

Несколько лет назад, провожая знакомого служителя в аэропорту города Краснодара, мне довелось познакомиться с христианином, только что прошедшим обучение за рубежом. Знакомство началось так: молодой человек подошел ко мне протянул руку и проговорил: «Магистр психологии, магистр богословия. Денверская богословская семинария». После этого он назвал свое имя, которое я не запомнил.

Тщеславие не укрепляет любовь между верующими, а только сеет зависть, раздор и только отталкивает.

В книге Притч сказано:

«Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои; чужой, а не язык твой»

Притчи 27: 2.

 

Духовные антиподы каждого истинного христианина – фарисеи – были сильно захвачены желанием возвышать себя.

«Также любят первые места на пиршествах и первые места в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «Учитель! Учитель!»»

Матфея 23: 6, 7.

 

Фарисеи любили первые места на пиршествах. В первом столетии столы не были высокими, как сегодня, и представляли собой небольшое возвышение. Поэтому за столами того времени не сидели, как сегодня, а возлежали, облокотившись на левую руку, а правой брали пищу. Располагались столы дугой, в центре которой обычно сидел хозяин и почетные гости. Чем менее значимые были гости, тем дальше они сидели от центра стола. Так вот, фарисеи специально старались сесть как можно ближе к центру, чтобы всем было сразу ясно: они в числе почетных гостей, важных, влиятельных людей.

Также фарисеи любили первые места в синагогах. В синагогах самыми почетными были места старейшин, расположенные так, чтобы занимающие их находились на виду перед всеми присутствующими в синагоге. Конечно же, фарисеи стремились занять именно такие места, чтобы можно было демонстрировать перед собравшимися свою особую набожность.

Еще фарисеи любили приветствия в народных собраниях. Рынок был не только местом торговли, но и местом народных собраний. И вот, когда кого-то приветствовали публично на таких собраниях, это было очень престижно, указывало на важность человека. Фарисеи очень любили, когда их приветствовали в публичных местах, жаждали этого.

Но христиане должны быть далеки от всего этого, вести себя скромно, «не раздувая» себя.

«Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава»

Притчи 25: 27.

 

Основная причина ссор и разделений среди членов коринфской церкви была связана с гордостью, тщеславием, характерным для их поведения. Коринфяне вели себя, как цари (1 Кор. 4: 8). Такое поведение несовместимо с любовью (1 Кор. 13: 4).

 

Хотите исполнять заповедь «Возлюби ближнего», ведите себя скромно с окружающими, представляйтесь смиренно, думайте о себе скромно. Смотрите на себя не только через призму своих побед и достижений, но и через призму ошибок, несовершенств, которые вам прощает Господь и к которым снисходят ваши ближние.

Третий способ проявления любви через смиренное поведение: прощайте других и просите о прощении.

 

Исполнять заповедь о любви к ближнему – это значит простить все обиды, нанесенные вам, и просить прощение за нанесенные вами.

Призывая членов коринфской церкви простить согрешившего брата, Павел писал:

 

«Так что вам лучше уже простить его и утешить, чтобы он не был поглощен чрезмерной печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь»

2 Коринфянам 2: 7-8.

 

Прощение является проявлением любви.

Конечно же, прощение связано со смирением. Обиженная сторона испытывает обиду, желает отмщения, и для того чтобы противостоять подобным плотским тенденциям, необходимо смириться, умереть для себя.

Призывая Филимона простить беглого раба Онисима, Павел также связывал прощение с любовью.

«Поэтому, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, – по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел, старец, а теперь и узник Иисуса Христа, – прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне. Я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце»

Филимону 1: 8-12.

 

Конечно, обладая апостольской властью, Павел мог приказать Филимону. Однако вместо этого – просил его по любви. Несомненно, апостол хотел, чтобы прощение было даровано не из чувства долга, а из любви. Любовь к Павлу как к старцу и узнику должна была мотивировать прощение. Называя себя старцем, апостол не указывает на свое превосходство над Филимоном в биологическом возрасте, а скорее, указывает на напряженность своего служения, интенсивность жизни, в которой он буквально сгорал для Христа. В то время Павлу было около шестидесяти лет, но и Филимон был далеко не молодым человеком, так как имел взрослого сына Архипа (стих 2).

Относясь с огромным уважением к Павлу, своему духовному отцу (стих 19), осознавая, что именно активное участие в служении сделало его человеком, выглядящем гораздо старше своих лет (скорее всего, постоянные эмоциональные и физические перегрузки, тяготы служения привели к тому, что в свои 60 лет апостол выглядел, как совсем ветхий старец – во 2 Кор. 4: 16 он указывает на тление своего внешнего человека), Филимон должен был простить Онисима из-за любви к Павлу. Тем более, что апостол называет себя не только старцем, но еще и узником, подчеркивая этим, что посвященное, жертвенное служение не только ускорило процесс старения, но еще и привело к тюремному заключению. Любовь к такому посвященному служителю, нежелание его расстраивать, должна быть одним из мотивов прощения.

 

Стоит заметить, что Павел не только призывал прощать других, но и охотно прощал сам. Павел простил члена коринфской церкви, нанесшего ему личное оскорбление.

«Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, – чтобы не сказать много, – и всех вас. Для такого довольно этого наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, чтобы он не был поглощен чрезмерной печалью»

2 Коринфянам 2: 5-7.

 

Павел простил Марка и восстановил его в служении, несмотря на то, что Марк однажды серьезно подвел его. Однажды Павел даже расстался с Варнавой из-за того, что полагал невозможным брать с собой в служение Марка, человека, проявившего себя ненадежным (Деян. 15: 36-39). Но позже, спустя годы, Марк под влиянием Петра изменился, и Павел относился к нему как к серьезному сотруднику (2 Тим. 4: 11).

 

Умрите для себя, прощайте обиды и нанесенные оскорбления, и этим вы будете являть любовь друг другу.

Исполнять заповедь о любви – значит прощать ближних. Отказ в прощении несовместим с заповедью «Возлюби ближнего». Любящее сердце в смирении прощает.

Супруги должны любить друг друга настолько сильно, что будут готовы простить даже измену. В смирении принять факт измены – с любовью простить ее.

В смирении просить прощения у ближних – это также проявлять любовь.

Приблизительно за месяц до своей смерти 28 апреля 1564 года великий реформатор Жан Кальвин, осознавая, что жизнь его подходит к концу, прощаясь с женевскими священниками, произнес слова, полные любви к ним и личного смирения: «Вам пришлось вынести много моих ошибок. Пожалуй, все, что я сделал, ничего не стоит. Злые сумеют использовать для себя эти слова. Но я повторяю еще раз, что все, что я сделал, ничего не стоит, и что я – жалкое создание. Но я могу сказать, что я всегда хотел добра, мои недостатки вызывали у меня недовольство, и в моем сердце всегда был страх Божий. И вы вполне можете сказать, что мои намерения были добрыми, и я прошу вас простить мне все зло». (Серия «Исторические силуэты». Фридрих Вильгельм Кантценбах. «Мартин Лютер, Иохам Штедтке, Жан кальвин». Ростов-на-Дону. «Феникс», 1998г., стр. 306).

Когда мы прощаем и просим прощение, мы проявляем смирение, исполняем заповедь о любви к ближнему.

Согрешить против кого-либо, открыто осознать, что это грех, но не попросить прощения – это значит не способствовать утверждению любви. Отказываться просить прощения и просто жить после серьезного оскорбления ближнего как ни в чем ни бывало – это значит поступать против любви.

 

 

Четвертый способ проявления любви через смиренное поведение: жертвенно служите ближним.

 

Как уже было отмечено в начале этой главы, жертвенное служение Христа ученикам, омовение ног, стало для них величайшей демонстрацией Его любви к ним.

Библейское основание у нас есть, поэтому мы можем уделить больше внимания применению. Это необходимо сделать в связи с тем, что некоторые порой недогадываются, как можно послужить ближним.

 

Жертвенное служение ближним начинается с дружеского общения.

«...и будьте дружелюбны»

Колоссянам 3: 15.

 

Когда вы обращаетесь к кому-то в церкви с просьбой или наставлением, проявляйте максимум дружелюбия. Когда вы приветствуете кого-либо, проявляйте максимум дружелюбия. Когда вы служите кому-то, проявляйте максимум дружелюбия.

Для того чтобы быть подлинно дружелюбным человеком, необходимо следить не только за своими действиями, но и за тоном голоса, и за выражением лица.

Христиане, которые, приветствуя людей в церкви, смотрят на них сердито, внешне выражая свое недовольство и раздражение, не проявляют смирения, поступают против любви.

 

Приходить на богослужение и уходить, не заговорив ни с кем, ни с кем не пообщавшись, не выразив никому любви и заботы – значит поступать против любви.

 

Мы можем выражать свое дружелюбие к ближним через братское приветствие, рукопожатие.

«Приветствуйте друг друга целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы»

Римлянам 16: 16.

«Приветствуют вас все братья. Приветствуйте друг друга святым целованием»

1 Коринфянам 16: 20.

 

Прощаясь с Павлом, ефесские пресвитеры выражали любовь к нему следующим образом: «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на шею Павла, целовали его» (Деяние 20: 37).

Если вы будете дружелюбны с ближними, то сможете сблизиться с ними, и узнать их нужды. Узнавая нужды ближнего, вы можете начать их восполнять.

 

Жертвенное служение ближним проявляется в восполнении их нужд.

«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божья? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной»

1 Иоанна 3: 16-18.

 

Видеть ближнего в нужде, знать о его нужде, иметь возможность помочь и не помогать – значит не исполнять вторую заповедь. Исполнение второй заповеди не отделимо от жертвенного служения ближним.

Кормить голодных, оказывать медицинскую помощь больным, предоставлять ночлег нуждающемуся – все это значит проявлять любовь.

Не заботиться о семье, не восполнять нужды тех, с кем живешь – значит поступать против любви.

 

Почитая других выше себя, проявляя скромность в общении с окружающими, прощая других и прося прощения, жертвенно служа ближним, мы сможем являть любовь к людям через такое смиренное отношение.

 

 



 

 

 

 








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.