Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды мышления






Бывает наглядно-действенным и наглядно-образным, словесно-логическим, отвлеченными.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление – функционирует на базе языковых средств. Для него характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимость, гордость, честность).

Отвлеченное мышление – мышление в форме абстрактных понятий и рассуждений.

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить: мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное).

Творческое (продуктивное) - это процесс создания нового, оно направленно на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. С творческим мышлением тесно связано воображение и интуиция.

Репродуктивное (суммирующее) мышление представляет собой применение готовых знаний и умений.В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.

 

СООТНОШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

На протяжении всей истории психологических исследова­ний мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соедине­ния, вплоть до абсолютного отождествления.

Многие современные ученые придерживаются компромисс­ной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь нераз­рывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, — это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразо­ваниях, которые они претерпевают в процессе своего раздель­ного и совместного развития.

Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержа­щую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово — это не ярлык, наклеенный качестве индивидуального названия на отдельный предмет, всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое и. обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.

Но слово — это также средство общения, поэтому оно входит состав речи. Будучи лишенным значения, слово ни относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Имен­но в значении слова, говорит Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.

Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развива­лись отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Сама речь как средство общения возникла в силу необ­ходимости разделения и координации действий людей в процес­се совместного труда. Вместе с тем при словесном общении со­держание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обоб­щенное отражение, т.е. факт мышления. Вместе с тем такой, на­пример, прием общения, как указательный жест, никакого обоб­щения в себе не несет и поэтому к мысли не относится. В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например, наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших живо­тных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, же­сты, мимика, отражающие внутренние состояния живого суще­ства, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.