Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональное образование, рамка






квалификаций, профессиональный стандарт,

Сертификация квалификаций

 

Часть I

Стремление руководства страны в ближайшем будущем обеспечить России полноправное членство во Всемирной Торговой Организации (ВТО)дает надежду на скорейшую и более глубокую интеграциюотечественной экономикив процесс развития постиндустриальных стран. Экономическая интеграция подразумевает интеграцию и социальную, когда процесс развития нашего обществавстретится с особенностями формирования постиндустриального общества. По данным исследований Всемирного Банка в странах с такой экономикой инновационная индустрия, или экономика знаний, занимает до 77% от всего народного хозяйства страны. В сложившихся условиях каждые 72 часа знания общества удваиваются, в то время, как технологические знания обновляются на все 100% каждые два года.

Ряд международных экспертов вместо термина «знания» применяют термин «информация». Но это уже не столь важно, так как и в том, и в ином случае в таком обществе

Постоянное образование, приобретение новых профессиональных умений и совершенствование имеющихся навыков становятся непременными условиями для достижения жизненного успеха каждого трудящегося индивидуума.

Нас ждет интеграция с обществом, основанном на знаниях, с обучающимся обществом, где и государство, и работодатели, и сами граждане несут солидарную ответственность за образование, где стратегическим национальным сознанием является обучение в течение всей жизни.

В США и ведущих странах Европейского Союза, составляющих базовую основу ВТО, само профессиональное образование ориентировано на бесконечное и быстрое увеличение и обновление знаний. Жесткие законы рынка не оставляют ни малейшего шанса образовательным институтам, игнорирующим потребности и работодателей, и государства, и общества в целом. По данным исследований того же Всемирного Банка внедрение в учебную программу высшего учебного заведения США отдельной новой профессии займет не более 1 месяца. В Российской Федерации подобная процедура составит почти 96 (!) месяцев, т. е.8 лет! Это с учетом всех административных и бюрократических условностей, правил и преград, начиная с включения новой профессии в Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС).

Пора понять, что интеграция в ВТО – это далеко и не просто формальное признание неких общих правил международной торговли, это еще признание и принятие общей концепции общественно-экономического развития. Это сплетение не только товарно-сырьевых и производственно-отраслевых рынков, но интеграция рынков труда различных стран в единый международный рынок трудовых ресурсов на основе равновозможностной конкуренции.

Надо признать, что отечественному рынку трудовых ресурсов свойственна низкая профессиональная квалификация и избыток невостребованных гуманитарных специалистов при одновременном колоссальном дефиците рабочих рук и мозгов на производственно-техническом и технологичном направлении. В России, к сожалению, предпринимаемые попытки формирования национальной стратегии развития образования безуспешны уже только потому, что не интегрированы в современные процессы общественного развития и адаптированы под требования лишь индустриального общества, где обучение в течение всей жизни, как национальная стратегия, не актуальна.

Наши трудовые ресурсы, отечественный кадровый потенциал, в результате вхождения в ВТО, будут неконкурентоспособны не только на внешнем, но и на внутреннем российском рынке труда. И если мы собираемся соответствовать развивающемуся миру, то мы должны строить действительно инновационную экономику. И тогда тезис, что образование является важнейшим фактором развития постиндустриальной экономики, должен стать ключевым в стратегии национальной безопасности страны, а хорошо образованные люди и умелые специалисты – это ключ к созданию, распространению и эффективному использованию знаний.

Все это бесспорные истины, признаваемые на словах, но весьма далекие от реальностей политики в сфере образования. Здесь уместно привести слова директора Центра изучения проблем профессионального образования, вице-президента Международной ассоциации профессионального образования, эксперта Европейского Фонда Образования (Турин), доктора педагогических наукОлейниковой О.Н., сказанные на круглом столе в «РИА Новости» 04.06.2010 г.: «Для создания общества, основанного на знаниях, необходимо предоставить всем гражданам возможности осваивать профессиональные умения и квалификации, необходимые для их успешной самореализации и для поддержания статуса-кво самого обучающегося общества. Для этого требуется наличие развернутых систем образования и обучения, охватывающих все более широкие слои населения и обеспечивающих рост доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы и создающих благоприятные условия для непрерывного обучения граждан. При этом, формальное образование перестает быть процессом трансляции знаний, акцент перемещается на умение учиться всеми и каждым и на самостоятельное освоение знаний. Уменьшается важность знания фактов, уступая место необходимости доступа к информации, овладению умением поиска и интерпретации информации и превращения ее в новое знание. Возрастает роль неформального образования и обучения. И в этой связи – необходимость признания результатов обучения наравне с результатами формального образования (дипломами и сертификатами). Для этого необходима рамка квалификаций, которой, по сути, до сих пор нет».

В отличие от пресловутого и доживающего свой век Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС), принятого еще в эпоху «развитого социализма» Национальная рамка квалификаций дает о профессии представление совершенно иного качества.

Ни одна профессия не попадет в рамку квалификаций, пока работодателями не будет разработан и утвержден ее профессиональный стандарт. Каждая профессия в разрезе различных уровней квалификации скрупулезно описана и дает развернутый ответ на четыре вопроса:

- что должен делать?

- что должен знать?

- что должен уметь?

- какими навыками должен обладать?

ЕТКС отвечал только на первый вопрос по четко разработанной должностной инструкции. Квалификационные требования, при этом, определялись весьма размыто и неконкретно. Скажем, на должность начальника отдела труда и заработной платы в нефтегазодобывающей промышленности мог назначаться специалист с высшим образованием (не обязательно экономическим), проработавший в аналогичном отделе не менее 5 лет. И все…

Очевидно, что строить учебную программу, отвечающую требованиям работодателей на основе лишь должностных инструкций, по крайней мере, некорректно. Профессиональный стандарт, отвечающий насущным потребностям работодателей и условиям современного производства и экономики, реально может служить конкретным техническим заданием для создания учебных программных модулей профессиональной подготовки всех уровней образования, и как основного, так и дополнительного.

Профессиональный стандарт – это мобильно корректируемый документ, изменяющийся и совершенствующийся параллельно изменениям и совершенствованиям производства и экономики. Это документ, возникающий с возникновением профессии, и исчезающий с ее исчезновением. Следовательно, что и Национальная рамка квалификаций, как сборник существующих в стране профессий и их стандартов, так же является мобильно корректируемой категорией, как для самих работодателей, так и для системы профессионального образования. Каждая новая профессия, описанная в профессиональном стандарте Национальной рамки квалификаций, должна быть не просто доступна для учебных заведений, а, что самое важное, должна в себе содержать основу для введения подготовки к новой профессии в системе профессионального образования страны. Должно действовать незыблемое правило:

Если профессия нашла место вНациональной рамке квалификаций, то учебное заведение вправе учить этой профессии в своих стенах, при условии, что ее учебная программа получила одобрение (аккредитацию) авторов профессионального стандарта (работодателей), а не разрешение Министерства образования.

Вот тогда внедрение новой профессии в систему профессионального образования в нашей стране станет занимать не 96, а всего лишь 1 месяц. Что, в принципе, и будет отвечать требованиям инновационной экономики, к которой нас так долго ведут власти страны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.