Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аргумент от целесообразности (телеологический аргумент)






Оправдание веры в Бога

Многие миллионы людей верят в Бога. Некоторые го­ворят, что их вера есть просто вера и ничего более. Вопрос о «простой вере» я более подробно рассмотрю в конце этой главы. Начать же я хочу с вопроса о том, можно ли рацио­нально оправдать веру в Бога. В первой части главы я со­бираюсь обсудить один из наиболее известных аргумен­тов в пользу существования Бога - аргумент от целесообразности.

 

Аргумент от целесообразности (телеологический аргумент)

Гуляя по пустынному пляжу, вы можете найти часы, ле­жащие на песке. Как они здесь оказались? В высшей степени невероятно, чтобы часы появились на свет сами по себе, без их создателя. Они не могли самопроизвольно приобрес­ти именно такой вид. Очевидно, что у этих часов есть цель или функция: сообщать мне время. Вполне вероятно поэто­му, что часы и были созданы для выполнения этой функции. Но тогда у меня есть основания предполагать, что существу­ет какой-то мастер, достаточно знающий и умелый для того, чтобы сделать столь сложный и хитроумный предмет.

Возьмем теперь человеческий глаз. Глаз тоже является чрезвычайно сложным объектом, гораздо более сложным, не­жели любые часы. У глаза тоже есть цель - дать возможность его обладателю видеть. Глаза человека замечательно подхо­дят для этой цели. Нельзя ли в таком случае допустить, что глаз тоже имеет своего создателя? Правда, создатель глаза должен быть гораздо более знающим и могучим, чем мы, ибо проектирование и создание таких объектов далеко превос­ходит наши возможности. Поэтому его создателем должен быть Бог.

Я называю это аргументом от целесообразности (который известен также как аргумент от цели, или телеологический аргумент; древнегреческое слово telos означало «конец» или «цель»). Исходным пунктом этого аргумента является кон­статация чрезвычайной сложности природы, которая, как ка­жется, обнаруживает и функции, и цели. Затем рассуждение движется по аналогии: если разумно предполагать; что часы сделаны умелым мастером, то по аналогии столь же разумно предполагать, что глаз также имеёт своего создателя.

Конечно, аргумент от целесообразности не является аб­солютно убедительным. Его сторонник способен допустить, что глаз мог бы возникнуть совершенно случайно, без наме­рений создателя. Но он укажет на то, что такое событие было бы в высшей степени невероятно. Гораздо более правдопо­добно считать, что здесь не обошлось без знающего и умело­го существа. Поэтому существование глаза дает нам очень хо­рошее основание для веры в Бога.

Аргумент от целесообразности был популярен в течение длительного времени. Возможно, Уильям Пэли (Раlеу) (1743-­1805), которому принадлежит аналогия между часами и гла­зом, представил наиболее известный вариант этого аргумен­та. Даже в наши дни многие люди полагают, что их религиоз­ная вера получает оправдание с помощью некоторого вариан­та этого аргумента. Однако, несмотря на свою длительную популярность, данный аргумент встречает серьезные трудности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.