Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция экстремально-психологической подготовки.






Понятие экстремальности предполагает неопре­деленность, опасность, внезапность (неожиданность) ситуации, новизну обстановки, повышенный риск в деятельности, ответственность за принимаемые реше­ния. Перечисленные факторы имеют значение только по отношению к человеку, особенностям восприятия им окружающего мира, поэтому экстремальность яв­ляется психологической категорией.

Концепция экстремально-психологической подго­товки сотрудников специальных подразделений ор­ганов внутренних дел определяет цели, задачи, прин­ципы, структуру, алгоритм, технологию, факторы и условия этого процесса.

Целью экстремально-психологической подготов­ки сотрудников специальных подразделений являет­ся формирование готовности личного состава к ус­пешному выполнению оперативно-служебных и слу­жебно-боевых задач в экстремальных условиях дея­тельности. Подготовка направлена на выработку психической устойчивости, решительности, уверен­ности в своих силах и знаниях, способных действо­вать в сложной, быстроменяющейся, насыщенной опас­ностью и критическими ситуациями обстановке, в ус­ловиях боевых действий, а также при проведении опе­ративных мероприятий, задержании и обезврежива­нии преступников, пресечении групповых нарушений общественного порядка и освобождении заложников.

В процессе экстремально-психологической подго­товки решались также частные задачи:

— обучение быстрой адаптации к экстремальным условиям;

— навыки выработки грамотных тактических ре­шений;

— умение выявлять максимальное количество до­стоверной информации при общении в напряженной обстановке;

— усвоение способов сглаживания конфликтов;

Имеются специальные, определяемые приоритет­ными направлениями в деятельности ОМОН и СОБР, задачи подготовки.

Для подразделений ОМОН необходимы знания, умения и навыки, связанные с охраной общественно­го порядка, обеспечением общественной безопаснос­ти, предупреждением и пресечением преступлений и иных правонарушений на улицах, в транспорте и дру­гих общественных местах, в; том числе при осложне­нии оперативной обстановки, чрезвычайных обстоя­тельствах и в условиях чрезвычайного положения.

Для СОБР приоритетными направлениями являются силовая поддержка оперативных и следственных ме­роприятий по делам особой важности, освобождение заложников, пресечение терроризма и деятельности вооруженных преступных групп, изъятие незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых ве­ществ и предотвращение их распространения, обес­печение личной (физической) охраны защищаемых лиц.

В связи с этим и экстремально-психологическая подготовка, наряду с общими психологическими за­дачами, должна была учитывать специфику специаль­ных подразделений.

Решение общих психологических задач в экстре­мально-психологической подготовке достигалось ис­пользованием комплексного психологического под­хода, что повышало качество обучения по всем изу­чаемым направлениям, усвоение и дальнейшее прак­тическое применение полученного материала.[11]

При этом применялись психолого-педагогические принципы: нарастающего погружения (постепенное усложнение поставленных в процессе обучения за­дач), неразрывности процесса обучения (каждое пос­ледующее теоретическое или практическое занятие яв­лялось продолжением предыдущего), востребованно­сти учебного материала проходящими подготовку со­трудниками (наглядная демонстрация необходимос­ти изучаемого материала — показ видеофильмов о ведении боевых действий, групповое обсуждение практических аспектов изученного материала с раз­бором возможных ошибок и неудач, привлечение к занятиям в качестве консультантов ветеранов, имею­щих опыт боевых действий), приближенности обуче­ния к реальным действиям (подъем по сигналу «бое­вая тревога», проведение ночных стрельб, комплекс­ных тактических учений с отработкой возможных критических ситуаций, приближенных к реальным), обкатки команды (повышение авторитета команди­ра, формирование сплоченности в процессе проведе­ния групповых занятий, с учетом структуры и дина­мики группы).

В процессе практических занятий использовались аудиозаписи: вой сирен и свист падающих снарядов, грохот взрывов, крики. При проведении занятий по тактической и огневой подготовке в ночное время, помимо звукового сопровождения, использовались световые проблески маячков, стрельба холостыми патронами, подрыв взрывпакетов.

Применение принципов в единстве способствова­ло преодолению временных ограничений, отведенных на занятия по экстремально-психологической подго­товке, стимулировало потребность в общении, обме­не практическим опытом и изученным материалом между сотрудниками в свободное от обучения время.

