Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пороги ощущений






До сих пор мы говорили о качественном различии видов ощущений. Однако не менее большое значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение.

Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение – нижний порог ощущения. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, - верхний порог. Интервал между этими порогами называют диапазон чувствительности.

 

2. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горя­чее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Воспринимаемые нами свойства предметов локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведе­но к их сумме. Восприятие зависит от определенных отно­шений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Восприятием называют психический процесс отраже­ния предметов и явлений действительности в совокуп­ности их различных свойств и частей при непосредствен­ном воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение комплексного раздражителя.

В зависимости от того, в какой степени целенаправлен­на будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, не­обычностью), так и соответствием этих предметов интере­сам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, ви­дим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регули­руется задачей — воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднаме­ренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т. д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выпол­нение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность -- наблюдение.

Наблюдение — это произвольное планомерное воспри­ятие, которое осуществляется с определенной, ясно осоз­нанной целью с помощью произвольного внимания. Важ­нейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более кон­кретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюде­нии, совершенствует культуру наблюдения, то у него раз­вивается такое свойство личности, как наблюдательность

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

 

Основные свойства восприятия

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-раз­ному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприя­тия от содержания психической жизни человека, от осо­бенностей его личности носит название апперцепции. Вли­яние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те пред­меты, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспри­нималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх.

Свойства восприятия:

1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприя­тии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после опе­рации они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее пу­тем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие — система перцептив­ных действий, которыми надо овладеть.

2. Константность восприятия — благодаря ей мы вос­принимаем окружающие предметы как относительно по­стоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечи­вающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспри­нимаемого объекта. Константность восприятия — не врож­денное свойство, а приобретенное. Нарушение констант­ности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строи­тели, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

3. Структурность восприятия — восприятие не являет­ся простой суммой ощущений. Мы воспринимаем факти­чески абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее ис­полняет оркестр, либо один рояль, или человеческий го­лос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность восприятия — восприятие тесно свя­зано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятия — проявляется в пре­имущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

6. подвижность и управляемость –образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной задачи.

Швейцарским психологом Роршахом было установле­но, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда вос­принимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?»

Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

А также классифицируют в соответствии с тем, какой анализатор участвует в восприятии.

Нарушение восприятия

При резком физическом или эмоциональном пере­утомлении иногда происходит повышение восприимчи­вости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов дела­ется необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыноси­мым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся ше­роховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия на­зываются гипертезией. Противоположное ей состояние — гипостезия, которая выражается в понижении воспри­имчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением. Окружающее становится неярким, не­определенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блек­лым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окру­жающих утрачивают интонации. Все кажется малопо­движным, застывшим.

Галлюцинациями обычно называют восприятия, воз­никшие без наличия реального объекта (видения, при­зраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т. п.). Галлюцина­ции являются, как правило, следствием того, что вос­приятие оказывается насыщенным не внешними действи­тельными впечатлениями, а внутренними образами. Че­ловеком, находящимся во власти галлюцинаций, они пе­реживаются как истинно воспринимаемое, т. е. люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлю­цинирующего субъективные чувственные ощущения яв­ляются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира.

Наибольший интерес вызывают обычно зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообрази­ем: видения могут быть бесформенными (пламя, дым, туман) или, наоборот, казаться более четкими, нежели об­разы реальных предметов. Величина видений также харак­теризуется большой амплитудой: бывают как уменьшен­ные, так и увеличенные, гигантские. Зрительные галлю­цинации могут быть и бесцветными, но гораздо чаще у них естественная или крайне интенсивная окраска, обычно ярко-красная или синяя. Видения могут быть подвижны­ми или неподвижными, не меняющегося содержания (ста­бильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас или, напротив, интерес, восхищение, даже прекло­нение.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, т. е. оши­бочные восприятия реальных вещей или явлений. Обяза­тельное наличие подлинного объекта, хотя и восприни­маемого ошибочно, — главная особенность иллюзий, обыч­но разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и перейдолические.

Аффективные (аффект — кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обу­словлены страхом или тревожным, подавленным настро­ением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий — насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном воспри­ятии содержания реально происходящих разговоров окру­жающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издеватель­ства, скрытые угрозы по его адресу.

Очень интересны и показательны перейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психи­ческой деятельности, общей пассивностью. Обычные узо­ры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различ­ные светотени воспринимаются как яркие картины, ска­зочные герои, фантастические чудовища, необыкновен­ные растения, красочные панорамы.

3. Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет единого согласия. Одни утверждают, что особого независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент другого психологического процесса. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности (в мозге человека выделяют особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование других процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации).

В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде нельзя. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, она как бы исчезает.

Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Это – наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких, как объем, концентрация, переключаемость и ряд других.

Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, основные из которых следующие:

Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания можно наблюдать на всей поверхности головного мозга, независимо от того, проекционные зоны каких конкретных анализаторов в них локализуются.

Ретикулярная формация, работа которой связывается с явлениями внимания, находится на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов (неспецифические пути афферентного и эфферентного проведения сенсорной информации).

Нейроны внимания – клетки-детекторы новизны – можно встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга.

Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в ЦНС существуют автономно и независимо от отдельных сенсорных анализаторов, что говорит о том, что внимание все же является особенным феноменом, не сводимым к остальным.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание обладает пятью основными свойствами: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться различными причинами. Одни из них связаны индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности), четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым.

Сосредоточенность внимания (концентрация) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Человек может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь книги и не замечать ничего вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть непроизвольным и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь объекте. Переключаемость внимания на непроизвольной основе свидетельствует о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда рассматривают как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатору, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания связаны два процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредотачивается на нем; второй – тем, как осуществляет процесс отвлечения внимания.

Все три характеристики внимания связаны со специальными свойствами нервной системы человека: лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качество внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.

Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в течение определенного времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и роисходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Выделяют следующие виды внимания: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное, непроизвольное и произвольное, чувственное и интеллектуальное.

Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Произвольное внимание в отличии от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов.

Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. Объект внимания – мысль.

Психологические теории внимания

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо. он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную связь. Состояние внимания сопровождается не только эмоциями, но изменениями физического и физиологического состояния организма. Для Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний. Имея это ввиду, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Состояние сосредоточенности сопровождается так же движениями всех частей тела.

Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Двигательный эффект состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается секрет произвольного внимания. Таковы характерные черты моторной теории внимания Т. Рибо.

Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П. Я. Гальперин. Основные концепции этой теории:

Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени у человека.

По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

В отличие от других действий, которые производят определнный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Имеется еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки. Теория предложена Д. Н. Узнадзе.

4. Понятие о памяти в речевом обиходе занимает ведущее место среди всех других психологических терминов. Это в первую очередь связано реальным значением памяти в жизни и деятельности человека. Памяти издревле придавалось большое значение. Мы отмечали, что свое начало психология берет в практической трудовой деятельности людей, в процессах их взаимоотношений и общения. На начальных этапах исторического развития психологические знания находят свое отражение в сказаниях и мифах как одном из наиболее ранних способов человеческого самовыражения и форм коллективного сознания. Уже из сказаний древнегреческой мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Богиня памяти Мнемозина была матерью муз, ей приписывалось изобретение речи и счета. По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

Фундаментальность явлений и процессов памяти отмечается в психологии. Блаженный Августин говорил: "...душа все равно что память", отождествляя по сути все психические явления с памятью. Философ А. Бергсон писал о том, что именно в проблеме памяти возможно постигнуть дух в его наиболее выраженной форме.

В психологии проблема памяти, по выражению психолога П. П. Блонского, является " ровесницей психологии как науки". Особое место памяти среди психических функций исследователи видят в том, что ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия, каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект. При этом указывается, что и сама память немыслима вне других психических процессов.

Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами и образованиями отчетливо выявляется при различении ее видов. Связь памяти с восприятием фиксируется в выделении образной памяти или памяти на образы. Образная память в свою очередь, естественно разделяется на отдельные виды связанные с запоминанием сведений, полученных от определенных анализаторов: зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную и обонятельную память.

Фиксация в субъектном опыте умений, навыков, систем движений и действий составляет задачу и содержание двигательной памяти. Для эмоциональной памяти характерно запоминание и сохранение пережитых субъектом эмоций и чувств в тех или иных ситуациях. В психологии четко зафиксирован факт, что события, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, запоминаются лучше.

Взаимозависимость памяти и мышления нашла свое выражение в различении смысловой и механической памяти. Смысловая память состоит в том, что запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части, устанавливается соотношение между частями, совершается обобщение зависимостей и т.д. Связь мышления и памяти фиксируется в установленном психологией положении о том, что лучше запоминается то, что понимается. Речь здесь идет о специфически человеческой смысловой памяти.

Однако человек может запомнить содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, субъект как бы " впечатывает" запоминаемый материал в мозговых структурах. Такая процедура напоминает работу механических устройств, а потому память получила наименование механической. К механической памяти прибегают учащиеся, когда они не могут логически осмыслить материал. Некоторые психологи полагают, что механическая память своим возникновением обязана школе.

