Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. В. Гете.






Бюджетное образовательное учреждение Орловской области

Среднего профессионального образования

«Орловский техникум технологии и предпринимательства им. В. А. Русанова»

 

Рабочая тетрадь

Для самостоятельной работы студентов 1 курса

по учебной дисциплине «Химия»

Фамилия Кустов

Имя Владислав

Группа №17

Г. Орел, 2014 год.

Аннотация.

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Химия» разработана на тему «Строение вещества» преподавателем химии Зюковой Татьяной Владимировной.

Рабочая тетрадь включает информационный, тренировочный и контролирующий учебный материал.

Рабочая тетрадь – элемент коммуникативного общения студентов с преподавателем в процессе приобретения знаний, умений и навыков.

Студенты!

Самостоятельное систематическое выполнение заданий поможет Вам развить необходимые практические навыки в понимании и использовании основных положений и законов учебной дисциплины «Химия».

Для ответов на задания рабочей тетради необходимо хорошо изучить материал соответствующего параграфа учебника. Чтобы при заполнении тетради было меньше ошибок и не пришлось стирать или исправлять уже написанное не торопитесь и придерживайтесь правила: «Семь раз примерь, один раз отрежь». Вероятно, не на все вопросы вы сможете сразу найти ответ. Не огорчайтесь! Помните: «Кто ищет - тот всегда найдет!»

Желаю успеха! Дорогу осилит, идущий!

Содержание

1. Аннотация 2

2. Виды химической связи 3

3. Полимеры, пластмассы 12

4. Газообразное состояние вещества 15

5. Жидкое состояние вещества 23

6. Твердое состояние вещества 24

7. Дисперсные системы 27

8. Понятие массовой доли вещества 32

Тема «Строение вещества»

«Просто знать - еще не все, знания надо уметь использовать»

И. В. Гете.

Тема «Виды химической связи»

1. Химическая связь – это силы электрического притяжения, удерживающие атомы в веществах друг возле друга. Какие известны виды химической связи?

Химические связи бывают: ионная, ковалентная (неполярная и полярная),
металлическая и водородная.

2. Объясните понятие об электронном облаке (энергетическом уровне) на примере атома водорода.

Электроны в атоме различаются энергией и располагаются слоями (энергетический уровень) вблизи ядра атома. Точное расположение конкретного электрона в каждый момент времени неопределенно. Однако можно говорить о вероятности нахождения электрона в некоторой области пространства (в электронном облаке или на энергетическом уровне) возле ядра атома. Первый электронный слой (ближний к ядру) вмещает 2 электрона, второй – 8 электронов, третий – 18 электронов. Особенность заполнения электронных слоев такова, что на внешнем (дальнем от ядра) слое может находиться не более 8электронов. В водороде один энергетический уровень и на этом энергетическом уровне один электрон.

3. Что такое электроотрицательность атомов?

Электроотрицательность — фундаментальное химическое свойство атома, количественная характеристика способности атома в молекуле смещать к себе общие электронные пары.

 

4. Запишите определения понятий.

Ионная связь - очень прочная химическая связь, образующаяся между атомами с большой разностью электроотрицательностей, при которой общая электронная пара полностью переходит к атому с большей электроотрицательностью.

Катионы - положительно заряженный ион. Характеризуется величиной положительного электрического заряда.

Анионы - атом, или молекула, электрический заряд которой отрицателен, что обусловлено избытком электронов по сравнению с количеством положительных элементарных зарядов.

Ковалентная связь - химическая связь, образованная перекрытием пары валентных электронных облаков.

5. Механизм образования химической связи. Запишите схемы образования ионной связи между атомами: а) натрия и хлора; б) кальция и кислорода.

а) Na + Cl = NaCl

-e =

+e =

б) Ca + O = CaO

-2e =

+2e =

6. Какие виды химических связей существуют в простых веществах, а какие возникают при их взаимодействии между собой? Приведите примеры.

[H] + [H] = H – H (ковалентная неполярная связь),

Na – Na (металлическая связь),

Fe + S = FeS (ионная связь),

O2 + S = SO2 (ковалентная полярная связь).

 

7. Изобразите электронные формулы (с обозначением валентных электронов точками и размещением электронов, участвующих в образовании химических связей, между связываемыми атомами) молекул и ионных соединений: Н2, Н2О, NaCl.

