Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. По мнению авторитетных лингвистов, непосредственное устное звуковое общение является важнейшей сферой функционирования языка






По мнению авторитетных лингвистов, непосредственное устное звуковое общение является важнейшей сферой функционирования языка, «разговорный язык - это в некотором смысле минимальная система национального языка, филогенетически и онтогенетически первичная система, важнейшая по диапазону общественной и индивидуальной значимости» [9, с. 8-9]. Поэтому лингвистика уже давно переключилась с изучения письменного языка на исследование и анализ фактов языка в живом общении, в опыте разговорной речи.

Особый интерес вызывает изучение различных форм нелитературной или отклоняющейся от привычных стандартов языка разговорной речи. Живая разговорная речь изучается с самых различных точек зрения: с социолингвистических позиций - в плане выделения её социальных разновидностей, установления их социального статуса по сферам употребления, определения их социокультурных границ; с психолингвистической и коммуникативно-лингвистической позиций - в плане выделения характерных для данных форм способов обозначения коммуникативных позиций говорящего и слушающего в общей динамике диалогового дискурса, механизмов прагматической мотивации, определяющих функциональную сторону языковых средств; со структурно- и функционально-лингвистических позиций - в плане выделения языковой специфики форм разговорной речи, структурного и функционального анализа используемых в этих формах языковых элементов различных уровней, определения их взаимосвязи со структурной и различными стилевыми нормами языка [4, с. 342].

Важное место в широком диапазоне форм разговорного общения занимают те разновидности разговорной речи, которые условно определяются как закрытые, замкнутые и характеризуются относительной узостью социальной сферы употребления. К числу данных разновидностей относятся различные виды социальных и профессиональных жаргонов, а также формирующийся на их основе языковой сленг.

Сказанное обосновывает научную актуальность проведённого исследования.

Объектом исследования являются сленговые, прежде всего лексические формы русского языка, рассматриваемые в динамике их речевого функционирования.

Предмет исследования составили выявленные в ходе структурного и этимологического анализа свойственные русскому сленгу словообразовательные модели и прежде всего сокращённые слова.

Цель исследования состояла в установлении и описании сокращённых слов, используемых старшеклассниками Белоцерковской специализированной общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 1 с углублённым изучением славянских языков в русской речи, выяснении причин употребления этих слов, способов образования сокращённых слов, сферы и частоты их употребления.

Поставленная цель определяет задачи исследования, основными из которых являются следующие:

1. Определение языкового статуса сленга на функциональном и структурном уровнях в контексте социальной дифференциации языка.

2. Подбор лексического материала и его анализ с точки зрения выделения работающих в русском сленге словообразовательных моделей.

3. Выявление характерных способов русского сленгового словообразования, их анализ в структурном и семантическом аспектах с учётом этимологической мотивированности.

4. Определение лингвокультурной специфики сленговых словообразовательных моделей в русском языке, анализ и описание действующих в них идиоматических факторов.

5. Определение роли и места словообразования в формировании нормативной специфики русского сленга.

Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней на материале русского языка широко применяется лингвокультурный подход к анализу и описанию работающих в сленге словообразовательных моделей, на этой основе мы приходим к заключению о высокой роли идиоматического компонента в исследуемых моделях.

Подбор материала осуществлялся методом анкетирования 151 старшеклассника СОШ №1 г. Белая Церковь, выборки из словарей (общих и специальных).

В своём анализе мы опирались на комплексное сочетание нескольких исследовательских методов:

- анализ лингвистических работ;

- метод выборки (при работе с лексикографическими источниками);

- метод сопоставительного описания;

- метод этимологического описания;

- привлечение к дополнительной проверке результатов наблюдений информантов - носителей языка (с помощью анкетирования).

Практическая ценность исследования определяется тем, что его результаты могут использоваться при составлении лексикографических материалов, при проведении теоретических изысканий в области лексикологии русского языка, на уроках русского языка по культуре речи, при изучении ряда социальных диалектов, как русского языка, так и других языков.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.