Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ №20: 1.Раскройте физиологические основы качества силы и охарактеризуйте методы его






Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий, способность развивать максимальное напряжение при сокращении мышц. Различают максимальную произвольную силу и максимальную силу. Максимальная произвольная сила - это сила, которую может развить сам человек в естественных условиях. Максимальная сила - сила, которая достигается при раздражении электрическим током нерва, иннервирующего данную мышцу. Разница между ними называется «силовой дефицит» - характеризует резервные возможности силы.

Выделяют две группы факторов, определяющих силу: центральные и периферические.

К периферическим факторам относятся число и свойства (композиция) мышечных волокон, исходная длина мышцы, площадь поперечного сечения мышцы, механические условия действия мышцы на кости скелета (мышечная тяга). Имеют значение число, ход и толщина мышечных волокон, а также число миофибрилл в каждом волокне. К центральным факторам, определяющим максимальную произвольную силу, относят механизмы внутримышечной и межмышечной координации.

Внутримышечная координация определяется числом одновременно возбужденных мотонейронов мышцы и синхронизацией импульсации мононейронов во времени. К механизмам межмышечной координации относятся выбор мышц синергистов, необходимых для выполнения поставленной задачи, и сопряженное торможение мышц антагонистов. Тренировка увеличивает мышечную силу за счет: увеличения поперечного сечения мышцы,

содержания в ней энергоемких соединений, совершенствования нервной регуляции мышц,

усиления адаптационно-трофических нервных влияний, повышения уровня вегетативных реакций, особенно, кардиореспираторной системы. Кроме того, различают абсолютную и взрывную (скоростную силу), абсолютная сила - это наибольшее напряжение которое может развить мышца, преодолевая внешнее напряжение. Взрывная сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление с максимальной скоростью мышечного сокращения (максимальное усилие в минимальное время). Она включает скорость, максимальную силу и быстроту.

Максимальная сила зависит от физиологического поперечника активируемых мышц, нервной регуляции каждой мышцы и взаимодействия мышц синергистов и антагонистов. Увеличение мышечной массы может вызвать замедление скорости сокращения.

Для тренировки максимальной силы необходимы интенсивность раздражителя от субмаксимальной до максимально возможной силы и большая продолжительность одиночных сокращений.

Взрывная (скоростная) сила (к примеру - в хоккее) проявляется в стартах, резком изменении направления движений во время движения, ударах по шайбе, вбрасывании шайбы, силовых единоборствах с соперником. Она рассматривается во взаимосвязи с техникой выполняемых движений (старты, удары, прыжки). Взрывная сила обусловлена врожденной структурой мышечных волокон разного типа, поэтому улучшения скоростно-силовых качеств добиться тренировкой нелегко. Для ее развития необходимы максимальная скорость выполнения упражнения при интенсивности раздражителя, обусловленной игровой деятельностью, а также локализованное развитие скорости и силы в объеме и соотношениях, соответствующих требованиям игры.

Метод повторных усилий - различное число повторений упражнения с максимальным или субмаксимальным весом - направлен на интенсификацию обменных процессов в мышцах, способствует увеличению массы тела и развивает мышечную силу. При этом в одиночном движении участвует не вся мышца, а часть ее, однако, при многократном повторении движения в активную работу включаются дополнительные мышечные волокна и двигательные единицы.

Метод максимальных усилий направлен на моторную зону коры ЦНС, посылающую мощный поток импульсов к мотонейронам спинного мозга, вследствие чего совершенствуются компоненты управления. Этот метод способствует увеличению мощности механизмов энергообеспечения мышечных сокращений и обеспечивает развитие способности мышц к сильным сокращениям, проявлению максимальной силы без значительного увеличения мышечной массы.

2.Раскройте значение профессионально- прикладной физической подготовки. Перечислите…

