Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Но нас интересует территория Восточной Европы. Поэтому обратимся к гособразованиям, на ней расположенным.






Правовое положение Польши в составе Российской империи. Украинская автономия в XVII–XVIII вв.

Польские и литовские земли вошли в состав России в результате третьего раздела Польши 1795 г. По итогам Венского конгресса 1815 г. в период, когда большая часть Варшавского великого герцогства была вновь присоединена к России, Александр I даровал Польше, получившей статус царства, Конституционную хартию. Император российский стал одновременно королем польским. С 1818 г. в Польше стал избираться шляхтой и горожанами законосовещательный Сейм. Он созывался в 1820 г., и в 1825 г. Исполнительная власть сосредоточивалась в руках наместника царя, при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный совет.

В Польше сохранялось местное право, даже армия, бюджет и прочие атрибуты государственности. Например, Польша, как и прежде, делилась на воеводства, а не на губернии.

После польского восстания 1830 г. Николай I заменил Александровскую Конституционную хартию 1815 г. Органическим статутом 1832 г. В результате чего польский Сейм был упразднён, воеводства преобразованы в обычные российские губернии. В дальнейшем постепенно упразднялись прочие элементы автономности Польши, в 1866 г. Царство Польское было окончательно преобразовано в Варшавское генерал-губернаторство, хотя Всероссийский император сохранил в своём официальном титуле наименование царя польского.

Украинская автономия в XVII–XVIII вв.: в 1654 г. согласно решению Земского собора к России была присоединена Малороссия, прежде всего Левобережная, а также Киев. В составе России Малороссии был предоставлен особый статус: сохранялись казацкая система управления во главе с гетманом, избираемым войсковой (генеральной) радой, казацкое право. При гетмане существовала генеральная старшина (правительство). Территория делилась на военно-административные единицы – полки. Во главе полков стояли выборные полковники.

До 1663 г. дела управления Малороссией сосредоточивались в канцелярии по малороссийским делам Посольского приказа. Вопросы внешней политики были подведомственны Посольскому приказу, а вооруженных сил – Разрядному приказу. С 1663 г. делами Малороссии стал заведовать Малороссийский приказ, который в 1722 г. был преобразован Петром I в Малороссийскую коллегию. После ликвидации Малороссийской коллегии в 1727, руководство управлением перешло к коллегии иностранных дел, а с 1750 г. к Сенату.

Должность украинского гетмана была упразднена Петром I в 1722 г., затем должность украинского гетмана была восстановлена и вновь ликвидирована. Елизавета Петровна восстановила ее в 1750 г. для того чтобы наградить ею брата своего фаворита – К. Разумовского. Окончательно упразднила украинское гетманство Екатерина II, она же восстановила Малороссийскую коллегию.

Помимо этого, Екатериной II ликвидируется казацкая система самоуправления, учреждается должность малороссийского генерал-губернатора, в результате чего Малороссия становится рядовой губернией Российской империи.

Прежнее казацкое право существовало вплоть до начала XIX в. Официально оно было упразднено Николаем I в 1842 г. При Екатерине II в результате разделов Польши в состав России вошли Западная (Правобережная) Украина, кроме Галиции, которая принадлежала Австрии (Австро-Венгрии). Присоединённое к России Северное Причерноморье (в т.ч. Крым) стало называться Новороссией.

 

Гражданское право по своду законов 1833 г. Свод законов Российской империи – плод систематизации, проведенной сотрудниками Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии под общим руководством М.М. Сперанского. Свод законов был составлен к 1832 г. и состоял из 15 томов, включавших только действующие узаконения. Все статьи Свода законов Российской империи содержат ссылки на соответствующие акты из Полного собрания законов Российской империи. Свод законов Российской империи получил статус закона с 1835 г.

Для каждой статьи Свода законов Российской империи составлялся комментарий, который носил значение толкования, но не имел силы закона.

Затем последовало 2 полных (1842 г., 1857 г.) и 6 неполных (1833 г., 1876 г., 1885 г., 1886 г., 1887 г., 1889 г.) изданий обновленного Свода законов Российской империи.

Развитие гражданского права проходило на основе кодификации старых форм права, что, соответственно, не могло не повлиять на характер этой отрасли: сохранились элементы сословного неравенства, ограничения вещных и обязательственных прав. Крестьянам запрещалось выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Помимо этого, крестьяне, которые не имели торговых свидетельств и недвижимой собственности, не могли выдавать векселя. Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц, еврейского и польского населения.

Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Продолжало существовать право родового купца и система майоратов, земельных владений, полностью изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роду.

В сфере гражданского права широко применялись местные обычаи и традиции, уровень юридической техники был невысоким, что, соответственно, отразилось на терминологии: юридическое лицо определялось как «сословие лиц», сервитут определялся как «право участия частного», правоспособность и дееспособность не разграничивались.