Субъект может поставить сознательную цель, задачу на запоминание, на удержание нужного содержания для последующего действия, организовать произвольные мнемические действия, приложить волевые усилия для сохранения материала. Такие особенности действий субъекта характерны для произвольной памяти: здесь субъект обеспечивает произвольную и волевую регуляцию процессов памяти.

Фиксация впечатлений от окружающего мира без специально на то поставленной индивидом цели реализуется при непроизвольной памяти. Это не означает, что материал запоминается по форме " сплошной записи" или естественным образом, непроизвольно мы запоминаем то, с чем мы активно работаем, что нам интересно и т.п. Во всех этих случаях нет задачи на специальное запоминание.

Зависимость памяти от потребностей, установок, мотивов и целей субъекта (от его мотивации) проявляется в особенностях кратковременной и долговременной памяти. Кратковременная память обеспечивает оперативное удержание данных на период действия субъекта с этими данными. Длительность сохранения какого-либо материала в кратковременной памяти обусловлена необходимостью удержания промежуточных элементов деятельности, без которых невозможно достижение конечного результата (так, переумножение в уме двузначных чисел предполагает удержание промежуточных результатов умножения).

Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, дни, годы, десятилетия) сохранение материала. Решающее значение для длительного удержания сведений имеет установка человека запомнить их надолго, необходимость этих сведений для будущего, их важность в личностном плане.

Классификация видов памяти с точки зрения их генетической последовательности была предложена П. П. Блонским. Он выделял четыре основные формы памяти - двигательную, эмоциональную, образную и смысловую. В перечисленной последовательности и происходит становление видов памяти.

Память - это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Психологические механизмы памяти. Представленность памяти во всех психологических структурах указывает на ее первый отличительный, специфический признак. Особенность памяти как психологического процесса состоит в том, что она непосредственно не направлена на отражение окружающего мира, она не имеет дела с материальными предметами и явлениями. Отражение предметного мира осуществляется в восприятии и мышлении. Память имеет дело со " вторым отражением", с полученными образами и понятиями.

Отличие памяти от других психологических образований предполагает четкое указание на ее функцию, на ее место в совокупной психической деятельности. Действительное определение понятия " память", равно как и содержательное описание каждого из ее процессов, предполагает ответ на два вопроса: что? и для чего? - соответственно должно содержать в себе два предиката. С этой точки зрения память могла бы быть предельно лаконично определена как психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта).

Согласно этой точке зрения, память всегда существует на антиномии " прошлое-будущее". Всякий познавательный процесс непрерывно превращается в память и всякая память превращается во что-то другое. Всякий психический процесс превращается в память в тот момент, когда он становится условием осуществления другого процесса (или последующего шага того же процесса). Это означает, что, превращаясь во " вторичный" продукт, приобретая способность осуществляться в плане представления, он может служить внутренней опорой для дальнейшего развития процесса.

Следовательно, элементом памяти становится все, что, " удаляясь" от " вещественной" определенности психики, переходит во " вторичный" продукт, т.е. становится представлением. Можно сказать, что всякое содержание психики переходит в память в тот момент, когда оно перестает быть собственно " целевым", актуальным элементом познавательного процесса и приобретает служебную функцию по отношению к новому элементу, занимающему место цели.

Можно сделать вывод, что основным механизмом работы человеческой памяти является ее ориентация на будущее. Память человека определяет не то, что " было" (прошедшее), а то, что " будет" (предстоящее). Иначе говоря, то, что " было", закрепляется в памяти постольку, поскольку оно нужно тому, что " будет", т.е. память определяет в точном смысле слова не прошлое, а будущее. В служении будущему заключается основная функция памяти. Отражение прошлого выступает как средство достижения будущего результата.

Запоминание определяется как процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Запоминание начинается с запечатления, которое осуществляется непреднамеренно. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления значимого материала; память приобретает характер сознательного запоминания. В специальных условиях (в первую очередь в учебной деятельности) возникает необходимость использования специальных приемов, особой организации запоминания, и оно приобретает форму заучивания.

