Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О ТЕРПЕНИИ /сабр/.






Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал, терпите, и проявляйте больше выдержки [102], и оставайтесь на страже [103] …» (“Семейство Имрана”, 200)

Всевышний также сказал: «И Мы обязательно испытаем вас чем-нибудь (наподобие) страха, голода и убыли в имуществе, [104] людях [105] и плодах(но) порадуй терпеливых…» (“Корова”, 155)

Всевышний также сказал: «Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счёта». (“Толпы”, 10)

Всевышний также сказал: «Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это - от решимости в делах». [106] (“Совет”, 43)

Всевышний также сказал: «О те, кто уверовал! Привлекайте на помощь терпение и молитву: поистине, Аллах - с терпеливыми». (“Корова”, 153)

Всевышний также сказал: «И Мы обязательно испытаем вас, чтобы узнать [107] (кто) из вас будет сражаться и терпеть…» (“Мухаммад”, 31)

Имеется также много других аятов, в которых содержатся веления о необходимости хранить терпение и разъясняется его достоинство.

25 - Передается от Абу Малика аль-Хариса бин Асима аль-Аш’ари что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Очищение - половина веры, [108] (слова) “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Лляхи/ заполнят собой Весы, (слова) “Слава Аллаху и хвала Аллаху” /Субхана-Ллахи ва-ль-хамду ли-Лляхи/ заполнят собой (пространство) между небесами и землёй, молитва - свет, милостыня /садака/ - доказательство, терпение - сияние, а Коран - аргумент за тебя или против тебя. [109] Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит. [110] Муслим 223.

26 - Передается от Абу Са’ида Са’да бин Малика бин Синана аль-Худри что (однажды) какие-то люди из числа ансаров попросили (что-то) у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и он дал им (это), потом они (снова) попросили у него (что-то), и он дал им, потом они (снова) попросили у него (что-то), и он (снова) дал им, в конце концов раздав всё, что у него было. Потратив же всё, что ему принадлежало, он сказал: “Что бы ни оказалось в моих руках, я никогда не стану утаивать от вас этого, (однако запомните, что) того, кто станет стремиться к воздержанности, [111] Аллах приведёт к воздержанности, того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит (от необходимости обращаться к другим), а тому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение, и никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение.” аль-Бухари 1469, 6470, Муслим 1053.

27 - Сообщается, что Яхья Сухайб бин Синан сказал: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), иэто становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом.” Муслим 2999.

28 - Сообщается, что Анас сказал: - Когда пророку (мир ему и благословение Аллаха) стало совсем тяжко и он начал терять сознание, Фатима сказала: “О как мучается мой отец! ”, - и тогда он сказал: “После этого дня твой отец уже не будет испытывать мук.” Когда же он умер, она сказала: “О отец мой, он ответил Господу, призвавшему его (к Себе)! О отец мой(теперь) убежищем для него стали райские сады! О отец мой, мы извещаем Джибрила о его смерти! ” А когда его предали земле, Фатима сказала: “О люди, разве довольны вы были, засыпая землёй посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?! ” аль-Бухари 4462.

29 - Сообщается, что вольноотпущенник посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) которого он любил, как любил и его отца, Абу Зайд Усама бин Зайд бин Хариса сказал:

- (В своё время) дочь [112] пророка (мир ему и благословение Аллаха) послала (к нему человека), чтобы сообщить ему о том, что её сын находится при смерти и позвать его к себе. Однако (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) отослал (этого человека обратно, велев ему) пожелать им мира и сказать: “Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха.” Однако (через некоторое время) она снова послала за ним, заклиная его прийти к ней, и тогда (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) встал со своего места и вместе с ним поднялись Са’д бин Убада, Му’аз бин Джабаль, Убайй бин Ка’б, Зайд бин Сабит и некоторые другие люди, да будет доволен ими Аллах. (В доме дочери) посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передали мальчика, которыйуже начал хрипеть, а он прижал его к своей груди и глаза его наполнились слезами. (Увидев это) Са’д сказал: “О посланник Аллаха, что это? ” [113] Он ответил: “Это - милосердие, вложенное Аллахом в сердца Его рабов.“

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:

- … в сердца кого пожелал Он из числа рабов Своих, ведь, поистине, Аллах помилует только милосердных из числа рабов Своих. аль-Бухари 1284, Муслим 923.

30 - Передается от Сухайба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Был среди живших до вас один царь, у которого находился (в услужении) колдун. Состарившись, он сказал царю: “Поистине, я уже стар, пришли же ко мне какого-нибудь юношу, чтобы я обучил его колдовству”, - и тот направил к нему одного юношу, чтобы он его учил.

