Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. а) 1. Апостол, имея в виду объяснить иудеям, что и ревность их к закону не спасет их, начинает с уверения их в своем искреннем к ним благорасположении






а) 1. Апостол, имея в виду объяснить иудеям, что и ревность их к закону не спасет их, начинает с уверения их в своем искреннем к ним благорасположении. Благорасположение это к ним не на языке, а от полноты сердечной: он всем сердцем желает и всегда молится Богу о том, чтобы весь израильский народ был спасен.

2. Знаю, говорит, и всем им говорю, что иудеи имеют ревность: все внешние предписания закона – субботы, праздники, жертвы и пр. установленные законом они ревностно исполняют. И эта ревность их – Божия, за Божие дело, ибо закон от Бога; но эта ревность их – не по рассуждению, - (сл.: не по разуму) не по смыслу и значению закона, не сообразуется с волею и указаниями Законодателя Бога, что видно и из их отношения к правде Божией.

3. По планам правды Божией человек может оправдаться пред Богом только верою во Христа, к чему вел человека и закон, указывая ему его беспомощность и средства к спасению, - веру во Христа. Но народ иудейский в массе не покорился этому, а надеялся оправдаться своими силами, поэтому и не достиг праведности. Он не уразумел, что закон вел его ко Христу.

4. Ибо закон всем своим устройством – духом и словами приводит ко Христу, как к своему концу и цели. Он дан был для праведности: кто исполнит его как должно, тот будет праведен. Но никто не имел сил исполнить его. Силу на это подает Христос тем, кто верует в Него. Только этой силой люди делаются истинно праведными во всем объеме закона, и получают оправдание, в чем погрешили против закона и облекаются силою действовать во всем сообразно с законом. В этом смысле Христос является к праведности всякого верующего, т.е. в дарование праведности ради веры. Он есть и цель закона. Эту мысль Апостол доказывает далее самим законом и пророками.

б) 5. Именем Божиим Моисей заповедал народу еврейскому, дабы он не имел ничего общего с жизнью окружавших его язычников, а всецело старался только исполнять заповеди своего Господа: сотворите вся повеления Моя и вся судьбы (законы) Моя, и сотворите я: сотворивый так человек жив будет в них (Лев. 18, 5).

Язычники же за их нечестие и худую жизнь понесут наказание.

Вот правда законная – кто исполнит весь закон. Как должно, тот и будет прав. Но Сам Господь чрез Моисея же сказал еще о другом пути оправдания, тесно связанным с первым – о правде чрез веру.

6-8. О правде чрез веру так говорит Господь народу чрез Моисея: «заповедь, которую я заповедую тебе сегодня не недоступна для тебя и не далека: она не на небе, чтобы можно говорить: кто вошел бы для нас на небо и дал бы нам услышать ее, и мы бы исполнили ее. И не за морем она, чтобы можно было говорить: кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам и дал услышать ее, и мы исполнили бы ее? Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнить его» (Втор. 30, 11-14). Закон, написанный на скрижалях, на хартии, есть закон внешний; чтобы ему стать источником жизни, он должен перейти в сердце, слиться со всем существом человека и тогда заповеди уже будут написаны в сердце. Это – главное в законе и осуществляется оно только верой в Иисуса Христа. Как пишется Новый Завет со всеми его законами в сердце? – Чрез веру в Господа Иисуса Христа, через возрождение крещением и, наконец, чрез обручение Духа Святого в сердцах наших, т.е. когда Дух начертает новый закон в самом сердце. Итак, корень всего есть вера в Иисуса Христа, ибо верующий в Него получает Духа, Который «учит нас всему» (Иоан. II, 27). Поэтому то Апостол в пророчественные слова Моисея вставляет и исполнение их: не говори, кто взойдет на небо, чтобы Христа свести, дабы Он начертал в нашем сердце Свой новый закон: Христос уже пришел, веруй в Него и получишь просимое. Не говори: кто сойдет в бездну, чтобы Христа из мертвых возвести? Он уже возведен, как Иона из бездны моря – воскрес. Веруй в Него и восприимешь Христа, а с Ним и новый закон. Как за законами, заповедями не нужно было ходить ни на небо, ни за море: они были вблизи – принесены, начертаны, так и слово веры проповедуется всюду Апостолами. Таким образом, единственный путь спасения есть вера в Господа Иисуса.

