Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ориентация. Сонный Васастан, прозванный Сибирью за удаленность от цивилизации, не изобилует достопримечательностями






Сонный Васастан, прозванный Сибирью за удаленность от цивилизации, не изобилует достопримечательностями, но заглянуть сюда все равно есть резон. Во-первых, из-за домашних милых парков и церквей, до которых доберется редкая экскурсия. Во-вторых, из-за скопления недорогих и гостеприимных баров-кафе-забегаловок на Рёрстрандсгатан. В-третьих, из-за фантастических винтажных магазинов на Руслагсгатан. В-четвертых, из-за колоритных музыкальных лавок на Санкт-Эриксгатан. Наконец, у путешественника из России есть причина, перекрывающая все остальные: на Далагатан, 46, жила Астрид Линдгрен, а в окрестностях Васапаркен сказочнице как-то привиделся Карлсон. Те самые крыши Васастана, на которых пугал Филле и Рулле лучший в мире летун, — тут не до винила и не до кабаков. Захлестывают эмоции, снова начинается детство — и уже не оставляет пути к отступлению.

 

Вокруг Уденплан

С конца XIX века Васастан (T Odenplan) складывался вокруг двух транспортных артерий: Свеавэген (Sveavä gen) и Норртулльсгатан (Norrtullsgatan), ведущих из столицы в Уппсалу. По дороге в Хагапаркен рубили воздух лопастями ветряные мельницы. Селился в придорожной «Сибири» народ маргинальный — из тех, что уже могли позволить себе туалет с ватерклозетом, телефон и далекого соседа Стриндберга на Дроттнинггатан, но о богатом Эстермальме и не мечтали. К Васастану приклеилась репутация ближних выселок. Родители Малыша (папа из Гётеборга, мама из Мальмё), оставлявшие крошку в детской разглядывать крыши, — классические лимитчики.

Здание Обсерватории (Observatoriet) на холме выстроили в сытом XVII веке — когда все, что можно было завоевать, династия Васы уже оттяпала, и корона обратила взор на науку и искусства. В маленькой звездоглядельне засиживался Карл Линней, а после того как директор соседки — уппсальской обсерватории Андерс Цельсий изобрел 100-градусную температурную шкалу, в столице, как и в просвещенной Уппсале, начались серьезные наблюдения за погодой. Сегодня в Обсерватории открыт неприметный музей — подняться на крутой Обсерваторский холм стоит исключительно для того, чтобы любоваться сверху Васастаном и ловить солнечное отражение в г-образном водоеме у подножия. Обсерватория дала космические названия нескольким кварталам по соседству — например, квартал Stjä rnfallet («Звездопад») или Planeten («Планета»).

На севере у подножия холма маячит цилиндрическое здание Городской библиотеки (Stadsbiblioteket) 1928 года — одна из самых знаменитых работ «функционалиста с человеческим лицом» Гуннара Асплунда. В главном круглом зале под потолочным окном — прохлада и покой даже в летнюю жару. Цилиндр помещен в куб: Асплунд добивался аллюзии на простоту римских и египетских форм.

К неофициальному центру Васастана — площади Уденплан (Odenplan) привязаны многие маршруты автобусов и метро. Уденплан оставляет ощущение прозрачности: электронные часы заключены под стеклянный колпак, крышу над входом в метро будто примяло ветром, чуть приподнятый тротуар заканчивается каменным шаром — работает эффект набегающих волн. В глубине площади — легкая Густав-Васа-чюрка (Gustav Vasa kyrka, 1906), где в алтаре за распятием проступает барельеф со стокгольмской городской стеной.

Дух старого Васастана преданно хранит убегающая на север Норртулльсгатан (Norrtullsgatan). За бывшей Гамбургской пивоварней (Brygghuset, №12) в Норртулльской больнице обитал старейший детский приют, выселенный с Барнхюсгатан на окраину в конце XIX века. Незамужних мамаш силой вынуждали сдавать сюда детей, сохраняя при этом инкогнито родительниц. Сейчас во внутреннем дворе больницы пасутся зайцы. Напротив, в доме Энкехюс (№12), квартировало еще одно невеселое учреждение — приют для вдов высшего света (сейчас — мастерские художников и неплохой ресторан на первом этаже). Соседняя Школа Маттеуса исписана по периметру нравоучениями на старообразном шведском. Хотя на фронтоне под часами и значится «Боязнь Бога — начало мудрости», вместо Закона Божьего в расписании шведской школы давно поселились десятки околонаучных курсов по толерантности — любви к иноверцам, эмигрантам и живой природе.

