Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизнь хомяка в природе






(беседа)

 

З а д а ч и: создать условия для ознакомления детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях; развития представлений о приспособленности строения тела и поведения хомяка в природе (умеет делать нору-гнездо, отыскивать и запасать корм – семена различных растений, растить свое потомство, спасаться от врагов – лисы, хищных птиц, – при помощи маскировочной окраски и прячась в нору); уточнения представлений о том, что хомяк в природе – это дикое животное, а хомяк в уголке природы – это прирученный зверек, условия для жизни которого создает человек (воспитатель, дети).

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Беседы с детьми.

– Экскурсия в экологическую комнату: рассматривание зоны степи, наблюдение за хомячком, уход.

– Чтение рассказов о хомячке.

Ход занятия

1. Б е с е д а о том, где живут хомячки в природе, – степь. Рассказ о степи. Хомяки живут в норе, которую они делают в земле. Нора имеет несколько помещений. В одном помещении устраивает теплое гнездо, в котором спит. В другом – кладовые (семена, зерна, чтобы есть зимой). Весной питается зеленой травой. Все лето запасает корм. Далеко не уходит от норы. У него много врагов – лисы, хищные птицы. Маскируется возле засохшей травы.

2. И г р а «Замаскируй хомячка».

Детям раздаются трафареты хомячков и бумага разного цвета, необходимо подобрать тот цвет бумаги, который смог бы замаскировать хомячка от врагов.

3. Н а б л ю д е н и е за хомячком в клетке: окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить).

– Как нужно ухаживать за хомячком? (Ответы детей.)

«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
(обобщающая беседа об осени как времени года)

 

З а д а ч и: способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах; осознанию зависимости способов существования животных и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в осенний сезон (осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха и т. п. – программа «Детство»); развивать представления о труде человека осенью.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

– Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

– Рассматривание репродукций художников.

– Беседы об осени.

– Чтение художественной литературы.

– Заучивание стихов.

– Труд на участке детского сада.

Ход занятия

1. Воспитатель ч и т а е т стихотворение «Осень-художница»:

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

2. И г р а «Кто больше назовет?».

Дети стоят по кругу, передают друг другу осенний листок и называют приметы осени.

3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.

Висят на ветке

Золотые монетки. (Осенние листья.)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина.)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Белые мухи прилетели

И на поле сели. (Снег.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Листопад».

Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с кленов полетели.

Дети надевают «шапочки» кленовых листочков и под музыку кружатся, как листочки (под тихую музыку – в тихую погоду, музыка громче – подул сильный ветер).

5. Б е с е д а с детьми по вопросам.

– Какие плоды созревают осенью? (Орехи, желуди, грибы, рябина.)

– Почему становится меньше насекомых?

– Как готовятся встретить суровую зиму звери? (Строят норы, делают запасы, меняют шубки.)

– Какие работы у людей осенью в саду, в огороде, в поле?

6. С о с т а в л е н и е коллажа из осенних листьев и ягод.

 

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
(обобщающая беседа)

 

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.

– Рассматривание иллюстраций.

– Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре.

– Заучивание стихов, загадок о птицах.

– Чтение энциклопедической и художественной литературы.

– Изготовление кормушек.

Ход занятия

1. Б е с е д а с детьми.

– Какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, дятел, синица, сорока, сова, клест) – выставляются картинки.

– Как называются эти птицы? (Зимующие.)

2. И г р а «Голоса птиц».

З а д а н и е. Угадать, какая птица произносит такие звуки; найти соответствующую картинку и повторить эти звуки:

*Кар-кар! (Ворона.)

*Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей.)

*Ча-ча-ча! (Сорока.)

*Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)

*Синь-синь-синь! (Синица.)

3. И г р а «Я загадаю, вы отгадайте».

Используя модель-схему «Птицы», ребенок описывает любимую птицу, а остальные дети должны назвать ее по описанию: цвет перьевого покрова, величина, клюв, где зимует, чем питается и т. п.

4. Б е с е д а.

– Где зимой птицы находят корм?

– Как может помочь человек зимующим птицам?

5. И з г о т о в л е н и е кормушек.

 

КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ПРОВОДЯТ ЗИМУ В ЛЕСУ
(обобщающая беседа)

 

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Беседы.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение познавательной и художественной литературы.

– Заучивание стихов и загадок.

Ход занятия

1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.

