Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Запрещенные сделки с ц/б (сделки, связанные с манипулированием ценами).






Запрещенными видами деятельности на РЦБ являются:

-эмиссия ц/б без государственной регистрации, без раскрытия информации, относящейся к эмитенту или к ц/б;

-осуществление деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии;

-манипулирование на РЦБ путем фиктивных сделок, произведения адекватных взаимозачетов требований, осуществления искусственных краткосрочных сделок;

-незаконное использование важной, конфиденциальной информации;

-раздел РЦБ по какому-либо признаку для предоставления отдельным участникам преимущественного положения;

-другие действия, противоречащие основным принципам торговли на рынке

ц/б, установленным законодательством.

Запрещенными формами торговли на РЦБ признаются торговля на базе инсайдерской информации и манипулирование ценами, так как данные виды сделок способны оказывать на фондовый рынок самое негативное влияние независимо от состояния экономики и политической обстановки в стране.

Под манипулирование ценами понимается деятельность на рынке, направленная на создание ложных ценовых ориентиров в форме искусственного воздействия на цены, побуждения других участников рынка покупать или продавать ц/б по несправедливым ценам, которые бы никогда не сложились на данном уровне на открытом и честном рынке.

В результате действий манипулятора другие участники рынка осуществляют сделки купли–продажи ц/б по ценам, сформированным на основе ложных представлений о ситуации на рынке, что приводит к грубому искажению ценовой динамики и несправедливому получению прибылей манипулятором за счет других сторон.

Манипулирование может осуществляться с различными целями, среди которых можно выделить три основных:

1. Повышение курса ц/б. Манипулятор способствует повышению цены ц/б, которую потом продает инвестору.

2. Стабилизация цен – ц/б обычно продается по более высокому курсу, чем тот, который бы установился под воздействием чисто рыночных сил. Подобная практика часто используется при первичном размещении ц/б. Данный вид манипулирования частично разрешен SЕС (Комиссией по ц/б и биржам, США). Публичные инвесторы в этом случае должны быть полностью информированы о проведении подобных операций.

3. Понижение курсовой стоимости ц/б проявляется, когда игроки на понижение (медведи) стремятся извлечь прибыль путем совершения продаж “без покрытия”.

Манипулирование довольно трудно классифицировать, поскольку существует большое количество форм и методов воздействия на цены.

Возможно разделение различных видов манипулирования на где группы:

манипулирование, основанное на совершении сделок и манипулирование, использующее информацию.

Манипулирование, основанное на совершении сделок:

1. Корнеры (corners) – накопление значительной части ц/б у одного лица или группы взаимосвязанных лиц. Позволяет искусственно увеличивать или сокращать предложение ц/б, изменяя таким образом их курсовую стоимость.

2. Паркинг (parking) – используется для сокрытия собственности на ц/б. Представляет собой фиктивную продажу или перевод ц/б на лицо, накапливающее их, с целью последующей перепродажи или перевода настоящему собственнику (или его агенту) на существенно тех же условиях, что и первая продажа.

3. Организация значительного потока приказов по ценам, отличающимся от рыночных при открытии и закрытии биржи, с целью установить искусственный уровень цен (воздействие на цены открытия и закрытия).

4. Проведение операций с крупными пакетами ц/б (прохождение через рынок крупной партии ц/б оказывает дестабилизирующее влияние на цену, выводит ценообразование за нормальные рыночные условия).

5. Одновременное выставления поручений на покупку и продажу ц/б по ценам, существенно отличным от рыночных, с целью изменения рыночных цен в течение торговой сессии.

6. Проведение сделок с крупными пакетами ц/б без смены владельца.

Манипулирование, использующее информацию:

1. Распространение информации о том, что в результате действий одного или несколько лиц курс какой–либо ц/б будет повышаться или понижаться, что косвенно призывает инвесторов к таким же действиям.

2. Распространение ложной информации о ценной бумаге, которая приведет к массовым покупкам/ продажам данной ц/б, и, соответственно, повлечет за собой рост/ падение котировок данной ц/б.

3. Сокрытие или непредставление информации об эмитенте, ц/б или состоянии рынка, которые могут привести к установлению искусственного контроля цен на ц/б.

Таким образом, манипулирование способствует неадекватному формированию спроса на ц/б или их предложения, что нарушает справедливость ценообразования и в конечном счете влечет убытки инвесторов.