За крохотной площадью cо сквериком посередине, образованной пересечением Уппландсгатан (Upplandsgatan) и Вэстеросгатан (Vä sterå sgatan), начинаются совсем уже пряничные трехэтажные домики — идиллия, приторная даже для Стокгольма. На пересечении Ванадисвэген и Далагатан красуется модернистская кремовая Маттеус-чюрка (Matteus kyrka), с эффектной парадной лестницей и собственным симфоническим оркестром.

По Ванадисвэген стоит вернуться к одному из самых трогательных парков — Ванадислунден (Vanadislunden), со странным гибридом недорогой гостиницы Vanadis и маленького детского аквапарка. Но примечателен Ванадислунден все же не ими, и даже не позднеготической Стефансчюркан (Stefanskyrkan) в английском духе (Карл Мёллер, 1904): гораздо приятнее просто валяться погожим днем на холме с видом на окрестные студио и пентхаусы. А потом, повалявшись, спускаться у церкви к удивительным секонд-хендам Руслагсгатан (Roslagsgatan); основное их скопление — на отрезке между Фрейгатан (Frejgatan) и Сюрбруннсгатан (Surbrunnsgatan). Как и в Сёдермальме, безразмерные подвалы забиты древними грампластинками, фотоаппаратами, подушками, пепельницами и формой стюардесс. Разница в том, что в Васастане бережливые хозяева винтажных магазинов не избалованы туристами, сами сидят в кресле у входа с газетой и встречают покупателей. За старым «телефункеном» или подержанным глобусом (есть магазин, который только на глобусах и специализируется) — вам сюда.

 

Вокруг Санкт-Эриксплан

На Уденгатан (Odengatan, T S: t Eriksgatan) проблескивают заманчивые вывески первых домашних баров и кафе — на Рёрстрандсгатан их концентрация достигнет апогея, а музыкальных магазинов прибавится, если свернуть на Санкт-Эриксгатан (S: t Eriksgatan) и дойти до моста на Кунгсхольмен. Джей Джей Йохансон, например, предпочитает полуподпольный в буквальном смысле магазин Diamond Records под мостом и Record Hunter на Санкт-Эриксгатан, 70.

Для того чтобы добраться до рассадников питейно-музыкальной культуры, нужно пересечь Далагатан, где в доме №46 на втором этаже до самой смерти жила Астрид Линдгрен. В доме Линдгрен собираются открыть ее музей. Городские власти обсуждали переименование Далагатан в Астрид-Линдгренс-гата, но предложение не прошло. После сказки-фельетона, написанного старушкой о министре финансов, что содрал с нее 102% налога, закон о налогообложении пришлось менять, а на Далагатан, 46, приезжал на поклон премьер-министр. Ближайший памятник писательнице — подобно птице, обнявшей руками-крыльями детей, — обнаружится южнее, в Тегнерлундене. В Юргордене она просто сидит на лавочке. Любимым парком Линдгрен, был, тем не менее, скромный Васапаркен (Vasaparken), где она гуляла с компаньонками и на краю которого поселила Карлсона. В Junibacken вам расскажут, что Карлсон жил в том же квартале, что и Линдгрен, — и запутают: с одной стороны, это официальная версия, увековечившая в шведском мультфильме конкретные крыши. С другой, сама Линдгрен в старости утверждала, что Карлсон квартирует на террасе под башенкой углового дома на южной оконечности треугольной площади Cанкт-Эриксплан (S: t Eriksplan). Забирайтесь на холм в Васапаркен, фотографируйте предполагаемый дом летуна оттуда и сравнивайте с крышами Далагатан.

Площадь Санкт-Эриксплан примечательна тем, что с нее начинается так называемый Биркастан — более бюргерский филиал вечно кутящего Сёдера на севере. Особенно примечательны кафе и бары Levinsky’s, Paus, Bagpiper’s Inn. На Карлберйсвэген — одна из лучших в городе палаток с хот-догами Gunthers. Выбор — от сосиски из лосятины до сосиски вегетарианской. Название улице Рёрстрандсгатан (RЪrstrandsgatan) дала находившаяся здесь фарфоровая фабрика, но сегодня здесь чаще звенят пивные кружки, а у занятого военными Карлсбергского дворца за железнодорожным мостом загорают аборигены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.