Приходит Незнайка и приносит картинки. Дети помогают Незнайке выбрать картинки зверей, которые живут в лесу.

2. Б е с е д а с детьми по вопросам.

– Как выглядит заяц зимой? (Поменял шубку с серой на белую.) Зачем это нужно ему?

– Чем он питается зимой? (Сухая трава, сено, кора молодых деревьев, зелень на полях).

– Какие есть враги у зайцев?

3. В ы п о л н е н и е т в о р ч е с к о г о з а д а н и я.

Придумайте загадку про зайца.

4. И г р а «Мы маленькие зайчики».

Дети в шапочках зайцев убегают от лисы, волка.

5. Р а с с к а з Н е з н а й к и.

Незнайка рассказывает детям, что встретил в лесу Колобка, но он был какой-то странный, весь в колючках.

Дети рассказывают о еже (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, маленькие, круглые, черные глаза, короткие лапки с маленькими коготками, на спине носит колючие иголки).

Незнайка с п р а ш и в а е т детей, чем любит лакомиться еж. (Червями, жуками, ящерицами, мышами и лягушками, запасы на зиму не делает, спит всю зиму.)

– Как называется жилище ежа? (Норка, которую он устилает опавшими, сухими листьями.)

6. Незнайка р а с с к а з ы в а е т, что в лесу, под елкой, увидел много золотистых чешуек и обгрызенных шишек, а с ветки на ветку прыгал какой-то зверек, которого не успел разглядеть. Дети показывают картинку с изображением белки и рассказывают о ней: внешний вид, чем любит лакомиться (орехи, семена хвойных деревьев, ягоды, грибы, плоды деревьев и кустарников).

– Как называют ее жилище? (Дупло.)

7. И г р а «Закончите предложения».

Незнайка п р е д л а г а е т детям поиграть в игру «Закончи предложение».

Дети становятся в круг, Незнайка бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает.

Заяц зимой белый, летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

У зайца задние лапы короткие, а передние…

Заяц пушистый, а еж…

Еж спит днем, а охотится…

Еж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а еж…

Лиса живет в норе, а медведь в…(и т. п.).

 

КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ПРОВОДЯТ ЗИМУ В ЛЕСУ
(обобщающая беседа)

 

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Беседы.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение познавательной и художественной литературы.

– Заучивание стихов и загадок.

Ход занятия

1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.

Приходит Незнайка и приносит картинки. Дети помогают Незнайке выбрать картинки зверей, которые живут в лесу.

2. Б е с е д а с детьми по вопросам.

– Как выглядит заяц зимой? (Поменял шубку с серой на белую.) Зачем это нужно ему?

– Чем он питается зимой? (Сухая трава, сено, кора молодых деревьев, зелень на полях).

– Какие есть враги у зайцев?

3. В ы п о л н е н и е т в о р ч е с к о г о з а д а н и я.

Придумайте загадку про зайца.

4. И г р а «Мы маленькие зайчики».

Дети в шапочках зайцев убегают от лисы, волка.

5. Р а с с к а з Н е з н а й к и.

Незнайка рассказывает детям, что встретил в лесу Колобка, но он был какой-то странный, весь в колючках.

Дети рассказывают о еже (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, маленькие, круглые, черные глаза, короткие лапки с маленькими коготками, на спине носит колючие иголки).

Незнайка с п р а ш и в а е т детей, чем любит лакомиться еж. (Червями, жуками, ящерицами, мышами и лягушками, запасы на зиму не делает, спит всю зиму.)

– Как называется жилище ежа? (Норка, которую он устилает опавшими, сухими листьями.)

6. Незнайка р а с с к а з ы в а е т, что в лесу, под елкой, увидел много золотистых чешуек и обгрызенных шишек, а с ветки на ветку прыгал какой-то зверек, которого не успел разглядеть. Дети показывают картинку с изображением белки и рассказывают о ней: внешний вид, чем любит лакомиться (орехи, семена хвойных деревьев, ягоды, грибы, плоды деревьев и кустарников).

– Как называют ее жилище? (Дупло.)

7. И г р а «Закончите предложения».

Незнайка п р е д л а г а е т детям поиграть в игру «Закончи предложение».

Дети становятся в круг, Незнайка бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает.

Заяц зимой белый, летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

У зайца задние лапы короткие, а передние…

Заяц пушистый, а еж…

Еж спит днем, а охотится…

Еж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а еж…

Лиса живет в норе, а медведь в…(и т. п.).

