Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно – программная документация учереж-й проф.обр-я. Методика анализа учеб.программ.






Анализ содер-я обуч-я явл-ся составн. частью мето­дич.деят-ти педагога.Анализу подверг-ся все компоненты пед.про­цесса и комплексное методич.обеспечение подготовки спе­циалиста (образовател.стандарт, учеб план, учебн. про­граммы по предметам, учебники, дидактич. материал и т.д.). В проф. педа-ке наиболее полно разработ.процедуры анализа учебно-программной документации. Выдел-ся следующ.объекты анализа:

· -образовательный стандарт по профессии;

· учебный план,

· -график учебного процесса;

· -циклы учебных предметов;

· -место каждого предмета в системе дисциплин учебного плана и др.

· Результатами деятельности педагога профессионального обу­чения по анализу учебно-программной документации являются:

· - общая ориентация педагога в системе подготовки будущего специалиста;

· - определение требований к знаниям и умениям будущего спе­циалиста;

· - определение широты профессиональной деятельности;

· - материалы для составления расписания занятий;

· - межпредметные связи дисциплин внутри цикла и между цик­лами подготовки;

· - планирование уроков по теме.

Содержание подготовки специалистов можно разделить услов­но на два основных блока: теоретическое обучение и производ­ственное обучение.

 

29.Харак-ка технологии программирован.обуч-я.Принципы программи -рован.обуч-я.Виды обучаю.программ: линейная, разветвленная, адапти-вная, комбинирован.Харак-ка технологии программирован.обуч-я. Программирован.обуч-е имеет определен. преимущества, поскольку дает возможность организ.активную самостоят.работу всех уч-ся класса и позволяет дифференцировать ее применительно к особ-тям и возможностям каждого школьника.

Программирован.обуч-е харак-ся следующими приз­наками: наличием спец.обучающ.программы, поэлемент­ной подачей учеб.материала, циклическ.харак-ром информа­цион.связи между учеником и технич. ср-вом (прямая и обратная связь), индивидуальн.темпом в обуч-и и применени­ем спец.технич.ср-в.Учебный материал подается ученику небольшими частями, после чего ставится вопрос или дается задание для проверки правильности его усвоения. Ответив на вопрос, ученик имеет возможность тут же проверить себя по предложенно­му ответу и, лишь удостоверившись в том, что материал понят им правильно, приступить к дальнейшему его изучению.

Идея программированного обучения возникла в начале 50-х гг. в Америке. Автором ее был профессор Б. Ф. Скиннер, специалист в области психологии обучения, выступивший с предложением повы­сить эффективность управления учебным процессом. В нашей стране, как и в других станах мира, эта идея нашла широкий отклик.

В 70-е гг. интерес к программированному обучению несколько ослаб, что объясняется прежде всего недостаточно высоким уров­нем научно-методического и технического обеспечения учебного процесса, неподготовленностью многих учителей к этому виду обучения.Компьютерный всеобуч открывает широкие возможности для дальнейшего развития программированного обучения.

Программированное обучение по-новому ставит вопрос о роли педагога в учебном процессе. Учитель, освобождаясь (благодаря автоматизации процесса обучения) от ряда обязанностей, присущих ему при традиционной форме ведения занятий, получает реальную возможность основное время уделить отстающим учащимся.

Уч-ся в процессе программир.обуч.значительно активнее работают, так как упор делается не на обучение их пре­подавателем, а на самостоятельное изучение материала.Важно отметить, что наряду со многими положител.сто­ронами программир.обучение при изучении черчения имеет и отрицательные стороны: ослабляется связь ученика с учителем уменьшается воздействие учителя на уч-ся, в итоге страдает воспитательная сторона урока. Отсутствует и коллективная работа на уроке. Работая молча, учащиеся не учатся правильно форму­лировать свои мысли. Дробление учебного материала на части мешает формированию у школьников систематичности знаний. Поэтому программированное обучение в черчении наиболее целесообразно применять для отработки навыков чтения чертежей, а также для контроля знаний со стороны учителя и самоконтроля.