Основное назначение ППФП — направленное развитие и под­держание на оптимальном уровне тех психических физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требова­ния конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда. ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Задачи ППФП: - направленное развитие физ. способностей, специфических для избранной проф. деятельности; - воспитание профессионально важных для данной деятельности псих. Качеств; - формирование и совершенствование профессионально-при­кладных умений и навыков; - повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических усло­вий трудовой деятельности; - сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приоб­ретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности. Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Основными средствами ППФП служат физи­ческие упражнения, соответствующие особенностям конкретной про­фессиональной деятельности. Средства ППФП распределяются по группам по их направлен­ности: а) развитие профессионально важных физических способностей; б) воспитание волевых и других психических качеств; в) формирование и совершенствование профессионально-при­кладных умений и навыков; г) повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражне­ния без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне и др.) и таких мас­совых видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плава­ние, спортивные игры и др.; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализи­рованные полосы препятствий и пр. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий. Формы занятий по ППФП. В средних специальных и высших учеб­ных заведениях преимущественно используются следующие формы: 1) академические учебные занятия (комплексные и специализи­рованные). Комплексные учебные занятия могут включать: а) сред­ства ОФП и профессионально-прикладной физической подготов­ки; б) только средства ППФП из различных ее разделов. Специа­лизированные занятия имеют более узкую, избирательную направ­ленность (обучение прикладным действиям, совершенствование отдельных качеств); 2) занятия в период учебной практики (студентов, учащихся колледжей профессионального образования); 3) спортивно-прикладные соревнования. Высокая действенность спортивно-прикладных соревнований (и особенно по многоборьям) связана с их максимальными психофизическими нагрузками, воз­можностью совершенствования прикладных умений и навыков и проверки их в экстремальных ситуациях, приближенных к типич­ным условиям профессиональной деятельности. Предмет соревнова­ний в ряде случаев могут составлять действия, характерные для того или иного труда (например, соревнования по видам пожарно-прикладного спорта у пожарных), но чаще действия, требуемые особы­ми внешними условиями профессиональной деятельности; 4) самост. трен. занятия по заданию пре­подавателя. Методика ППФП базируется на последовательном воплощении общепедагогических принципов и основополагающих принципов методики ФВ. Важнейшее значение для рационального построения ППФП в целом имеет обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготов­ки. Воплощение принципа единства общей и профессионально-прикладной физической подготовки предполагает вместе с тем опре­деленное профилирование общей физической подготовки примени­тельно к особенностям профессии как в период овладения ею, так и в годы последующей профессионально-трудовой деятельности. В за­висимости от ее специфики в этой связи целесообразно: - усиливать те из компонентов общей физической подготовки, которые более других содействуют развитию профессионально важных физических и связанных с ними способностей (по меха­низму положительного переноса тренированности), соответственно перераспределяя время и усилия, затрачиваемые в различных ее разделах; - в период становления профессиональных двигательных навы­ков избегать в процессе общей физической подготовки тех упраж­нений, которые могут негативно повлиять на формирование дан­ных навыков; для этого надо отчетливо представлять закономерности положительного и отрицательного переноса навы­ков, чтобы использовать эффект положительного переноса и не вызвать отрицательного; - включать в общую физическую подготовку в достаточном объе­ме тренирующие нагрузки, противодействующие неблагоприятному влиянию на здоровье и дееспособность профессиональной гиподинамии (особенно когда профессиональная деятельность отличается крайне низким уровнем двигательной активности), а также избира­тельно направленные комплексы физических упражнений для про­филактики и коррекции отдельных отклонений в физическом со­стоянии и развитии организма, вероятных при хроническом воздей­ствии неблагоприятных факторов и условий профессиональной дея­тельности. Основными формами занятий служат урочные формы, имеющие типич­ную в физическом воспитании структуру, варьируемую в зависимости от особенностей содержания и условий построе­ния занятий. Нередко, особенно в рамках обязательного курса ФВ в специальных учебных заведениях, урочные занятия, включающие материал ППФП, являются комбинированными. Профессионально-прикладные упр. в них выполняются наряду с упражнениями, используемыми в качестве средств общей физической подготовки, что, кроме прочего, обусловлено дефицитом учебного времени. Соотношение однопредметных и комбинированных занятий по курсу физического воспитания, включающему материал ППФП, за­висит во многом от общего бюджета времени, выделяемого на курс в целом, и сложности решаемых задач. Чем больше время и чем сложнее задачи, тем чаще следует практиковать однопред­метные занятия; если же бюджет времени мал, целесообразно при одинаковых прочих условиях большую часть занятий делать комби­нированными. В качестве одной из эффективных форм организации и интен­сификации занятий по ППФП практикуют соревнования в профес­сионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы занятий наиболее широко представлены, естественно, в случае углубленной специализации в избранном профессионально-приклад­ном виде спорта. Система занятий при этом приобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярного участия в состязаниях, что выдвигает особую проблему рационального сбалансирования спортивной, профессионально-образовательной и трудовой деятельности. Особую роль в осуществлении ППФП играют и не сводимые к спортивным самодеятельные физкультурные заня­тия, включающие профессионально-прикладные упражнения наряду с другими средствами физического самовоспитания в режиме по­вседневного быта и удлиненного активного отдыха (в частности, в форме ежедневной индивидуальной зарядки, физкультурно-кондиционной тренировки, туристских походов). Для реализации некоторых задач, преследу­емых в ППФП, могут быть использованы кроме указанных и ма­лые формы занятий, практикуемые в рамках производственной физической культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.