Право собственности определялось следующим образом: «Собственность – власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно» (ч. 1, т. X Свода законов Российской империи). Право собственности могло быть приобретено путем дарения, пожалования, выдела, завещания, наследования, приращения, присоединения, смешения вещей, переработки, мены, купли-продажи, других договоров и обязательств, вследствие давности «спокойного, бесспорного и непрерывного» владения в течение 10 лет, оккупации (для движимых вещей).

В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из деликта (причинения вреда и недозволенных действий).

Среди договоров выделялись: договор мены, договор купли-продажи, договор запродажи (фьючерсный договор), договор имущественного найма (аренды), договор поставки, договор подряда, договор займа (не более 6 % годовых), договор ссуды имущества (безвозмездное временное разрешение пользоваться имуществом), договор личного найма.

Широкое распространение получил договор товарищества, предусматривались полное товарищество, товарищество на вере (по вкладам), товарищество по участкам (компания на акциях – прототип акционерного общества), трудовое товарищество (артель).

 

Фискалы и прокуроры в конце XVIII-первой половине XIX вв.

Фискалат (фискалитет) был учрежден Петром I одновременно с Сенатом, в 1711 г. Абсолютная монархия вынуждена была внимательно надзирать за своими чиновниками, для этого и необходимы были фискалы, а чуть позже – прокуроры. В обязанности фискалов входило «тайное надсматривание» за всеми чиновниками, чтобы они не расхищали казённые средства, не брали взятки и не превышали свои служебные полномочия. Фискалов возглавлял обер-фискал, подчиненный непосредственно царю, обер-фискалу подчинялись губернские и городовые фискалы. Фискалы получали половину конфискованного по их доносу имущества или половину взысканного штрафа, поэтому фискалов очень не любили, само это слово стало ругательным.

В 1722 г. сначала для надзора за Сенатом была учреждена прокуратура, которая вскоре вытеснила фискалитет из сферы осуществления государственного надзора.

Разница между фискалами и прокурорами такова: фискалы осуществляли негласный, тайный надзор, в то время как прокурорский надзор осуществлялся гласно. С учреждением прокуратуры роль Сената заметно уменьшилась. Вместе с тем круг вопросов, рассматриваемых Сенатом, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, назначение и выборы высших государственных чинов и др.

В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-прокурора, затем также прокуроры в коллегиях, обер-прокурор Синода, прокуроры при губернских надворных судах. Первым российским генерал-прокурором был назначен П. И. Ягужинский (1683–1738 гг.), человек весьма деятельный и властный, сумевший сделать свою должность очень престижной. Его заслуженно называли «оком Государевым». Помимо прокуроров, генерал-прокурору были также подчинены сохранившиеся фискалы. Но прокуроры в то время не занимались поддержкой государственного обвинения в суде, осуществляя лишь разнообразные надзорные функции. Так как ещё не сложилась собственно судебная система.

Институт губернских прокуроров при судах был восстановлен при Екатерине II, в ходе реформы судебных учреждений. Губернский прокурор входил в состав губернского правления и осуществлял надзор за законностью в губернии, а также надзор за всеми должностными лицами губернского уровня, кроме губернатора и генерал-губернатора, подчиняясь непосредственно генерал-губернатору империи, который в свою очередь был подотчетен лишь монарху. Губернскому прокурору подчинялись прокурор верхнего земского суда, прокурор губернского магистрата, прокурор верхней расправы, губернские и уездные стряпчие. Ни одно решение суда не вступало в силу без подписи губернского прокурора.

В 1802 г. Александр I своим Манифестом об образовании министерств заменил коллегии министерствами. Соответственно, с 1802 г. прокуратура передавалась в ведение Министерства юстиции, должности министра юстиции и генерал-прокурора были совмещены. Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. Он осуществлял надзор как за судебными инстанциями, подчиненными Сенату, так и за административными учреждениями самого Сената.

 

Предпосылки буржуазных реформ XIX в.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением буржуазных реформ в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем.

Виды предпосылок буржуазных реформ 60 – 70-х гг. XIX в.:

1) социально-экономические;

2) политические;

3) идеологические.

Социально-экономические предпосылки: к середине XIX в. стал очевиден упадок феодального уклада производства, на промышленную арену все более открыто выступали буржуазные черты производства, появлялись и широко распространялись капиталистические формы хозяйствования, приходя на смену старым феодальным порядкам производства. Уже к 20-м гг. XIX в. все больше и больше применялись вольнонаемные рабочие, а к 1960-м гг. их число превысило 50% рабочей силы на фабриках, вотчинная и посессионная мануфактуры прекращали свое существование, уступая место новым буржуазным отношениям. Промышленный переворот 30 – 40-х гг. XIX в. остро поставил проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости и не имело возможности отлучиться от своих помещиков. Одновременно мельчало дворянское землевладение, земля начала стремительно переходить в руки других сословий, на этом фоне распространялась практика отходничества крестьян. В среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ, так как все меньше доходов поступало с земель, основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья скорее, наоборот, требовали значительных материальных затрат.