На пути (к дому колдуна юноше) встретился монах. Он сел рядом с ним, послушал, что он говорит, и это понравилось ему. И (после этого) каждый раз, как юноша направлялся к колдуну, он проходил мимо этого монаха(задерживаясь, чтобы) посидеть с ним, а когда он приходил к колдуну, тот бил его. [114] (Юноша) пожаловался на это монаху, который сказал: “Если ты будешь бояться колдуна, говори: “Меня задержали дома”, - а если будешь бояться своих близких, то говори: “Меня задержал колдун.” ”

И вот однажды, находясь в подобном положении, [115] (юноша) неожиданно столкнулся с огромным зверем, который не давал людям (свободно ходить по этой дороге), и сказал: “Сегодня я узнаю кто достойнее - колдун или монах”. После этого он схватил камень и воскликнул: “О Аллах, если дела монаха Ты любишь больше дел колдуна, то убей этого зверя, чтобы люди могли ходить (свободно)! ” И он бросил (камень) в зверя и убил его, а люди (получили возможность) ходить (по этой дороге) Затем (юноша) пришёл к монаху, (обо всём) рассказал и тот сказал ему: “О сынок, сегодня ты уже превзошёл меня, ибо я вижу, чего ты достиг, и, поистине, тебя ждут испытания, но когда ты подвергнешься им, не указывай на меня.”

И после этого юноша стал исцелять слепых и прокажённых, излечивая людей также и от других недугов. О (нём) услышал один из приближённых царя, который был слепым. Он явился к нему с многочисленными дарами и сказал: “Всё это будет твоим, если ты исцелишь меня.” (В ответ ему юноша сказал): “Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний, и если ты уверуешь в Него, я обращусь с мольбой к Аллаху и Он исцелит тебя.” И он уверовал в Аллаха Всевышнего и Аллах Всевышний исцелил его, а потом он явился к царю и как обычно сел перед ним. Царь спросил его: “Кто вернул тебе зрение? ” Он ответил: “Мой Господь.” (Царь) спросил: “Разве есть у тебя (ещё какой-то) господин[116] кроме меня? ” Он сказал: “Мой Господь и твой Господь - Аллах.” Тогда царь (велел) схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на этого юношу, и его привели к царю, который сказал ему: “О сынок, дошло (до меня, что) ты достиг в своём колдовсте (таких высот, что можешь) исцелять слепых и прокажённых и делать (многое другое)” (На это юноша) сказал: “Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний.” Тогда царь (велел) схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на монаха.

Затем к нему привели этого монаха, которому было предложено: “Отрекись от своей религии! ”, - но он отказался. Тогда (царь велел принести) пилу, её приставили к середине головы (монаха) и он распилил её так, что одна половина упала (на землю) После этого (к царю) привели его приближённого, которому (также) было предложено: “Отрекись от своей религии! ”, - но и он отказался. Тогда он приставил пилу к середине его головы и пилил её, пока одна половина её не упала (на землю) После этого (к царю) привели юношу, и ему (также) было предложено: “Отрекись от своей религии! ”, - но и он отказался. Тогда (царь) отдал его своим слугам и сказал: “Отведите его к такой-то горе и поднимитесь с ним наверх, а когда достигнете вершины(отпустите его), если он отречётся от своей религии, а если нет, то сбросьте его вниз! ”

Они отвели его туда и поднялись на гору(где) он воскликнул: “О Аллах, избавь меня от них, как пожелаешь! ”, - и тогда гора пришла в движение, они скатились вниз и (юноша снова) явился к царю. Царь спросил: “А что же делали те, кто был с тобой? ” (Юноша) сказал: “Аллах Всевышний избавил меня от них! ” Тогда (царь) отдал его (другим) своим слугам и сказал: “Отведите его (к морю), посадите на корабль и отвезите на середину моря, и если он отречётся от своей религии(то отпустите его), а если нет, бросьте (в воду)! ” И они доставили его(куда им было велено, где юноша) сказал: “О Аллах, избавь меня от них как пожелаешь! ”, - после чего корабль перевернулся и (слуги царя) утонули, а (юноша снова) явился к царю. Царь спросил его: “А что же делали те, кто был с тобой? ” (Юноша ответил): “Аллах Всевышний избавил меня от них! ”, - а потом сказал царю: “Поистине, ты не сможешь убить меня, пока не сделаешь того, что я тебе велю! ” (Царь) спросил: “Что же это? ” (Юноша) ответил: “Собери людей на одной возвышенности и привяжи меня к стволу пальмы, потом возьми стрелу из моего колчана, положи её на середину лука и скажи: “С именем Аллаха, Господа этого юноши! ”, - а потом стреляй, и, поистине, ты сможешь убить меня лишь в том случае, если сделаешь (всё это)”.

