Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип сознательности и активности. Результативность педагогического процесса зависит от того, насколько сознательно и активно занимаются воспитуемые






Результативность педагогического процесса зависит от того, насколько сознательно и активно занимаются воспитуемые. Таким образом, понимание занимающимися того, что и для чего они выполняют на занятии, повышает заинтересованность в работе и эффективность педагогического процесса, делает возможным творческий подход в использовании средств и методов и педагогом, и занимающимися. Постепенно ученик становится партнером учителя, переставая быть лишь пассивным объектом педагогических воздействий и превращается в субъекта учебно-воспитательного процесса, что является особенно важным при решении сложных задач (например, необходимость выполнять большой объем физических нагрузок в спорте высших достижений).

Принцип сознательности и активности реализуется в практике при условии выполнения следующих его требований:

1. Формировать у занимающихся осмысленное отношение к цели и конкретным заданиям. Это становится возможным, если на занятии:

- конкретизируются задачи;

- дается характеристика каждому заданию;

- формируется интерес к занятию.

2. Формировать навыки сознательного анализа, самоконтроля и самооценки выполнения заданий. Самоанали з всегда необходим при выполнении технически сложных движений, и он требует сформированной системы биомеханических, анатомических знаний. Самооценка включает анализ функционального состояния при выполнении физических нагрузок (знание физиологических особенностей организма). Самоконтроль подразумевает способность занимающегося самостоятельно оценивать результат всего занятия в целом.

3. Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к процессу физического совершенствования. Активное участие занимающегося в педагогическом процессе возможно при выполнении предыдущих условий.

Принцип наглядности

Физиологическим обоснованием принципа наглядности является учение И.П. Павлова об анализаторах, составляющих первую сигнальную систему отражения внешнего мира, а также учение П.К. Анохина о том, что в основе поведенческих актов лежит образование функциональных систем. Функциональные системы формируются и осуществляются на основе афферентного синтеза, то есть интеграции чувственных раздражений, дающих непрерывную и разностороннюю информацию обо всех процессах и явлениях, происходящих внутри и вне организма.

В практике ФВ существуют примеры, которые объясняют важность участия при выполнении физических упражнений, таких анализаторов, как зрительный, слуховой и двигательный. Например, временное ограничение участия зрения при выполнении ведения мяча в баскетболе обостряло и совершенствовало функции слухового и двигательного анализаторов спортсменов. В дальнейшем, после снятия ограничения, выполнение этого двигательного действия отличалось большим автоматизмом и совершенностью. Это доказывает, что в процессе ФВ должно идти многостороннее развитие органов чувств, необходимых при выполнении физических упражнений, и обеспечивает такое развитие соблюдение принципа наглядности.

Первую роль играют такие дистантные анализаторы, как зрительный и слуховой. С их помощью главным образом осуществляется управление движениями в новом незнакомом двигательном акте. Зрительные раздражители помогают уточнять движения в пространстве, а звуковые - во времени. Это происходит до тех пор, пока двигательный анализатор не займет ведущего положения. Только тогда движения станут корректироваться главным образом на основе чувственных сигналов с проприорецепторов мышц, нервных окончаний суставно-связочного аппарата и кожи. Двигательная наглядность формируется быстрее и эффективнее при помощи метода " направленного прочувствования движений" (проводка по движению).

Таким образом, принцип наглядности необходим для создания чувственного образа техники, тактического варианта, для восприятия условий выполнения двигательных действий и результатов деятельности. Поставленные задачи можно решить, только воздействуя на большее количество анализаторов.

Решение задачи формирования чувственного образа возможно при условии выполнения следующих требований принципа наглядности:

- обеспечивать единство непосредственной и опосредованной наглядности (первая обеспечивается натуральной демонстрацией упражнений и " прочувствованием" их в личной практике; опосредованная обеспечивается при помощи средств техники, наглядных пособий и иногда бывает более эффективной, чем прямое восприятие, например, уточнять биомеханические характеристики движения лучше с использованием диаграмм или замедленной киносъемки);

- воздействовать на все необходимые при выполнении данного движения органы чувств (чем богаче чувственный образ движения, тем быстрее и легче на его основе формируется двигательное умение и навык, тем эффективнее проявление физических качеств в ходе выполнения этого движения);

- учитывать возраст, пол, индивидуальный уровень физической и технической подготовленности занимающихся при подборе и использовании средств непосредственной и опосредованной наглядности (например, учитывая целостность восприятия движений детьми младшего школьного возраста, при разучивании новых движений лучше использовать методы натуральной демонстрации и образного слова).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.