Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика проф.обуч-я как наука и учебн.дисципл.Основн.понятия методики проф.обуч-я и методич.терминология.






Методика проф.обуч-я явл-ся важн.компонентом проф.подготовки педагогов проф.школы. Методич.знания обслуживают проф. деят-ть преподавателя и мастера производствен.обуч-я, тесно связаны с приемами, методами этой деят-ти. Методика учит работать с уч.материалом, приемам и методам формир-я технич.знаний и проф.мений и навыков.Объектом познания методики проф. обуч-я явл-я процесс учения определен.предмету в учебн.заведении.В то же время процесс обучения —объект изучения педагогики проф. обуч-я. Различие методики обуч-я и пед-ки в сущности обучающ.деят-ти педагога и ме­тодич.деят-ти педагога-методиста. Предметом деят-ти педагога-предметника явл-ся организ-я процесса обу­ч-я по предмету.Преподаватель-предметник организ. учебную деят-ть уч-ся на основе содер-я методов обуч-я.Результатами обуча­ющ.деят-ти явл-я обученный учащийся. Ср-ва обуч-ия оптимизируют процесс обуч-я по предмету и обеспечив.получ-е результатов обуч-я на уроке.Следовательно, результатом методич. деят-ти явл-я специально разработан.сре-ва обуч-я, образу­ющие «канал», по кот.происх.регуляция обуч.деят-ти.

Предмет познания методики проф.обу­ч-я —это самостоят.ветвь пед.знаний и умений о конструир-ии, применении и развитии спец. ср-в обуч-я, с помощью кот.осущ-ся регуляция обучающ.деят-ти преподавателя и деят-ти уч-ся по формир-ю знаний и умений. Основные понятия методики проф.обуч-я и методич.терминология Немаловажную роль в развитии практики методич.рабо­ты педагога и ее теоретического осмысления, обоснования играет система понятий и соотносимых с ними терминов. Понятие — это форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений, это единица мышления. Любое познание осуществляет­ся человеком как формирование понятий и их связей. Термин — это слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо научное понятие.По источникам формирования можно рассмотреть три группы понятий и терминов:

1.Дидактико-методич.понятия. испол-ся в методиках преподав-я разных предметов и варьируются применительно к каждому предмету, например в ди­дактике — цели обучения, развивающее обучение, в методике — цели обучения электротехнике, развитие технического мышления. Приведем примеры: форми­р-е технич.мировоззрения уч-ся; наглядность в обучении технической механики; знания учащихся по специаль­ной технологии; содержание предмета по электротехнике и т.д.

2.Методико-технич.понятия. Ее со­ставляют понятия и термины преподаваемой науки — техники. Они определяют названия объектов изучения, т.е. разделов, тем или подтем уроков, либо названия технических и технологичес­ких явлений, процессов, которые входят в круг усвоения учащи­мися, и необходимы для решения научно-методических задач и развития методики профессионального обучения. Например, в дан­ную группу понятие «электрическая цепь переменного тока» вхо­дит не в качестве объекта исследования технической теории, а как методико-технич.понятие — объект познания учащими­ся, часть содержания учебного материала. Содержание этих поня­тий в методическом употреблении существенно отличается от тех­нического употребления. Термины в методическом употреблении нередко упрощаются ради повышения доступности и варьируются в зависимости от уровня подготовки учащихся. При раскрытии содержания методико-технических понятий указывается на необходимость отбора учебного материала и типичные методы изучения данного содержания. 3.Методич.понятия. Данные понятия подразделяются на4 подгруппы.

1).Методические понятия и термины, являющиеся результатом деления общих дидактико-методических понятий. Например, «урок производственного обучения по изучению трудовых приемов и операций», «обучение кулинарии» (дидактико-методические понятия), «обучение чтению электротехнических схем», «обучение снятию размеров» (методические понятия).

2). Названия методов, методических приемов, характерных не для дидактики в целом, а для обучения техническим дисципли­нам. В отличие от первой подгруппы эти термины не являются результатом вычленения из дидактико-методических понятий и не имеют с ними прямых преемственных связей. К ним относят­ся, например, «технический диктант», «описание схемы соеди­нения элементов в электрических цепях», «построение чертежей деталей», «расчет режимов резания» и др.

3) Одни термины возникли в результате становления методической практики, например «устные задачи по сопротивлению материалов», «технический диктант»; другие заимствованы из производственной сферы: «инструктаж», «технический эксперимент» и т.д.

4). Названия различных средств обучения техническим предме­там (сюда входят названия различных демонстрационных устройств и механизмов, печатных изданий, используемых в процессе обу­чения), например: «электромонтажная мастерская», «кабинет спе­циальной технологии», «рабочая тетрадь по методам оптимиза­ции» и др.

5).Понятия и термины из истории методики профессионально­го обучения. В эту подгруппу входит сравнительно небольшое ко­личество понятий, уже не употребляемых в повседневной прак­тике обучения: «русская система производственного обучения», «ручной метод обработки материалов» и др.

6) В методике профессионального обучения могут быть выделены многочисленные явления, приемы, методы, понятия которых еще не сформировались и, естественно, нет соответствующих им терми­нов. Не имеют названия многие упражнения в производственном обучении, хотя они уже давно сформировались в учебно-инструкционных картах. Не имеют названий и не определены как понятия уровни сформированности профессиональных знаний и умений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.