И (царь) собрал людей на одной возвышенности, привязал (юношу) к стволу пальмы, достал стрелу из его колчана, положил её на середину лука, сказал: “С именем Аллаха, Господа этого юноши! ”, - и пустил стрелу, поразившую (юношу) в висок. Он схватился рукой за свой висок и умер, и тогда люди сказали: “Мы уверовали в Господа этого юноши! ” После этого к царю явились (его приближённые, которые) сказали ему: “Что скажешь ты о том, чего остерегался? [117] Клянёмся Аллахом, с тобой случилось то, чего ты боялся, ибо люди уверовали! ” И тогда царь велел (вырыть) рвы у (городских) ворот, и их вырыли и разожгли в них огонь, а потом (царь) сказал: “Бросайте в огонь каждого, кто не отречётся от своей религии! ” /или: …и такому [118] говорили: “Бросайся! ”/ И (слуги) выполняли (его повеление), пока (к огню) не подошла женщина со своим сыном. Она остановилась (перед огнём, не желая) оказаться там, и тогда мальчик сказал ей: “О матушка, терпи, ибо, поистине, (религия) твоя истинна! ” Муслим 3005.

31 - Сообщается, что Анас сказал: - Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходивший мимо какой-то женщины, которая стояла у могилы и плакала, (остановился) и сказал (ей): “Бойся Аллаха и храни терпение.” Женщина, не узнавшая его, воскликнула: “Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе! ” Потом ей сказали: “Это же был пророк, да благословит его Аллах и да приветствует! ”, - и тогда она пришла к дверям (дома) пророка (мир ему и благословение Аллаха) однако не обнаружила там привратников. [119] Она сказала ему: “Я не узнала тебя! ”, - он же сказал ей: “Поистине, терпение (больше всего необходимо) проявлять при первом потрясении.” аль-Бухари 1283, Муслим 926.

В версии Муслима (сообщается, что Анас сказал): - … оплакивавшей своего сына …

32 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Аллах Всевышний говорит: “Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха.” аль-Бухари 6424.

33 - Передается от ‘Аиши что (однажды) она задала посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вопрос о чуме и он сообщил ей, что чума является мучением, которое Аллах Всевышний насылает на кого пожелает, и что Аллах Всевышний сделал её милостью для верующих, и поэтому любой раб (Аллаха), который останется в своём городе, если там разразится чума, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха, (так как) он знает, что не постигнет его ничто, кроме предопределённого ему Аллахом, получит такую же награду, как и павший за веру. аль-Бухари 3474.

34 - Передается от Анаса что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Если подвергну Я испытанию раба Моего, (лишив его) двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит рай.” аль-Бухари 5653.

Под “двумя любимыми” имеются в виду глаза.

35 - Сообщается, что Ата бин Абу Рабах сказал:

- (Однажды) Ибн ‘Аббас сказал мне: “Не показать ли тебе женщину из числа обитателей рая? ” Я сказал: “Да.” Он сказал: “Эта чёрная женщина (в своё время) пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “У меня бывают приступы падучей и (из-за этого) я обнажаюсь [120], обратись же к Аллаху с мольбой за меня.” (В ответ ей) он сказал: “Если хочешь, терпи, и тогда тебя (ожидает) рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя.” Она сказала: “Я буду терпеть”, - а потом (добавила): “Поистине, я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась”, - и он обратился к Аллаху с такой мольбой за неё. аль-Бухари 5652, Муслим 2576.

36 - Сообщается, что Абу ‘Абд ар-Рахман ‘Абдуллах бин Мас’уд сказал:

- Я будто и сейчас вижу посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывающего об одном из пророков, благословения и мир им, которого до крови избили его соплеменники и который вытирал кровь со своего лица со словами: “О Аллах, прости моим соплеменникам, ибо, поистине, они не ведают! ” аль-Бухари 3477, 6629, Муслим 1792.

37 - Передается от Абу Са’ида и Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь (или) даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов. аль-Бухари 5641, 5642, Муслим 2573.

38 - Сообщается, что Ибн Мас’уд сказал:

- (Однажды) я зашёл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) страдавшему от (сильной) лихорадки, и сказал ему: “О посланник Аллаха, какая у тебя сильная лихорадка! ” Он сказал: “Да, и моя лихорадка (приносит мне вдвое больше страданий, чем) любому из вас.” Я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда? ” Он сказал: “Да, это так”. Он сказал (также): “Любому мусульманину, которого уколола колючка или постигло что-нибудь хуже этого, Аллах обязательно прощает за это его дурные дела, и он освобождается от своих грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев.” аль-Бухари 5648, Муслим 2571.

