Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основная проблематика выступлений прессы и радиовещания в годы великой отечественной войны 1941 -1945.






93. Копирайт с Генри: «В 1945 году: Все для фронта, все для победы не говорили, а говорили: Об исключении мародерства и помощи освобожденным. 1942 году: Убей его, если он немец!»

96. Копирайт с Генри: «В 1945 году: Все для фронта, все для победы не говорили, а говорили: Об исключении мародерства и помощи освобожденным. 1942 году: Убей его, если он немец!»

 

Великая отечественная война – это период, когда в СССР замирают дискуссии о репортаже. Теория журналистики в целом практически не развивается. На практике, напротив, происходит бурный расцвет репортажа. Материалы в этом жанре писали К. Симонов, В. Вишневский, Б. Полевой, Е. Воробьев, Б. Горбатов, Н. Погодин, Е. Габрилович и др. журналисты.

Вся система советской прессы в 1941-1945 гг. была ориентирована на решение общих задач: поднятие народного духа и поднятие трудоспособности, укрепление веры в победу. В связи с новыми задачами и изменением структуры печати новая роль отводилась и репортажу. Бурное развитие репортажа военного времени – яркое проявление закономерности, заключающейся в зависимости черт жанра от объективных обстоятельств: общественной потребности, обусловленной ей цели, а также от специфики восприятия. Возросла потребность в сообщениях о ходе борьбы с врагом, которые ответили бы на главный военный вопрос: кто кого? Перед репортажем встала цель: “высветить в конкретных событиях то, что составляло залог неизбежной победы советского народа”.

Таким образом, предметом отражения стал облик солдата, психология поведения.

Если событие показывается с точки зрения ведения боя, то важным для репортажного отображения становится использование людьми военной техники, творческое применения тактики. Изображение военных будней отличалось деловитостью, насыщением военной терминологией, своеобразной фразеологией и лексикой. Репортажи, раскрывавшие мотивы героических поступков, характеризуются тонким лиризмом, пафосом жизнеутверждения и веры в победу.

Во время наступательных операций в прессе появлялись материалы, изображавшие картины военных сражений, действий армий и флотов в целом. В период, когда советские войска отступали, внимание прессы и радио было приковано к небольшим участкам фронта, к отдельным бойцам. Рассказы о подвигах Н. Гастелло и А. Матросова, В. Талалихина и 28 памфиловцев показывали силу духа бойцов и давали образцы для подражания. Со 2 июля 1941 г. в “Правде” появляется постоянная рубрика “Боевые эпизоды” (впоследствии – “На фронтах Отечественной войны”, которая выходила до 1945 г. Отличительная черта всех материалов под этой рубрикой – внимание к отдельным эпизодам, конкретным случаям. Здесь опубликованы репортажи “Четыре товарища” А. Безыменского, “Морские охотники” В. Вишневского.

В репортажах этого периода общими остаются только жанрообразующие признаки; в частности, предмет – показ события. Но они значительно отличались интонацией и композицией, что и позволит в дальнейшем исследователям на их материале выделить несколько видов репортажей. Например, материал “Парад войск на Красной площади” С. Гершберга (“Правда”, 8 ноября 1941 г.) построен так, как строятся радиотрансляции. Автор перечисляет все военные подразделения, проходящие по площади, в порядке их прибытия. Пересказывается речь Сталина. В репортаже присутствует эмоциональность, образность, детали, но нет “приближения к человеку”. “Прохождением танков парад был закончен. Он показал, что (…) полный разгром немецких захватчиков не за горами, какие бы тяжелые испытания ни стояли на пути к этому”.

Совсем другие по тональности репортажи писала Татьяна Тэсс. Ее манера даже в информационных материалах близка к очерковой. “Завод в степи” (“Известия”, 20 декабря 1941 г.) о работе строителей в тылу морозной зимой дает очень четкую картину происходящего и, в то же время, простыми словами показывает героизм людей. “Эшелон двигался медленно, пропуская воинские составы; в вагонах плакали дети; нахохлившись, сидели жилистые, словно вырезанные из дерева старухи. На станциях люди выходили из вагонов, шли за кипятком, читали сводки…”.

Репортажем по форме – но не по методу – был и один из самых нашумевших материалов П. Лидова “Таня”. Он дает наглядную картину события (казни партизанки фашистами), но воспроизводит ее на основе документов и свидетельств очевидцев.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.