9-10. Закон дел говорит: исполни весь закон и жив будешь чрез него: закон же веры говорит: исповедуй устами твоими Иисуса Господом (Сыном Божиим) и веруй сердцем, что Бог воскресил Его из мертвых, спасешься и будешь жив. Почему так? Потому, что вера насаждает в сердце правду, святость, чистоту – все то, что необходимо для спасения; поэтому и в правду, и во спасение веруется и сердцем, и устами исповедуется. А разве дел не нужно для спасения? Нужны и дела: ибо неизменен закон, установленный Самим Господом: «Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф. 19, 17). Следовательно, с верой в Господа воскресшего неразрывно соединяется и исполнение заповедей Его. И если верующий спасается, то, несомненно, святой жизнью по заповедям Божиим при содействии благодати Св. Духа, даруемой в Таинствах. Этот путь спасения верою, как единственный, предуказывается и пророками, свидетельство которых Апостол и приводит далее (Ис. 28, 16).

11. Приведенные слова взяты Апостолом из того места пророка Исаии, где он говорит от лица Господа: «Аз полагаю в основание Сиону камень многоценен, честен, и веруяй в он не постыдится». Под камнем ясно разумеется Иисус Христос: Он один лежит в основании духовного Сиона – Св. Божией Церкви, которая утверждаясь на Нем, стоит непоколебимо. Всякий, кто верует в Него, не постыдится в своих надеждах на спасение ни в этой, ни в будущей жизни. Кто всякий? – Апостол раскрывает далее.

12. Господь, богатый спасающей милостью, обильно изливает ее на всех, обращающихся к Нему, безразлично, иудей ли то, или язычник, потому что он – Господь один и тот же для всех людей. Поэтому (см. 13 ст.).

13. Приведенные слова взяты Апостолом из пророчества Иоиля об обильном излиянии даров Св. Духа и протолкованы были Апостолом Петром в день Пятидесятницы, когда Дух Св. сошел на Апостолов и те, к изумлению собравшихся иудеев, начали говорить и славить Бога на разных языках (Деян. 2, 16-21). В пророчестве предрекается излияние Св. Духа на всякого, кто призовет Имя Господне. Ап. Петр объясняет, что значит призвание Имени Господня и обещаемое спасение: «покайтеся, и да крестится, кийждо из вас во Имя Господа Иисуса Христа, во оставление грехов: и примите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38). Сознай, что ты грешен и уверуй, что нет тебе спасения кроме Господа, это будет призвание Имени Господа; потом – с чувством покаяния и с верою крестись, чрез это примешь отпущение грехов, возродишься к новой жизни и получишь дар Св. Духа, Который, излившись на тебя, научит тебя, как тебе сделаться святым и укрепит тебя, чтоб ты содержал себя в святости во все дни своей жизни. Это будет спасение.

Итак, единственный путь к спасению есть вера, о чем свидетельствуют сам закон и пророки. Между тем, иудеи в большинстве продолжают упорствовать, не обращаются к этому пути спасения. Для объяснения и как бы извинения этого упорства иудеев, Апостол предполагает новый ряд причин.

в) 14-15. Может быть потому они упорствуют – не призывают имени Господа, что не слыхали о Нем, что не было проповеди, не было проповедников, посланных к ним? Чтобы сильнее подействовать на упорствующих, Апостол отвечает на поставленные вопросы не указанием на действительность, а более убедительным для них пророческим словом. Ответы ведет с последнего вопроса. Разве не были к ним посланы проповедники? – Были и это подтверждается Писанием (Ис. 52, 7).

15. Приведенные слова взяты из того места пророка Исаии, где он в утешение иудейского народа предсказывает ему, что Господь Сам будет между ними и будут посланы благовестники, разносящие радостную весть о Нем: «И воцарится Господь и узрят все концы земли спасение, еже от Бога» (ст. 10). Очевидно, пророк говорит здесь о пришествии Обетованного. Кто вестники Его мира и благого? Апостолы, ибо они проповедовали о примирении в Нем с Богом, из чего истекали неисчетные духовные блага для временной и вечной жизни (Ср. 2 Корп. 5, 20). – Но, могли возразить Апостолу, - если бы Господь действительно воцарился на Сионе и послал бы благовествовать об этом, то, несомненно, все иудеи послушались бы, между тем, Апостолов не все слушались. На это Апостол отвечает: так и должно быть, ибо и об этом предсказал пророк Исаия (53, 1).