39 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Того, кому Аллах желает добра, Он подвергает испытаниям. аль-Бухари 5645.

40 - Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья, а если уж это станет для него неизбежным, пусть скажет: “О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, пока жизнь будет для меня лучше, и дай мне умереть, если смерть будет для меня лучше! ” / Аллахумма, ахййи-ни ма кянат аль-хаййату хайран ли, ва таваффа-ни иза кянат аль-вафату хайран ли. аль-Бухари 5671, Муслим 2680.

41 - Сообщается, что Абу ‘Абдуллах Хаббаб бин аль-Аратт сказал: - (Однажды) когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) находился в тени Каабы, положив себе под голову свой плащ, мы стали жаловаться ему [121], говоря: “Не попросишь ли ты помощи для нас? Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас? ” (В ответ на это) он сказал: “Среди живших до вас бывало так, что человека [122] хватали, вырывали для него в земле яму, помещали туда, а потом приносили пилу, клали ему на голову, и распиливали его надвое и раздирали его мясо железными гребнями, проникавшими глубже костей, (однако и) это не (могло заставить) его отречься от своей религии! Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведёт это дело [123] к завершению, и (будет так, что) всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут, не станет бояться никого, кроме Аллаха и волка для своих овец, но вы (слишком) торопитесь! ” аль-Бухари 3612, 3852, 6943.

В другой версии (этого хадиса говорится): - … положив под голову плащ. (А в это время) мы уже претерпели (многие) мучения от многобожников.

42 - Сообщается, что Ибн Мас’уд сказал:

- В день (битвы при) Хунайне [124] посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отдал предпочтение некоторым людям при разделе (военной добычи. Так) он дал аль-Акра’у бин Хабису сто верблюдов, и столько же дал ‘Уйайне бин Хисну и (щедро) оделил некоторых знатных арабов, [125] отдав им в тот день предпочтение (перед другими. Увидев это) один человек сказал: “Клянусь Аллахом, нет справедливости в таком разделе и не ради Аллаха это было сделано! ” Тогда я сказал: “Клянусь Аллахом, я обязательно сообщу об этом [126] посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! ”, - после чего я пришёл к нему и сообщил о том, что сказал (этот человек. Когда он услышал мои слова, то) изменился в лице, покраснев, [127] и воскликнул: “А кто же тогда справедлив, если несправедливы Аллах и посланник Его?! ”, - а потом сказал: “Да помилует Аллах Мусу, который подвергался ещё большим обидам и терпел! ” Я же сказал: “Поистине, не стану я впредь передавать ему (такие) слова! ” аль-Бухари 3150, Муслим 1062.

43 - Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Когда Аллах желает Своему рабу блага, Он подвергает его наказанию уже в этом мире, а когда Аллах желает рабу Своему зла, Он не (наказывает) его за грехи его, чтобы сполна воздать ему в День воскресения.

(Анас передал также, что) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует сказал:

- Поистине, великое воздаяние (полагается за) великое испытание и, поистине, если Аллах Всевышний любит людей, Он подвергает их испытаниям, после чего довольствовавшиеся [128] снискают благоволение (Аллаха), а негодовавшие - гнев (Его) (ат-Тирмизи, Сильсиля сахиха 1220, 146.

44 - Сообщается, что Анас сказал: - У Абу Тальхи болел сын, который умер, когда Абу Тальхи не было дома. Вернувшись, Абу Тальха спросил: “Как дела у моего сына? ” Умм Суляйм, мать ребёнка, сказала: “Он совсем успокоился”, - и подала ему ужин. И он поужинал, а потом переспал с ней, после чего она сказала: “Похороните мальчика.” Наутро Абу Тальха явился к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и обо всём рассказал ему. Он спросил: “Вы спали вместе этой ночью? ” (Абу Тальха) ответил: “Да.” (Тогда пророк) сказал: “О Аллах, благослови их! ”, - и впоследствии (жена Абу Тальхи) родила мальчика.

(Анас сказал): - И Абу Тальха сказал мне: “Отнеси его[129] к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует”, - послав вместе с ним несколько фиников.

(Пророк) спросил: “Есть с ним что-нибудь? ” (Анас) сказал: “Да, финики”, - и тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял их, разжевал, достал (разжёванные финики) изо рта и положил их в рот младенцу, назвав его ‘Абдуллахом. аль-Бухари 5470, Муслим 2144.

В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что Ибн ‘Уйайна сказал:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.