Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели освоения дисциплины






Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

знания: основных категорий этики, моральных норм профессиональной деятельности психолога, норм нравственных отношений в служебном коллективе, основных норм делового этикета.

умения:

теоретические: уверенно и грамотно раскрывать и объяснять этические категории и понятия, суметь сформулировать для себя принципы этического понимания современных процессов и особенностей социокультурной ситуации на основе толерантности к иным нравственным ценностям;

практические: эффективно применять этические знания в выстраивании взаимоотношений в системе «психолог-клиент», «психолог-психолог», в ведении диалога, деловой беседы, разрешение нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

навыки: добросовестное исполнение профессионального долга, готовность к кооперации с коллегами в совместной деятельности, умение владеть собой, сохранять профессиональную тайну, уважение к человеку в любой ситуации, стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства.

Изучение курса Профессиональной этики формирует у студентов следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

Общекультурные:

- способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

- использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

Профессиональные:

- подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17).

 

  1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Этика как наука. История этической мысли.

Введение. Роль этики в жизни личности и общества. Структура этического знания. Аксиология как ценностный аспект этики. Деонтология как этическое учение о должном и сущем. Прикладная этика и ее структура. Этика нормативная, ситуативная и профессиональная. Этика гуманитарная и авторитарная: их принципиальное различие и сходство. Этические учения Античности и Древнего Востока.

Этические учения Древнего Востока. Конфуцианство, даосизм, брахманизм и буддизм о нравственных основах жизни. Этика античности. Этика Сократа, Аристотеля, Платона. Этические принципы киников, эпикуреизм, стоицизм о нравственных основах человеческих отношений. Антитезы гедонизма и аскетизма, эгоизма и альтруизма, коллективизма и индивидуализма.

 

Тема 2. Мораль: сущность, структура, функции.

Мораль с древности до наших дней. Нравственные коллизии и тенденции развития морали XX-XXI вв. Сущность, специфика и содержание морали. Мораль как система принципов, норм и идеалов. Функции морали. Моральные ценности человека в основных категориях этики.

Христианская этика: основные моральные ценности и их роль в формировании духовности личности. Десять заповедей и их общечеловеческое значение. Гуманизм как основной принцип Ренессанса. Золотое правило нравственности.

Этика XVII – XVIII вв. – переход к эмпирическим методам познания. Французское просвещение. Теория разумного эгоизма. Категорический императив И. Канта – всеобщий нравственный закон. Новые этические ценности XX в. (А. Швейцер), «Любовь к себе» (Э. Фромм). «Витальные ориентиры» (Х. Ортега – и – Гассет).

Этика на рубеже тысячелетий. Коммуникативная этика. Прикладная этика.

 

Тема 3. Понятия, особенности, социальные функции этических категорий.

Ценностная природа нравственных категорий. Добро и Зло. Понятие ценностей. Жизнь как ценность. Добро, истина, красота, вера, любовь – исходные ценности человечества. Общечеловеческие нравственные ценности. Система высших моральных ценностей как основа самореализации субъекта. Понятие добра и зла. Критерии добра и зла. Диалектика добра и зла. Проблема борьбы добра со злом в истории человечества. Отражение добра и зла в нормах морали. Добро, благо, добродетель. Абсолютное и относительное добро и зло. Проблема исторически конструктивной роли зла в истории. Этика ненасилия.

Свобода и ответственность. Произвол, независимость. Философское понятие свободы. Свобода и ответственность как условие и показатель самореализации личности. Свобода выбора как свобода воли. Мера нравственной ответственности личности современного человека.

Долг и совесть как контрольные механизмы морального сознания. Совесть – «другая сторона долга». Стыд как страх осуждения. Долг моральный и долг эмпирический. Проблема оценки морального поведения личности; оценка внутренняя и внешняя. Действия. Честь и достоинство – характеристики нравственного статуса личности. Социальный характер чести. Достоинство как атрибут личности. Сознание и чувство собственного достоинства.

«Человек в поисках смысла жизни». Смысл, осмысленность и цель жизни. Самореализация личности как смысл жизни. Счастье как высшее личностное переживание. Любовь как высшая ценность и смысл жизни. Сущность любви и ее особенности. Знание, внимание, уважение и забота как атрибуты любви (Э. Фромм). Семья: история становления, проблемы и перспективы.

Этика гражданственности. Политическая культура гражданина. Демократичность, плюрализм, толерантность – основные моральные принципы политических отношений.

Политическая компетентность, историческая память, национальное самосознание – моральные качества и нормы гражданского поведения. Экстремизм, национализм, терроризм, фанатизм как проявление антикультуры в политике. Гражданственность и формы социальной активности личности. Конформизм и нонконформизм.

Экологическая этика и биоэтика. Основные проблемы экологической этики. Новое экологическое мышление. Биоэтика как нормативное учение о ценностном отношении к Жизни. Страдания и сострадание.

Тема 4. Сущность и особенности профессиональной этики психолога.

Профессиональная этика психолога в прошлом и настоящем психологии. Методологические основы профессиональной этики психолога. «Этический парадокс» предмета и метода психологии. Этические аспекты отдельных областей работы психолога: консультирования психологического анализа социальных отраслей работы психолога, типичные нарушения этики психолога. Профессиональные деформации, «выгорания» и целостность личности психолога. Психология и религиозные убеждения специалиста. Основные этические противоречия. Основные этические проблемы и «соблазны» в психологической практике.

 

Тема 5. Духовно- нравственное формирование личности психолога.

Личностные качества психолога – залог успеха в работе психолога. Ценностные ориентиры в деятельности психолога. Этические принципы в деятельности психолога. Умение владеть собой в любой ситуации – главный принцип в работе психолога. Основные характеристики личности психолога: чувство долга; ответственность; сострадание; милосердие; терпение; стремление к самосовершенствованию; чувство собственного достоинства; уважение к человеку. Основные этические принципы работы психолога: принцип компетентности; принцип беспристрастности; принцип конфиденциальности; принцип осведомленного согласия.

Тема 6. Корпоративная культура, этика делового общения.

Биоэтика как нормативное учение о ценностном отношении к Жизни. Этические нормы охраны здоровья человека как биотической системы человека. Деонтология как этическое учение о должном и сущем. Проблема одиночества. Общение как нравственная ценность. Человек для другого цель или средство? Этика интимных ситуаций. Правила взаимоотношения психолога и клиента: взаимоуважение, безопасность применяемых методик; сотрудничество психолога и клиента; беспристрастность психолога; контролируемость сведений психологического характера и их корректное использование. Этические кодексы психологов.

 

Тема 7. Основные нормы этикета. Служебный этикет психолога.

Этикет – поведенческий язык культурного общения. Понятие и предназначение этикета. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности. Этикет и мораль. Отражение в этикете социокультурных и национальных особенностей. Основные требования этикета психолога: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к клиенту, любезность, почтительность как показатели культуры психолога. Формы повседневного общения психолога: беседы, встречи, прием клиентов. Телефонные переговоры. Культура речи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.