Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие конституционной монархии и парламентаризма в XVIII-нач. XX вв.






Становление конституционной монархии в Англии в XVIII-XIX вв. связано с ослаб­лением власти монарха, укреплением позиций парламента и становлением «ответст­венного правительства» (правительства, ответственного перед парламентом).

С начала XVIII в. начался процесс формирования конституционной монархии. Парадокс процесса заключался в том, что речь не шла о принятии Конституции. Её роль призваны были сыграть конституционные акты и политические традиции или обычаи. Первым таким актом в XVIII в. стал Акт об устроении 1701 г., согласно которому монарх должен был принадлежать только англиканской церкви, не мог выезжать из страны без согласия парламента. Его решения в качестве главы исполнительной власти вступали в силу только после подписи тех членов Тайного совета, которые участвовали в обсуждении и гарантировали законность. Это правило получило название «контрассигнатура». Представителям исполнительной власти запрещалось быть членами палаты общин. Судьи становились независимой властью, сохраняли свои должности по формуле «пока ведут себя хорошо» (до этого действовала формула «пока угодно королю»). Жалованья судьям устанавливал парламент. Он же мог смещать их с должности. Парламент получил право импичмента. Это право угрожало самому королю, который обязан был управлять страной исключительно на основе закона.

В 1711 г. парламент провозгласил принцип «король не может ошибаться», что стало началом традиции отчуждения монарха от реальной власти. В 1742 г. был практически использован принцип «ответственного правительства», когда из-за вотума недоверия палаты общин в отставку ушёл кабинет Уолпола. Отсюда же берёт начало традиция формирования правительства по партийному принципу. Победившая на выборах партия формирует кабинет, а её председатель становится премьером.

Развитие парламентаризма выразилось в избирательной реформе. Она была проведена тремя Актами о народном представительстве 1832 г., 1867 г., 1884 г. Реформа ликвидировала практику «гнилых местечек», когда депутаты представляли одного или нескольких избирателей. Депутатские места стали предоставляться в зависимости от количества населения при преимуществе городов. Были введены избирательные округа, имущественный ценз был снижен до 5 фунтов годового дохода, что позволило стать избирателями даже рабочим. Были установлены ценз осёдлости (в течение года) и необходимость уплаты налога для бедных. Избирательное право предоставлялось лицам, имевшим учёное звание. С 1872 г. начало вводится тайное голосование бюллетенями. В итоге число избирателей увеличилось с 435 000 до 2 250 000.

Тремя законами была осуществлена реформа местного самоуправления: Закон 1835 г. местного самоуправления давал городам выборные советы. Городской совет избирал на один год мэра города; Закон 1888 г. ликвидировал в графствах местное помещичье и приходское управление и тоже ввёл выборные советы; Закон 1894 г. предоставил самоуправление Ирландии с тенденцией к самоопределению. Реальная власть перешла из рук аристократии к буржуазии. Созданная система органов самоуправ­ления отличалась значительной самостоятельностью и от­сутствием «административной опеки» со стороны централь­ной власти, что стало характерной чертой английской мо­дели местного управления, отличающей ее от континенталь­ной (французской).

Основой судебной реформы стали Закон о судоустройстве 1873 г. и аналогичный Закон 1875 г. Эти законы ввели Верховный суд правосудия. Он разбирал иски общего права, права справедливости и являлся высшей апелляционной инстанцией для судов графств. По этой реформе и Закону 1876 г. изменилась юрисдикция палаты лордов, её судебная функция была формализована, но даже в такой деятельности могли принимать участие лорды, имеющие высшее юридическое образование. В сфере уголовной юстиции были учреждены выездные суды и в 1834 г. Старший уголовный суд, рассматривавший особо тяжкие и государственные преступления.

Реформы предопределили появление социального законодательства как новой отрасли права. Закон о рабочих коалициях 1825 г. разрешал вступать в разного рода рабочие организации на основе добровольности. Закон о регламентации детского труда 1833 г. защищал интересы детей от произвола работодателей. В 1834 г. были приняты законы об отмене рабства в колониях и пауперах, по которым 4 млн. бедняков и нищих стали пользоваться пособиями, получавшимся в приходах из специального фонда, сформированного за счёт налога на богачей.

Закон 1835 г. о предоставлении избирательного права евреям и Закон 1836 г. об уравнении в правах церковного и гражданского брака свидетельствовали о социализации Английского государства.

В 1839 г. был учреждён комитет по народному образованию, в 1848 г. – управление народного здравия.

В 1853 г. была образована комиссия по делам государственных учреждений. Комиссия разработала систему ежегодной аттестации чиновников, что должно было снизить уровень протекции и коррупции, повысить профессионализм. Акты о тред-юнионах (рабочий союз) 1871 г. и 1913 г. регламентировали профсоюзную деятельность, защищающую экономические интересы трудящихся.

В 1897 г. в Англии началось движение за эмансипацию женщин, уравнение в правах с мужчинами. В одном из самых фешенебельных отелях г. Оксфорда дамы из высшего общества надели на банкет брюки.

Процесс создания нового буржуазного государства был завершён принятием Акта о Парламенте 1911 г. На основе этого закона возникла традиция для проформы спрашивать мнение лордов и получать подпись короля. Реальная законодательная власть закрепилась в палате общин, срок полномочия которой сократился с 7 до 5 лет.

Буржуазное Английское государство продолжало быть великой колониальной державой, на долю которой приходилось 60% зависимой территории и 70% зависимого населения всего мира. Колонии управлялись из Лондона через институт губернаторов, подчиняющегося департаменту колоний и департаменту по делам Индии, входивших в МВД. Согласно Акту о действительности колониальных законов 1865 г. колонии должны были управляться на основе английского статутного права. Акты колониальных законодательных органов признавались недействительными, если они в каком-нибудь отношении противоречили актам британского парламента, распространенным на эту колонию. Цивилизованным колониям с доминирующим европейским населением был предоставлен статус доминионов (самоуправление). Первым доминионом стала Канада по Акту о Британской Северной Америке 1867 г. В соответствии с этим Актом Канада получала право формировать свою собственную законодательную, исполнительную и судебную власть при политическом верховенстве в лице английского короля.

В 1900 г. доминионом была объявлена Австралия, в 1907 г. – Новая Зеландия, в 1909 г. – Южноафриканский союз. Это был неоколониализм, т.е. курс на преобразование Британской империи в Британское содружество.

Таким образом, история становления буржуазного государства в Англии является классическим примером консервативного реформизма. Постепенное принятие конституционных актов и появление в связи с этим

политических традиций привело к появлению уникального государственного строя, благодаря которому Англия сумела стать «великой державой».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.