Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ресурсов, как фактор национальной безопасности страны.






 

Финансовый кризис, охвативший весь мир, обнажил многие общественно-экономические проблемы. Наиболее выразительными они оказались на рынке труда. Сама безработица не стала сокрушительной для экономики страны и ее бюджета. Мы умеем с ней бороться, что доказывали неоднократно. Но особенность последнего кризиса на рынке труда выявила новую, до сих пор нам не встречавшуюся, причину безработицы. Чуть ли не главным фактором безработицы последнего кризиса можно считать несоответствие качества и уровня профессионального образования (в том числе и дополнительного) современным требованиям работодателей, представляющих практически все сферы национальной экономики и создающих, своей деятельностью, национальный бюджет Российской Федерации.

Более того, работодателей не устраивает, не только низкое качество знаний и отсутствие умений. Работодатель озадачен тем, что уже некем заменить сегодняшнего пенсионера. Массовое открытие коммерческих учебных заведений, выпускающих ежегодно толпы экономистов, юристов, менеджеров разных мастей и, непонятных простому человеку, мерчандайзеров, заразило эпидемией легкой наживы признанные учебные заведения. Они бросились открывать в своих стенах несвойственные им экономические, юридические, управленческие факультеты. Качество, при этом мало кого интересовало. Главное - своевременная оплата в течении учебного периода. Кризис наступил, как всегда в России, неожиданно. И так же неожиданно мы обнаружили на биржах труда все тех же молодых юристов, экономистов и марчендайзеров. А так ли уж неожиданно? И так ли уж неожиданно мы получили при реальной безработице огромный дефицит в специалистах технических, технологических, инженерных, конструкторских профессий. На промышленных предприятиях рабочие станочники с высшим разрядом на 90 % стоят на пороге или уже на пенсии. В начальные профессиональные учебные заведения невозможно найти мастеров производственного обучения. И здесь не только низкая зарплата. Этот вопрос всегда находит разрешение. Главное, что нет смены. За двадцать лет коммерциализации общества и профобразования смена иссякла. Сколько нужно времени, чтобы вырастить новое поколение? Те же двадцать лет, если начать готовить немедленно. Позволю себе привести некую аллегорию с 1934 годом, когда большевики провели, вошедший в историю, «Съезд Победителей». Они сравнивали свои достижения с 1914 годом - последним мирным годом перед революцией. Тогда с трибуны съезда с гордостью декларировалось: «Двадцать лет назад у нас не было машиностроения. Теперь у нас оно есть! У нас не было авиапрома. Теперь он есть! У нас не было энергетики. Теперь у нас есть энергетика!!!» И так далее. А вот представьте себе такой же съезд, но уже в 2010 году и где так же подводят итоги двадцатилетней деятельности… У нас было машиностроение - теперь его нет. У нас был авиапром - теперь его нет. У нас была единая энергосистема - теперь ее нет… У нас было хорошее профессиональное многоуровневое образование - теперь у нас его нет. Именно «НЕТ», так как, то, что мы этим словом называем, на самом деле таковым не является. Теряя отрасли, мы потеряли целый пласт специалистов этих отраслей и систему профессиональной подготовки. Но даже то, что экономика получает, готовится по старым, еще советским образовательным стандартам, которые настолько далеки от реальных требований работодателей, что вчерашний выпускник профессионального учебного заведения мало чем отличается по знаниям и умениям от выпускника средней школы. А это еще один клиент биржи труда. Он еще ничего не создал для бюджета, а уже садится на его иждивение. И если в цивилизованном мире молодое поколение обеспечивает спокойную старость пенсионеров, то в нашей стране, как всегда, все наоборот - молодежь с корочками (дипломом это назвать нельзя) сидит на шее поколения, когда-то получившего хорошее образование и работающее в пенсионном возрасте у станка.