Психологические исследования выявили зависимость запоминания от характера деятельности, от процессов целеполагания, его связь с ориентациями на будущее, предстоящее. При этом выявилась парадоксальная картина эффективности произвольного и непроизвольного запоминания. Исследования показали, что прямая постановка цели на запоминание не является сама по себе решающей для эффективного запоминания; непроизвольное запоминание зачастую оказывается продуктивнее произвольного. В опытах детям предлагалось классифицировать карточки в соответствии с содержанием изображенных на них предметов. В исследовании выявились две важные зависимости процесса запоминания. Во-первых, лучше запоминается то, что составляет цель действия. Во-вторых, процессы запоминания, включенные в мыслительную деятельность (классификация карточек), без требования специального запоминания оказались более эффективными, чем запоминание тех же карточек по требованию.

Иначе говоря, непроизвольное запоминание в этих условиях оказалось более эффективным, чем произвольное запоминание. Следовательно, если материал включен в целевое содержание данного действия, он может непроизвольно запомниться лучше, чем если бы субъект ставил цель его специально запомнить.

Эффективность запоминания зависит от установок субъекта. Плохую услугу оказывает студентам установка запомнить материал, чтобы ответить на семинаре; после окончания семинарского занятия материал быстро забывается. Иное дело - понимание значимости материала для будущего, для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

Лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, так как он связан с мотивами, интересами субъекта, становится жизненно значимым. При этом в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других - неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо для субъекта, что нашло наибольший резонанс в иерархии его мотивов. Существенное влияние на запоминание оказывает также и общее состояние человека: его настроение, жизненный тонус, усталость и т.п.

Выделены четыре мнемических действия:

1) ориентировка в материале, связанная с отношением элементов запоминаемого материала к опыту субъекта;

2) группировка материала на основе установленных свойств отдельных

элементов;

3) установление внутригрупповых отношений между элементами материала, подлежащего запоминанию;

4) установление межгрупповых отношений (связей).

При этом под мнемическим действием понимается " действие, которое выполняется не для того, чтобы запомнить, закрепить, а для того, чтобы воспроизвести"; данное положение основано на утверждении, что " центральной функцией произвольного запоминания является не закрепление и упрочение следа воздействия, а построение образа объекта, регулирующего воспроизведение, определяемого предстоящим использованием, будущим".

Воспроизведение - процесс памяти, заключающийся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавания, или воспроизведения при опоре на восприятие; собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации сохраненного в памяти материала; припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия.

Воспроизведение, так же как и запоминание, связано с мыслительными действиями. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. " В самом существе воспроизведения, - писал С. Л. Рубинштейн, - заложена реконструкция воспроизводимого - в результате мыслительной его переработки - как существенный аспект воспроизведения". В воспроизведении смыслового содержания преобразование, реконструкция приобретают особое значение. В реконструкции обнаруживается невозможность трактовки процесса воспроизведения только как процесса воспоминания, в его отделенности от процессов мышления, речи, установок субъекта. Человек по сути никогда не воспроизводит содержание памяти в той форме, в какой оно запомнилось.

Сохранение и забывание представляют собой две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации.

Сохранение - не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала. Психологи отмечают, что процесс реконструкции материала в памяти имеет свою динамику. В некоторых случаях отсроченное воспроизведение может оказаться более полным и совершенным, чем более раннее. Такое явление в памяти получило название реминисценции. Реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению материала, его реконструкции, овладению им.

Реконструкция содержания памяти, динамика процессов сохранения и забывания всегда задается предстоящими целями, связана с ориентацией на будущее. Забывается то, что не входит в целостную систему целеполагания субъекта, что перестает быть для него существенным и значимым. Сохраняется и помнится все то, что лежит в системе сознательно организованной, спланированной жизни. Из прошлого в будущее переносится и сохраняется то, что служит условием постановки новых жизненных целей субъекта.

Выделяется на три существенные особенности, отличающие мнемическую переработку материала индивидуального опыта в процессе его сохранения от его мыслительной обработки.

1. Память - это непрерывный, никогда не прекращающийся процесс " самоорганизации" индивидуального опыта человека.

2. Память - это бессознательный процесс, не поддающийся самонаблюдению непосредственно и открывающийся субъекту только через свои " продукты". Управлять процессами памяти можно только с помощью произвольных мыслительных действий.

3. В отличие от мышления память соответствует не целевым установкам деятельности, а смысловым отношениям опыта, смысловым образованиям человека, его жизненным ценностям.

Память в отличие от других познавательных процессов имеет своим предметом не связи и отношения самих объективных вещей, а отношение субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь организует и реконструирует уже добытое. Если она конструирует новое знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а из реорганизации отвечающих им представлений.