, ,

8. Приведите примеры, когда один и тот же элемент образует различные виды химической связи: ионную, ковалентную полярную и неполярную. Используйте электронные формулы.

Соединения брома с разными видами химической связи:

9. какие из веществ: НВr, Вr2, NaI, НNО3, NаNO3, КОН – имеют молекулярное, а какие – ионное строение?

Вещества с молекулярным строением – НВr, Вr2, НNО3,

Вещества ионного строения – NaI, NaNO3, KOH.

 

Вещества молекулярного и ионного строения

10. Что можно сказать о температурах плавления и кипения веществ с ковалентной и ионной связью?

Температуры плавления и кипения веществ с ковалентной связью низкие, а с ионной связью – высокие.

11. Выберите формулы веществ, образованных ионной связью. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из химических элементов, атомы которого имеют устойчивую электронную конфигурацию:

а) KCI --------------------------------------------------------------------------------------- Н

б) SO2 ------------------------------------------------------------------------------------- И

в) Na2O ------------------------------------------------------------------------------------ Е

г) Li3N ------------------------------------------------------------------------------------ О

д) PH3 ------------------------------------------------------------------------------------ А

г) CaF2 ----------------------------------------------------------------------------------- Н

ж) AI4C3 --------------------------------------------------------------------------------- Д

Ответ: Неон

12. Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют пары химических элементов, между атомами которых образуется ионная связь.

О и О N и N S и S
Na и O CI и H H и S
K и F Ba и Br Li и O

Составьте схемы образования ионной связи между химическими элементами, образующими выигрышный путь.

K + F = KF

Ba + Br = Ba

Li + O =

13. Механизм образования химической связи. Запишите схемы образования ковалентной связи между: а) двумя атомами водорода; б) атомами водорода и хлора.

а)H + H = б)H + Cl =HCl

14. Отметьте, к какому типу связи – внутри- или межмолекулярной – следует отнести водородную связь. Между какими атомами она возникает? Приведите структурные формулы веществ с водородной связью.

Водородная связь – межмолекулярная, она возникает между атомами О, N или F одной молекулы и атомами водорода, связанными с атомами О, N или F, другой молекулы. Примеры:

 

15. В пероксиде водорода Н2О2 и в пероксиде натрия Na2O2 имеются ковалентные полярные, ковалентные неполярные, водородные и ионные связи. Укажите на схеме их расположение:

.

 

16. При взаимодействии атомов неметаллов, имеющих различную электроотрицательность, возникает ковалентная полярная связь. Обычно чем больше разность электроотрицательностей связываемых атомов, тем более полярная связь. Расположите следующие химические связи в порядке возрастания их полярности:

Н–Сl, Н–Н, С–I, С–Н, С–Сl.

Мерой полярности химической связи служит ее дипольный момент, измеряемый в дебаях. В скобках после формулы вещества или ее фрагмента приведены значения разности электроотрицательностей атомов элементов и дипольных моментов в дебаях:

Н–Н (0, 0), С–Н (0, 4, 0, 4), Н–Сl (0, 9, 1, 0), С–I (0, 1, 25), С–Сl (0, 5, 1, 5).

 

17. Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют пары химических элементов, между атомами которых образуется ковалентная неполярная связь.

 

S и F S и S H и S
K и CI Br и Br Na и S
Mg и Mg O и O Li и Li

 

Составьте схемы образования химической связи между элементами, образующими выигрышный путь.

 

 

18. Выберите формулы веществ, образованных ковалентной полярной связью. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название самого электроотрицательного элемента: - - - -.

а) CI2 ---------------------------------------------------------------------------------------- С

б) H2S ------------------------------------------------------------------------------------- Ф

в) O2 -------------------------------------------------------------------------------------- Е

г) CCI4 ---------------------------------------------------------------------------------- Т

д) PH3 ----------------------------------------------------------------------------------- О

е) BaF2 ----------------------------------------------------------------------------------- Л

ж) CO ---------------------------------------------------------------------------------- Р

Составьте схемы образования химической связи для двух веществ из тех, формулы которых вы выбрали.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

19. Установите соответствие между типом кристаллической решетки и ее характеристикой представленной в таблице. Из букв, соответствующим правильным ответам, вы составите название одной из аллотропных модификаций углерода: - - - - - - - -.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.