Это не просто социальная или экономическая проблема, которую можно решить какими-то программами и декларациями. Здесь налицо более серьезные последствия, напрямую влияющие на экономическую и национальную безопасность страны, о чем конкретно изложено и в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020», утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 года.

Когда мы говорим о конкурентоспособной квалификации трудовых ресурсов, мы подразумеваем качественное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей. Так оно и было построено во времена СССР, когда человек, выходя за стены вуза, техникума или училища, на предприятии считался пусть молодым, но специалистом, обладающим знаниями, навыками и умениями. Двойная - тройная практика с написанием дипломной работы на базовом предприятии реально делала вчерашнего студента специалистом. Сейчас этого нет. А оплаченные родительскими деньгами дипломы зачастую не подтверждают имеющихся знаний.

Извечный русский вопрос «Что делать? Имеет только один ответ. И ответ этот дал Российский союз промышленников и предпринимателей, как самое крупное общественное объединение работодателей в Российской Федерации. Правительство страны поддержало работодателей и в декабре 2008 года Председатель Правительства В.В. Путин утвердил Постановлением № 1015 «Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

Именно работодатель, являющийся единственным потребителем выпускников профессиональных учебных заведений должен самостоятельно сформулировать учебному заведению качественные и квалификационные характеристики необходимого специалиста. Только работодатель может правильно и объективно определить потребности своего производства и требования к профессионализму персонала. Только он может правильно задать тот стандарт профессионалов, который позволит ему эффективно управлять производственным процессом и экономикой предприятия. Именно профессиональный стандарт и должен ложиться в основу подготовки специалистов всех профессий и квалификаций во всей системе профобразования. И мы должны говорить не только об основном курсе обучения. Прежде всего речь должна идти о системе переподготовки и дополнительной подготовки уже работающего персонала и трудовых ресурсов с невостребованными специальностями.

Однако, одной лишь разработкой профессионального стандарта работодатель не должен ограничиваться. Здесь важно быть уверенным, что необходимые знания и умения будут действительно донесены до будущего специалиста, что учебное заведение реально способно осуществить эту задачу через соответствующую учебную программу. Любой генеральный директор, определяя поставщика услуг или продукции, не берет всякого, а выбирает надежного. Чем же выпускник не продукция учебного заведения, а курсы переподготовки не его услуга? Очень важный, на наш взгляд, шаг – это общественно-профессиональная аккредитация и самих учебных программ и образовательных стандартов, а также непосредственно учебных заведений. Учебные заведения всех уровней, являются участниками рыночных отношений на своем сегменте рынка - рынке образовательных услуг. Место под солнцем нужно еще и заслужить, а не уповать бесконечно на бюджетную поддержку, исходя из количества просиживающих за партами душ.

Образовательный процесс, построенный на основе профессионального стандарта, должен давать не только теоретические знания, но, главным образом, реальные умения и практические навыки, которые на выходе должен проверять непосредственно работодатель, а не преподаватель, обучавший специалиста. В этом и заключается независимая сертификация профессиональных квалификаций, независимая от системы образования.

Диплом профессионала должен превратиться из книжечки, подтверждающей, что человек оплатил за свое образование в реальный документ, являющийся путевкой в жизнь. Сертификат же - это документ, подтверждающий с определенной периодичностью то, что человекне только не растратил своих профессиональных качеств, но и приумножил их для следующего уровня профессиональной квалификации.

Сертификация - это стимулятор непрерывного процесса обучения профессионала на протяжении всей трудовой деятельности. Система же сертификации профессиональных квалификаций, как показывает мировая практика, является действенным инструментом регулирования возникающих нарушений баланса на рынке труда. Система сертификации профессиональных квалификаций прямо влияет на уровень производительности труда и экономическую эффективность предприятия. Именно поэтому система внедрения профессиональных стандартов и сертификации профессиональных квалификаций должна внедряться на предприятиях с верху до низу, от корпоративного управляющего до обслуживающего персонала в цеху.