Российское законодательство о РЦБ не дает четкого понятия манипулирования. Пункт 2 статьи 51 ФЗ “О РЦБ” устанавливает, что “профессиональные участники РЦБ не вправе манипулировать ценами на ц/б и понуждать к покупке или продаже ц/б путем предоставления умышленно искаженной информации о ц/бах, эмитентах эмиссионных ц/б, ценах на ц/б, включая информацию, представленную в рекламе”. Под манипулированием ценами понимаются действия, совершаемые для создания видимости повышения и/или понижения цен и/или торговой активности на РЦБ относительно существующего уровня цен и/или существующей торговой активности на РЦБ, с целью побудить инвесторов продавать или приобретать публично размещаемые и/или публично обращаемые ц/б, в том числе:

− распространение ложной или недостоверной информации;

− совершение сделок с ц/б на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на РЦБ, в результате которых не меняется владелец этих ц/б; − одновременное выставление поручений на покупку и продажу ц/б по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;

− соглашение двух или нескольких участников торгов или их представителей о покупке (продаже) ц/б по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам.

Совершение указанных действий профессиональными участниками РЦБ является основанием для приостановления или аннулирования выданного им разрешения, а также иных санкций, предусмотренных для членов саморегулируемых организаций.

Определение манипулирования в законе слишком узко, полномочия ФСФР России по выявлению и доказыванию фактов манипулирования недостаточны, а ответственность за эти нарушения ограничена только лишь приостановлением или аннулированием лицензии проф. участника РЦБ, – не предусмотрены даже административные штрафы, не говоря уже об уголовной ответственности.

Необходимо дать более широкое определение манипулирования ценами, расширить перечень его признаков. Следует определить перечень лиц, имеющих возможность манипулирования ценами, а также полномочия регулятора по выявлению и пресечению подобной практики. Наконец, в законодательстве обязательно должна быть установлена система мер ответственности за совершение недобросовестных действий.

Наряду с манипулирование ценами, к запрещенным видам торговой практики на РЦБ относится торговля на основе инсайдерской информации.

Очевидно, что владение информацией недоступной общественности (то есть нераскрытой) предоставляет участникам фондового рынка неоспоримое преимущество перед другими участниками в совершении сделок с ц/б. Совершение сделок с ц/б на основе использования неизвестной публике, конфиденциальной информации, как правило, исходящей из руководства компании, в мировой практике регулирования фондового рынка называется инсайдерской торговлей.

Торговля с использованием инсайдерской информации относится к числу самых серьезных нарушений на развитых рынках ц/б. С этим явлением борются правительства почти всех стран мира, желая нормализовать биржевую торговлю, привлечь как внутренние, так и иностранные инвестиции. Дело в том, что в развитых странах уже достаточно давно достигнуто понимание того, что торговля с использованием инсайдерской информации подрывает доверие инвесторов к ценным бумагам, что самым негативным образом отражается на финансовом рынке в целом, а через него и на всем инвестиционном процессе. Поэтому, в целях противодействия нарушениям на рынках ц/б, организаторы торговли разрабатывают соответствующие системы надзора. Составными элементами систем надзора являются:

− информационно-аналитические средства мониторинга рынков;

− нормативно-правовая база, регламентирующая процедуры проведения организатором торговли во взаимодействии с государственными регулирующими органами расследований выявленных нарушений и принятия санкций в отношении участников-нарушителей;

− функциональное подразделение (службы надзора) в структуре организатора торговли.

Трудность для законодателей и регуляторов во всех странах заключается, однако, в определении того, кто конкретно является “инсайдером”– лицом, имеющим в силу своего должностного положения доступ к служебной информации, – и что является торговлей с использованием служебной информации (инсайдерской торговлей).

В зарубежном опыте существуют значительные отличия в санкциях, применяемых к инсайдерам торговлю с использованием инсайдерской информации. Безусловное лидерство в антиинсайдерских нормах принадлежит США, где применяются не только самые жесткие санкции в отношении инсайдеров, но, кроме того, здесь эти санкции реализуются чаще и эффективнее чем где–либо.

В то время как фактически во всем мире проблеме инсайдерской торговли уделяется заметное внимание, российское законодательство в вопросе предотвращения недобросовестного использования информации инсайдерами на фондовом рынке практически не развито. Доказать факт инсайдерской торговли в России сегодня невозможно. В законодательстве нет определений понятий “инсайдер” и “инсайдерская информация”. К тому же у регулятора – Федеральной службы по финансовым рынкам – практически нет полномочий по выявлению нарушений в этой сфере.

Мировому опыту такое положение дел явно не соответствует.

Для эффективного функционирования российского фондового рынка, для повышения доверия к нему инвесторов (в том числе иностранных), для честной конкуренции участников рынка необходимо законодательно урегулировать вопросы, связанные с инсайдерской информацией, инсайдерской торговлей и манипулированием ценами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.