Область действительного творчества памяти - это не познавательная сфера, а сфера формирования личности. При этом память не создает личность своими средствами. Основа формирования человека - индивидуальный опыт. Однако, если бы продукты этого опыта сохранялись в человеке в таком же " элементном" и разобщенном виде, в каком они ему первично даны, они никак не могли бы в нем структурироваться. Объединяя эти элементы в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение личности.

С этих позиций центральная функция памяти - приведение к единству, связывание в целое внутреннего опыта субъекта. Именно за счет непрерывной и одновременной работы со всей совокупной картиной индивидуального опыта " широта памяти" противостоит " узости сознания", в которой выражается " целевая" локализация всех других познавательных процессов.

Способы организации представлений в процессах памяти не заложены в памяти " до опыта". Как отмечают психологи, память в своем развитии всегда отстает от мышления на один шаг: новые действия и операции сначала становятся (формируются) как мыслительные и только в процессе повторения и закрепления переходят в мнемические действия, т.е. действия по преобразованию и организации представлений внутреннего опыта.

При этом на любые подробности опыта память должна " откликаться как целое". Это означает, что в каждый момент осуществления деятельности в нее включается весь " прошлый опыт", каждый элемент " нового опыта" всегда соотносится со всем " прошлым опытом". Это предполагает, что опыт должен одновременно выступать в форме интегративного целого. Непрерывное воспроизводство такого целого как необходимого условия развивающейся жизни и деятельности и составляет основную функцию памяти.

Исходя из изложенного, память может быть содержательно определена как психологический механизм (совокупность психических процессов) системной организации индивидуального опыта в качестве необходимого условия осуществления предстоящей деятельности.

 

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущений и восприятия оно переходит к мышлению.

Отправляясь оттого, что дано в ощущениях и восприятии, мышление расширяет границы нашего познания.

Ощущения и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятия – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, выявляет взаимосвязи и сущность.

В действительности уже в восприятии дана не простая сумма изолированных элементов, уже различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях. Мы воспринимаем обычно вещи в определенных ситуациях, в которых они даны в тех или иных соотношениях с другими вещами. Вещи воспринимаются как равные и неравные, большие или меньшие, как определенным образом расположенные. Но в восприятии все вещи и явления, их свойства, даны в случайных единичных определениях, во внешнем соединении свойств, которые соединены, но не связаны.

Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях.

Психология изучает процесс мышления индивида, т.е. она исследует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, изучает закономерности мыслительного процесса, процесса выработки умственных стратегий, операций, опирающихся на символические процедуры.

Мышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятии и представлений, человек начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и потому непосредственно не наблюдаемые. Мышление - интегративная функция, включающая все познавательные процессы. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно связано с получением новых знаний. Мышление это инструмент познания, он способствует движению идей, мыслей, которые раскрывают суть вещей, способствуют развитию теоретической и практической деятельности человека. Эта деятельность направлена на преобразование мира и познания.

Мышление – психический процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания человеком существенных связей и отношений.

Неразрывная связь мышления с языком обнаруживает социальную сущность человеческого мышления. Историческая преемственность знаний в ходе человеческой истории возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению.

Процесс мышления это прежде всего анализ, синтез и обобщение, а также сравнение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация.

Анализ — выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений....

Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Обобщение - процесс, который позволяет делать вывод. Выделяем главное, связано с абстракцией.

Абстрагирование - мысленное отвлечение от конкретных предметов.

Конкретизация – это процесс противоположный обобщению. Процесс выделения признака из общего и целого.

Классификация - выделение частей с последующим расчленением и объединением.

Систематизация - расположение по определенному порядку.

 

Формы мышления.

1. Понятие

2. Суждение

3. Умозаключение

Понятие - мысль, выраженная в словах. Это символическое обобщенное представление предметов, людей или событий, имеющих по меньшей мере одну общую черту, проявляющуюся независимо от частных ситуаций. Понятия могут быть общими, отличительными, конкретными и абстрактными. Понятие выступает как форма мышления и как особое мыслительное действие.

Отличительные особенности понятия от представления:

- представление всегда есть образ, а понятие это мысль, выраженная в слове.

- Представление включает существенные и несущественные признаки, в понятии сохраняются лишь существенные признаки.

- Понятие результат познавательной деятельности не отдельного человека, а практической, теоретической деятельности многих людей. Представления у разных людей различны, а понятия одинаковы.

Суждение – это основная форма результата мыслительного процесса. Процесс, отражающий связи между предметами или явлениями. Это утверждение, основанное на чем либо, или же это отрицание. Суждения различают как истинные и ложные.

Умозаключение - это процесс логического вывода из суждений и понятий. Они бывают индуктивными и дедуктивными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.