Политические предпосылки: основной предпосылкой реформ 60 – 70-х гг. XIX в. явилась предреволюционная ситуация, сложившаяся в те годы в России. Политическая обстановка 50-х гг. XIX в. была такова, что постоянно возрастала классовая борьба, разгоравшаяся на фоне противоречий между дворянством и крестьянами. Эта борьба резко обострилась после поражения в Крымской войне 1853 – 1855 гг., когда уже после застигшего волнения декабристского выступления вновь значительно оживилась деятельность общественно-политических кружков. Феодальные порядки полностью изживали себя, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам, чтобы удержать в силе хотя бы саму абсолютную монархию. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы, так как везде царили взяточничество и беззаконие, резко возрастала преступность в стране.

На фоне такой неблагоприятной обстановки в России немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились собственно либеральные взгляды правившего в те годы Александра II.

Идеологические предпосылки: важнейшим идеологическим толчком к установлению буржуазных порядков во всем мире, в том числе и в России, послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность.

В России же непосредственно в тот момент сформировались 3 главных идейно-политических силы, по-своему трактовавшие цели и пути осуществления реформ:

1) официально-правительственная;

2) либеральная;

3) революционная.

Все они одновременно считали необходимым проведение буржуазных реформ, хотя и расходились во мнениях о способе их проведения

 

.  
1.   Император   25.   Морское министерство
2.   Высшие комитеты   26.   Министерство внутренних дел
3.   Комитет министров   27.   Министерство финансов
4.   Общее собрание Государственного совета   28.   Министерство государственных имуществ
5.   Департамент законов Государственного совета   29.   Главное управление путей сообщения и публичных зданий
6.   Департамент государственной экономии Государственного совета   30.   Министерство юстиции
7.   Департамент гражданских и духовных дел Государственного совета   31.   Министерство народного просвещения
8.   Департамент военных дел Государственного совета   32.   Государственный контроль
9.   Государственная канцелярия   33.   Министерство императорского двора
10.   Особые совещания, комиссии при Государственном совете   34.   Посольства, консульства, миссии, управления азиатскими народами
11.   Общие собрания и соединенные присутствия Сената   35.   Артиллерийские, инженерные, провиантские, комиссариатские округа, округа военных поселений
12.   1-й департамент Сената   36.   Губернские правления и присутствия, приказы общественного призрения
13.   Департамент герольдии Сената   37.   Казенные палаты, таможенные и горные округа
14.   Межевой департамент Сената   38.   Палаты государственных имуществ
15.   2 - 10-й апелляционные и судебные департаменты Сената   39.   Округа путей сообщения
16.   Синод   40.   Губернские судебные палаты (палаты уголовного и гражданского суда)
17.   I отделение Собственной е. и. в. канцелярии   41.   Учебные округа
18.   II отделение Собственной е. и. в. канцелярии   42.   Удельные конторы
19.   III отделение Собственной е. и. в. канцелярии   43.   Жандармские округа (губернские жандармские штаб-офицеры)
20.   IV отделение Собственной е. и. в. канцелярии   44.   Епархии (консистории)
21.   Комиссия по принятию прошений   45.   Женские учебные заведения и благотворительные учреждения
22.   Штаб Отдельного корпуса жандармов   46.   Губернские дворянские собрания и их учреждения
23.   Министерство иностранных дел   47.   1-я и 2-я армии, отдельные корпуса
24.   Военное министерство   48.   Флоты
ИСТОЧНИК:   Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. Т.1: Высшие государственные учреждения / Редкол.: Н.П.Ерошкин (отв. ред.), Д.И.Раскин (отв. сост.) и др. - СПб.: Наука, 2000. - С.18-19.

 

 

   

 

Таким образом, в развитии формы государственного единства в данный период можно отметить две взаимосвязанные тенденции: тен­денцию к усложнению, вызванную расширением территории импе­рии, и тенденцию к упрощению, обусловленную политикой царизма на укрепление централизации, единообразия и в определенной мере русификации национальных окраин. При этом архаичные, чисто фео­дальные формы государственного единства (сюзеренитет-вассалитет, личная уния) сменяются свойственными буржуазному государству отношениями административной инкорпорации, унитаризма, хотя процесс этот не будет доведен до конца.

Задание 1. Хронология Российской империи. Составить письменный комментарий (2 – 3 стр.) к одной из тем по схеме:

1. Причины и предпосылки.

2. Хронология, этапы и их содержание.

3. Значение и выводы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.