 

КАК ЛЮДИ ПОМОГАЮТ ЛЕСНЫМ ОБИТАТЕЛЯМ
(беседа о труде лесника)

 

З а д а ч и: создать условия для формирования представлений детей о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о леснике и его природоохранительной деятельности – зимней подкормке животных; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки (работа с природоохранительными знаками).

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций.

– Беседы.

– Чтение познавательной литературы.

Ход занятия

1. Р а с с м а т р и в а н и е картины «Лес».

Б е с е д а с детьми:

– Кто живет в лесу? (Растения, звери, птицы, насекомые.)

Дети называют и находят на картинке названные объекты.

2. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.

Воспитатель загадывает загадку:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого встретить довелось,

Знайте – это… (лось).

В ы с т а в л я е т с я картинка с изображением лося. Рассматривают, описывают (большой, есть рога, копыта). Лоси питаются травой, ветками можжевельника.

– Есть ли враги у лося? (Волк).

– Как лось защищается? (Убегает или защищается передними ногами (копытами).

3. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Животные в лесу»:

1) ходьба с высоким подниманием колен (большие сугробы);

2) ходьба след в след (узкая тропинка);

3) прыжки вверх с «доставанием веток»;

4) метание снежков.

4. Б е с е д а.

Воспитатель. Кто помогает животным и птицам перенести тяготы зимы?

Ч и т а е т стихотворение:

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг – лесничий.

Лесники ставят кормушки с сеном, солью, развешивают кормушки для птиц.

Воспитатель. В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Предлагает детям придумать запрещающие (с красным ободком) и природоохранительные знаки (с зеленым ободком) для поведения человека в лесу и нарисовать их. Дети выставляют знаки и отгадывают, какой знак придумал каждый ребенок.

 

ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ
(сравнительный рассказ о деревьях (ель, рябина)

 

З а д а ч и: способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях; формированию умения распознавать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развитию умения видеть красоту дерева в разное время года, особенно ели (стройная, уменьшается вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы густо покрыты иголками), наслаждаться ароматом ели; формированию умения называть характерные особенности строения разных деревьев, места их произрастания; воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о та.

– Наблюдение за деревьями на участке детского сада и работа в фенологическом календаре.

– Труд на участке зимой.

– Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.

Ход занятия

1. З а г а д к и:

Прилетает в гости к ней В каждый дом

Стайка алых снегирей. Под Новый год

По ветвям они снуют, Это деревце придет.

Красны ягодки клюют. (Рябина.) Зеленое и колкое,

Оно зовется… (елкою).

2. В ы с т а в л я ю т с я картинки ели и рябины.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на план.

– Как называется дерево?

– Какое дерево – лиственное или хвойное?

– Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)?

– Какую пользу приносит людям, животным, птицам?

Воспитатель. Стоят деревья и кусты зимой без листьев. Они зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, так необходимых растениям. Как человек может помочь растениям пережить зиму?

3. Н а р и с о в а т ь ель или рябину в зимнем наряде.

 

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОК
(сравнительное наблюдение с элементами труда)

 

З а д а ч и: создать условия для наблюдения за комнатными растениями, их внешним видом, строением листьев; обучать уходу за комнатными растениями; выбора способов ухода за разными растениями.

Ход занятия

1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.

Дети рассматривают узамбарскую фиалку.

В гости приходит сказочный персонаж и приносит детям кактус; говорит, что купил в магазине елку. Дети объясняют, что это комнатное растение, которое называется «кактус».

2. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а - о п и с а н и я.

Дети рассказывают сказочному персонажу о своих комнатных растениях. Он просит рассказать о красивом цветущем растении – фиалке.

3. И г р а «Кому что нужно?».

Детям предлагаются карточки, необходимо выбрать, что нужно для роста и развития растений (вода, воздух, свет, тепло).

4. И с с л е д о в а т е л ь с к о - п о и с к о в а я д е я т е л ь н о с т ь.

З а д а н и е. Определить состояние почвы (сухая, мокрая, рыхлая). Дети сами определяют, что необходимо сделать: полить, порыхлить, поставить на свет и т. п.

5. И г р а «Как выросла фиалка».

Дети на мольберте или фланелеграфе выкладывают последовательность выращивания фиалки (листик поставить в воду, с корнем, посадить в маленькую емкость с землей, детки рассадить в маленькие стаканчики, подросшее растение посадить в горшок). Сказочный персонаж благодарит детей за помощь, и дети дарят ему листик фиалки.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Труд в уголке природы.

– Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений.

– Рассматривание схем способов ухода.

– Беседы с детьми об их любимом комнатном растении.

 

ЧЕМ ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА
(беседа с элементами наблюдения «Мы все такие разные»)

 

З а д а ч и: создать условия для уточнения представлений детей о том, что все люди разные, не похожи друг на друга (у них разный пол, возраст, рост, цвет глаз, волос, они любят заниматься различным делами и т. д.); для развития у детей сравнения: выделения признаков сходства и различия (люди похожи тем, что у них тело расположено вертикально; есть две ноги, удобные для передвижения; две руки, помогающие человеку осуществлять разнообразную деятельность; лицо. Люди живые: они питаются, дышат, двигаются, растут и т. д.); для развития интереса детей к узнаванию своеобразия людей.

Ход занятия

1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.

В группу к детям приходит Незнайка, здоровается с детьми и неправильно называет имена детей, говорит, что забыл, кого как зовут, а дети так похожи друг на друга. Воспитатель предлагает доказать Незнайке, что все люди разные, они отличаются друг от друга.

2. И г р а «Мы все разные».

Дети стоят по кругу, кому Незнайка бросает мяч, тот должен рассказать о себе по плану: имя, пол, возраст, цвет глаз, волос.

3. И г р а «Найди себе пару».

Воспитатель предлагает детям собраться вместе: тем, у кого, например, коричневые глаза, светлые волосы, девочек, у кого длинные волосы и т. п.

Незнайка. Я даже и не знал, что вы все такие разные, у вас столько отличий.

4. Б е с е д а «Кто чем любит заниматься?».

Воспитатель. Незнайка, а ведь всех людей и в том числе детей различают по внешним признакам, именам, но еще у каждого человека есть свое любимое занятие. Чем ты чаще всего увлекаешься?

Предлагает детям рассказать, кто, чем любит заниматься в детском саду, дома.

5. Р и с о в а н и е.

Дети рисуют портрет своего друга, а потом отгадывают, кто кого нарисовал. Незнайка помогает детям.

 

«ЖИВОЕ – НЕЖИВОЕ»
(наблюдение за морской свинкой)

 

З а д а ч и: создать условия для уточнения представлений детей о признаках живого (на примере морской свинки и человека): питаются, двигаются, дышат, слышат, видят, издают звуки (разговаривают); для развития у детей умения сравнивать живой и неживой объекты, находить существенные признаки различия живого и неживого, доказывать свое мнение; для воспитания у дошкольников интереса к наблюдению за природными объектами, стремления учитывать в поведении их особенности как живых существ.

Ход занятия

1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.

Воспитатель в группу к детям приносит морскую свинку.

Б е с е д а с детьми.

– Кто к нам пришел в гости?

– Какое имя у нее может быть? (Варианты ответов детей.)

Воспитатель называет настоящее имя свинки.

2. И г р а «Какая она?».

– Придумайте определения морской свинке, какая она (большая, пушистая, красивая, рыжая, добрая и т. п.).

Дети сидят по кругу, бережно передают морскую свинку друг другу и дают ей определения.

3. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.

Воспитатель достает игрушечную морскую свинку.

Воспитатель. А вот еще одна морская свинка пришла к нам в гости.

4. Б е с е д а.

– Чем отличаются эти две морские свинки? (Одна – живая, а другая – игрушечная.)

– Что можно делать с игрушечной морской свинкой? А можно ли так обращаться с живой? Почему нет?

– Чем похожа морская свинка на человека? (Она дышит, ест, ходит, видит и т. п.)

5. Т р у д о в ы е д е й с т в и я д е т е й «Покорми морскую свинку».

Воспитатель. Как вы думаете, что любит кушать морская свинка? (Варианты ответов детей).

Воспитатель предлагает детям различный корм: сено, овощи, фрукты, зерно. Дети рассматривают, называют.

Воспитатель. Как вы думаете, а можно сразу отдать весь корм? (Рассуждения детей.) Предложить дать свинке морковку. Дети дают корм живой свинке и игрушечной. Делают вывод и наблюдают, как грызет зубами морковку свинка.

6. Н а б л ю д е н и е з а с в и н к о й.

Воспитатель предлагает детям пустить свинку на пол и понаблюдать, как она бегает, что будет делать, если на пути положить кубик и т. п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.