В настоящее время в школах широкое распространение полу­чили задания с выбором правильного ответа из неск.правдоподобных. Использ-е таких заданий ускоряет процесс выполн-я упражнений, позволяет использовать их для работы с машинами типа «Экзаменатор», работающими по принципу замыкания цепи при помощи соответствующих контактов. Контрольные задания оформляются на отдельных карточках, ученик выбирает один из предложенных вариантов ответа и нажимает на соответствующую кнопку — на табло зажигается оценка.

Педагогически правильно организованное программированное обучение обеспечивает индивидуализацию обучения, способствует ускорению учебного процесса при более прочном усвоении учащи­мися учебного материала.Однако программированное обучение никогда не может и не должно вытеснять учителя из учебного процесса, и не только потому, что еще несовершенны программированные учебные пособия и обу­чающие машины, а прежде всего потому, что самостоятельная работа над учебным материалом никогда не сможет стать единственным 'и универсальным способом приобретения знаний.Органически соединяя программированные и проблемные системы обучения, можно добиться значительной оптимизации учебного про­цесса.

Виды обучающих программ. Линейные программы представл. собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию. Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации. Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электрон. справочникам, словарям, пособиям и т.дАдаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих. Комбинирован.программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

 

 

26. Соврем.пед.технологии, их классиф-я и харак-ки.Критерии эффект-ти пед.технологии.Пед.технология – это система функционир-я всех компонентов пед.процесса, построенная на научной основе и приводящ.к намеч. результатам. Метатехнологии – на уровне реализации соц. политики в области обр-я: Технол-я развивающ.обуч-я, технол-я управ-я качеством обр-я, технология воспитат. работы в школе. Макротехнологии –технологи, охватывающ. деят-ти в какой-либо отрасли: технология преподав-я учеб. предмета, технол-я компенсирующ.обуч-я. Мезотехнологии –технологии осуществл-я отдел. частей учебно-воспитат. процесса: технол-я видов деят-ти, технол-я изуч-я даннй темы, технол-я урокаМикротехнологии – направленные на решение узких оперативн.задач: технол-я формир-я навыков работы на станке, тренинг отдельн. Производствен. качеств. Образоват.технологии на основе дидактич. усовершенств-я материала: - укрупнение дидактич. единиц(Эрдниев), -Технол-я модульного обуч-я, Технологии интегрир.обуч-я, технол-и концентрир.обуч-я (погружение Щетинин)-дидактич.многомерная технология (Штейнберг) идр. Технология воспитания - совокупность форм, методов, приемов и средств в процессе воспитания, а также техническое оснащение этого процесса. Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспи­тательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. Прием воспитания - составная часть или отдельная сторона метода. Методы и приемы воспитания тесно связаны между собой в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические прие­мы. Средства воспитания - целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, кото­рые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся. Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкупьтурно-спортивная работа и самодеятельность.

Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответствующих воспитательных задач. Идея целост­ности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется че­рез комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содер­жания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, вы­полняя обязательные требования: Воздействуют на воспитанников по трем направлениям - на сознание, чувст­ва и поведение.

Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию со­циальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп - непременное условие комплексного подхода.Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспи­тательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, тре­бующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравст­венного, эстетического и трудового воспитания в органически спитом процессе.

Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут уч­тены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния.

Главные факторы: -сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему, -условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окру­жения школы, национальные особенности, особенности природной среды); -средства массовой информации и пропаганды; -уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, сложившиеся в нем, общест­венное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат); -нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений; -индивидуальные и личностные особенности воспитанника.Особенным технологическим радикализмом отличаются некоторые западные воспитательные системы, распространяющие концепции «точной педагогики». Но до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень да­леко. Сегодня говорят только об элементах технологизации воспитания, ис­пользование которых делает воспитательный процесс более эффективным

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.