16. Слова эти взяты из пророчества Исаии о страданиях и смерти Христа. Что проповедовали Апостолы? Они проповедовали Христа распятого, что для иудеев было соблазном, а для еллинов безумием (1 Кор. 1, 23). Поэтому и у Апостолов могла явиться такая же жалоба на равнодушие слушателей, как и у пророка: Господи, как немного верующих слову нашему о Тебе! Итак, все есть для веры: и слово Божие, и проповедники Его.

17. Возвещаемое слово Божие воспринимается слухом, доходит до ума и сердца и зарождает веру. Отчего же иудеи не веруют? Может быть, не доходит до их слуха проповедь Евангелия – слова Божия, поэтому и вера не зарождается в их сердце?

18. Как же они могут сказать, что не слышали, когда вся вселенная слышала вещание Апостолов? Иудеям первым было возвещено Евангелие, ибо и Сам Господь сказал Апостолам: «идите паче ко овцам погибшим дому Израилева» (Мф. 10, 6), и в Деян. Апостольских сказано; «вам (иудеям) первым надлежало быть проповедану слову Божию» (13, 46). Это – фактический ответ на предложенный вопрос. Какой пророческий? – Пророческий взят из 18 пс., в котором пророк Давид изображает, как Господь открывает Свои славу, премудрость, благость, всемогущество и промышление в видимой природе и в словесном откровении – в законе и заповедях. Естественные откровения славы Божией так разительны и непреложны, что возвещаются по всей вселенной и нет никого, кто бы не слышал их голоса. В этих указаниях ветхозаветного пророка на откровение в творении и – лучшем чрез слово – Апостол видит пророчество о новозаветных откровениях, которые слышатся повсюду. Но, быть может, в извинение неверия иудеев возможно сказать, что они не поняли значения настоящего времени, того, что в нем исполняется все, предсказанное пророками, все, обетованное Богом, как и Спаситель их укорил, что лицо неба они умеют распознавать – будет ли ведро, или ненастье, а знамений времен не могут (Мф. 16, 3), или оплакивая судьбу Иерусалима, Он говорил, что народ не разумел времени посещения Его (Ев. Лк. 19, 42. 44)?

19. Иудейский народ должен был разуметь, понять, что наступило время исполнения обетований – пришел Обетованный, но не верил. Моисей первый предсказал это время, характерный признак которого тот, что Бог раздражит их таким народом, которого иудеи считать будут недостойным того, чтобы называться Его народом. Так иудеи думали о язычниках. Чем же раздражит? Тем, что примет их в Свою милость, то, что следовало бы иудеям, перенес на них и передаст им. Это в точности исполнилось, когда язычники, уверовавши в Господа, вступили в обладание духовных благ, обетованных отцам иудеев. Могли ли иудеи этого не видеть и не разуметь? Они видели и больше всего раздражались принятием язычников в Церковь Христову. Следовательно, разумели пророчество Моисея. Так первый Моисей научает Израильтян разуметь время пришествия Обетованного. Вторым вразумляет Исаия (65, 1).

20. Пророк Исаия ясно и точно предрекает, что язычники, не искавшие Бога и не спрашивающие Его, найдут, и Он откроется им. Так и было в действительности. – Услыша проповедь Апостолов, язычники уверовали в Иисуса Христа, крестились, облеклись в Него и стали сынами Божиими. Это иудеи видели и раздражались; значит разумели совершившееся, но по упорству не покорились истине. И об этом их упорстве предрек пророк Исаия (65, 2).

21. Пророк Исаия говорит, что Господь во все время их политической жизни, от изведения их из земли Египетской (весь день) простирал к ним руки – призывал их к Себе, но они не слушали Его. Так и теперь: весь день – во все время служения Своего на земле Господь Иисус Христос призывал их: покайтеся и веруйте в Евангелие! После Его вознесения Апостолы тоже всюду взывали к иудеям: покайтеся, уверуйте в Господа Иисуса!

Итак, все было сделано для обращения иудеев ко Христу: была и проповедь, и проповедники, и средства для разумения настоящего спасительного времени, исполнившегося обетования, и возбуждение в них ревности Господом чрез принятие язычников… Все напрасно, все оказалось тщетным пред их упорством и неверием. Апостол не говорит прямо, чего они заслуживают, предоставляя это решать их совести.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.