Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Привычки






Привычкой называют потребность человека совершать опреде­ленные действия. Привычка и навык во многом сходны — привычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. В основе привычек также лежат динамические стереотипы. Но привычка — это навык, ставший потребностью. Если человек по каким-либо причинам не выполняет привыч­ных действий, у него возникают неприятные переживания, чувст­во неудовлетворения. Навык есть возможность успешного осуще­ствления действий, привычка— побуждение производить эти дей­ствия. Например, навык умываться дает возможность ребенку делать это быстро и ловко. Привычка умываться заставляет его делать это охотно и без принуждения. Различают гигиенические (или бытовые) привычки, к которым относится утреннее умыва­ние, мытье рук перед едой, утренняя гимнастика, привычка быть чистоплотным и опрятным, рано вставать, привычка быть всегда аккуратным, привычка следить, чтобы предметы домашнего оби­хода, учебные принадлежности всегда были на месте, в хорошем состоянии. Выделяют и нравственные привычки, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми, — вежливость, приветливость, постоянная готовность прийти на помощь другим людям, дис­циплинированность.

Кроме полезных привычек, в неблагоприятных условиях воспитания могут формироваться и отрицательные, вредные при­вычки: грубость, употребление вульгарных выражений, скверно­словие, привычка употреблять слова-паразиты («значит», «так сказать», «и так далее»), привычная лень, курение, привычка капризничать, упрямиться.

Воспитание положительных привычек, как и борьба с отрица­тельными привычками школьников, требует настойчивости и терпения. Большую роль в этом играет положительное подкреп­ление одних действий (похвала, одобрение, поощрение) и тор­можение других (через осуждение, порицание, выговор). Очень важен личный пример учителя, которому часто стремятся под­ражать ученики. Иногда полезно обратить внимание школьника на его плохую привычку, так как порой он просто не замечает ее.

Учитель начинает вырабатывать у школьников положитель­ные привычки с первых дней обучения в школе. В частности, уже в I классе надо постепенно формировать привычку работать ор­ганизованно, соблюдая определенные условия, порядок.

Вот мы входим в класс, и сразу ясно, что класс организован, у детей выработаны привычки культурного поведения: они тихо встали, приветствуя нас, и так же тихо сели на места. Мы наблю­дали этих учащихся и во время урока: у них сформирована при­вычка внимательно слушать, организованно начинать работу. Вот один ученик проявил невыдержанность: он быстро решил задачу, вскочил и просит, чтобы его спросили (этот ученик— новичок в классе). Немедленно сосед призвал его к порядку, а остальные ребята посмотрели на него с недоумением и осуж­дением. Все учащиеся класса имеют чистый и опрятный вид, они аккуратно содержат книги, тетради, у них всегда порядок на парте.

У некоторых учащихся начальной школы могут проявляться антигигиенические привычки—сосать палец, грызть ногти, во время еды брать соль из солонки рукой, облизывать пальцы пос­ле еды. Проявляются отрицательные привычки и в обращении детей друг с другом—употребление бранных и грубых слов, пе­редразнивание товарищей, гримасничанье. Подобные привычки нередко встречаются и у более старших школьников.

Учитель, если он видит, что у школьника появляется отрица­тельная привычка, немедленно принимает меры к ее пресечению и особенно стремится не допускать ее повторного проявления:

ведь повторение—это основа выработки привычки. Учитель осуж­дает проявление отрицательной привычки и создает обществен­ное мнение коллектива (хотя из педагогических соображений иногда это делать нецелесообразно и следует ограничиться ин­дивидуальной работой с учеником). Обращаясь к нравственным чувствам ученика, убеждая его во вредности привычки, вызывая у школьника отрицательные эмоции в связи с привычкой, учи­тель формирует у воспитанника стремление самому изжить отрицательную привычку, создает обоснованное желание бороться ^ ней, помогает ему проявлять соответствующие волевые усилия. ^ И разумеется, только единая линия воспитания в школе и семье приведет к выработке у учащихся нужных, полезных привычек и предупреждению и искоренению отрицательных.

Вопросы для повторения

1. Чем деятельность человека отличается от поведения животных?

2. Каковы основные компоненты структуры деятельности?

3. В чем состоит значение игры для развития ребенка и как она влияет на формирование
его личности?

4. Расскажите о роля труда в формировании личности.

5. В чем проявляется влияние учебной деятельности на развитие школь­ника?

6. Что такое умение, навык, привычка и как они образуются?

7. Приведите примеры переноса и интерференции навыков.

8. Как воспитываются привычки у младших школьников?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.