Это не оговорка. Если мы говорим о профстандартизации и сертификации, как инструменте повышения эффективности предприятия, то и начинать надо с системы управления. Все модные сегодня зарубежные новации, такие как «Бережливое производство», ERP-системы, система управления качеством по стандартам ISO-9000 и другие, могут работать эффективно лишь при наличии в организации эффективной системы административного управления. То есть, до внедрения ISO на предприятии должна эффективно функционировать система административного управления, т.к. ISO - это надстройка, а система управления - базис.

В Российской Федерации уже есть утвержденный на национальном уровне профессиональный стандарт «Управляющего (руководителя) организацией» по квалификационным уровням - от мастера до председателя совета директоров. Требования, изложенные в этих документах, разрабатывались тысячами топменеджеров страны с привлечением международных экспертов и применением мирового опыта. Стандарты получили высокую оценку Комиссии по профессиональным стандартам Российского союза промышленников и предпринимателей. И одной из первых тактических задач Регионального агентства развития квалификаций является широкомасштабное внедрение этого стандарта на предприятиях Республики Татарстан.

Эффективный менеджмент - эффективное предприятие - эффективная экономика региона.

Вполне заслуживает внимания идея - начать внедрение этого стандарта в предприятиях с долей государственной собственности. Государство не может быть не заинтересовано в повышении эффективности управления его

собственностью. Тем более, что эти предприятия, как правило, находятся в сфере стратегического значения.

Другая немаловажная тактическая задача - масштабное создание отраслевых центров по разработке профессиональных стандартов и систем сертификации квалификаций. Мы действительно интенсивно развивающийся

регион и вопрос квалификации кадров новых профессий для нас не праздный, а вполне насущный.

В преддверии Универсиады 2013 года стоят аналогичные задачи. Совместно с Ассоциацией рестораторов и отельеров Татарстана уже в ближайшие дни начнется работа по внедрению профессиональных стандартов в сфере гостеприимства, сервиса и общественного питания. Надо заметить, что стандарты в этой отрасли были разработаны Федерацией рестораторов и отельеров России для Олимпиады Сочи 2014 года. И то, что впервые они будут внедряться в Татарстане для нас не только символично, но и весьма ответственно.

В планах РАРК - привлечение и других предприятий и объединений работодателей, связанных с обслуживанием населения. Первые шаги уже делаются в сфере общественного электрического наземного и подземного транспорта. Разрабатываются стандарты в сфере жилищного строительства и бытового обслуживания населения.

При создании Региональной системы развития квалификаций мы не ставили себе территориального ограничения. И это не случайно. Татарстан и его предприятия, в силу сложившихся экономических и политических условий, стали местом доходов населения соседних и не очень соседних регионов России. Это, по определению, наши трудовые ресурсы и уровень их профессиональной квалификации нас беспокоит на меньше уровня местных кадров. Понимая, что не у каждого субъекта Федерации одинаковые возможности в сфере совершенствования профессионального образования, мы рассматриваем, как необходимость, оказание помощи во внедрении согласованных профессиональных стандартов в систему профобразовании этих субъектов. Полагаю, это положительно отразится на качестве потока профессиональных кадров, импортируемого из-за пределов Татарстана и поднимет конкурентоспособность трудовых ресурсов самих регионов.

Более того, региональный подход позволит нашим соседям быстрее войти в процесс построения Национальной системы развития квалификаций и в кратчайшие сроки стать ее неотъемлемой частью.

В завершении сказанного я бы хотела подчеркнуть, что система, как доказала мировая практика, открывает организациям, отраслям, регионам путь к повышению качества и производительности труда, к существенному повышению конкурентоспособности и экономики в целом и каждого трудящегося человека в частности. Пусть несколько банально звучат слова лозунга советского периода, но жизнь этот лозунг подтверждает снова и снова, потому, что «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ!», «Квалифицированные кадры решают больше!».

(Москва-Казань.Март2010 год).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.