Специальные психологические задачи решались в ходе проведения специальной, физической и боевой подготовки.

К специальным задачам ОМОН относились:

— обеспечение правопорядка, личной и имуще­ственной безопасности граждан на улицах и в других общественных местах, объектах транспорта, предуп­реждение и пресечение правонарушений;

— участие в раскрытии преступлений;

— совместные действия с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воински­ми частями внутренних войск МВД России, органов Федеральной службы безопасности, Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских фор­мирований и органов в борьбе с террористами, ди­версантами, разведывательно-десантными группами.[12]

Для их решения сотрудники ОМОН приобретали психологические знания, навыки и умения, необходи­мые для общения с гражданами во время обеспечения общественного порядка на массовых мероприятиях, при стихийных митингах, волнениях и погромах, с учетом психологических особенностей толпы.

Изуча­лись психологические приемы предупреждения и пре­дотвращения конфликтных ситуаций, возникающих в местах массового скопления граждан, вырабаты­валась психологическая устойчивость, формирова­лись психологически важные качества, необходимые при задержании правонарушителей и преступников в этих условиях.

Сотрудники СОБР решали следующие специаль­ные задачи:

— силовая поддержка оперативно-розыскных ме­роприятий и следственных действий в отношении уча­стников организованных преступных групп, преступ­ных сообществ (организаций), изъятие незаконно хра­нящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и предотвращение их распространения;

— пресечение терроризма и освобождение залож­ников, участие в специальных мероприятиях по за­держанию (ликвидации) вооруженных банд, воору­женных преступников и освобождение заложников в процессе ведения переговоров с террористами;

— обеспечение личной (физической) охраны за­щищаемых лиц.

При обучении сотрудников СОБР разбирались вопросы, связанные с переговорной деятельностью в ситуации захвата заложников и проведением специ­альных операций по их освобождению. Отрабатыва­лись вопросы вербального и невербального (мимика, жесты, позы) взаимодействия оперуполномоченных при сопровождении силовых мероприятий в составе оперативно-боевых групп (разведки, захвата, при­крытия, блокирования), психологические приемы на­ружного наблюдения и личного сыска.

Изучались методы установления психологических контактов с источниками оперативной информации; формы, мето­ды легендирования и прикрытия при кратковремен­ном внедрении оперуполномоченных в преступные формирования на стадии реализации оперативных материалов с целью выявления и задержания наибо­лее опасных членов вооруженных организованных преступных групп и террористов.

Профессиональную (служебную, физическую и боевую), первоначальную подготовку, переподготов­ку и большинство курсов повышения квалификации сотрудников специальных подразделений по времен­ному признаку всегда относили к предварительной подготовке в системе профессионального образова­ния, до столкновения обучаемых с реальными экстре­мальными ситуациями. В связи с этим и экстремаль­но-психологическое обучение на курсах относили к предварительной подготовке.[13]

Заключение.

Предпосылки к созданию специальных подразделений начались уже более 450 лет назад. За это время в системе и структуре специальных подразделений было произведено множество изменений, реконструкций, дополнений и преобразований.

В настоящее время важнейшими отрядами специальных подразделений полиции Российской Федерации являются:

1) Специальный Отряд Быстрого Реагирования (СОБР)

2) Отряд Мобильный Особого Назначения (ОМОН)

3) Специальный отряд «Беркут», начавший свою работу на территории России с 2014 года при присоединении к территориям Российской Федерации двух федеральных округов – Крыма и Севастополя, на территории этих округов.

У каждого из этих отрядов есть своя роль и свои особенности. Их задачи и функции кардинально отличаются друг от друга. И хотя метод подготовки сотрудников специальных подразделений полиции РФ для каждого отдельно взятого подразделения всегда будет разный, это, безусловно, высококлассные подразделения, целью которых является осуществление безопасности граждан и государства в целом, на территории Российской Федерации.

В арсенале специальных подразделений существует множество техник ведения боя, специальных средств, а также огнестрельное оружие, позволяющее наиболее эффективно противодействовать нарастающей на подведомственной подразделению территории угрозе.

В итоге, можно сказать, что ведение внутренней политики по реконструкции и преобразованию полиции, а в частности, специальных подразделений полиции, позволяет эффективно противодействовать террористическим действиям и действиям экстремистской направленности на территории Российской Федерации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.