Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чемберлиташ






 

Площадь Чемберлиташ (Вemberlitaş Meydanı) находится на месте древнего форума императора Константина. Из всех сооружений форума уцелела только колонна Константина (Ç emberlitaş, около 330 года), да и та выглядит не лучшим образом. Колоссальная статуя императора, венчавшая ее, была сорвана ураганом еще в 1106 году. Нынешнее название — Чемберлиташ, то есть Опоясанная колонна, — дали ей железные обручи, укрепляющие конструкцию. Колонна не раз страдала в пожарах (еще одно ее название — Обожженная колонна), а в XVIII веке нижняя ее часть была скрыта под уродливым постаментом. Ранним утром кажется, что постамент шевелится: это любимое обиталище стамбульских голубей.

 

Монументальная арка, нависающая справа над площадью, — вход в Везир-хан (Vezir Han), огромный караван-сарай XVII века, который по сей день остается торговым центром, а покрытое куполом здание на углу Диван-Йолу — бани Чемберлиташ (Вemberlitaş Hamamı), построенные еще в конце XVI столетия. Здание не раз переделывалось, тем не менее внутри сохранилось старинное мраморное убранство.

 

Чемберлиташ — врата Большого базара. Он начинается сразу за площадью (дотуда рукой подать), и дыхание его ощущается сразу, как только на эту площадь попадаешь: уличные торговцы, распугивая голубей, как ястребы бросаются на прохожего, а в воздухе, кажется, висит одновременный вопль тысяч зазывал. Если поддаться этому зову и пройти несколько шагов, обнаруживаешь, что казавшаяся ровной площадь на самом деле неожиданно круто валится в сторону рыночных ворот. Чтобы устоять и не нырнуть в чрево базара, требуется значительное волевое усилие.

 

Стоящая в самом конце площади прямо над рынком большая мечеть Нуруосмание (Nuruosmaniye Camii, 1775) — образец довольно занятного архитектурного стиля — турецкого рококо. Во второй половине XVIII века Стамбул помешался на всем французском: в частности, вошли в моду вычурные рокайльные завитки. Снаружи Нуруосмание довольно величественна, зато внутри до такой степени изукрашена затейливыми арабесками, что после визита туда долго еще рябит в глазах. Прямо за мечетью — один из входов в Крытый рынок.

Посещение мечети Нуруосмание пн-вс 9.00 и до заката

 

Если выйти на главную улицу Старого города, которая у Чемберлиташ меняет название с Диван-Йолу на Еничерилер (Yeniç eriler Caddesi), то на правой ее стороне, за колонной Константина, обнаружится мечеть Aтик-Aли-паши (Atik Ali Paş a Camii), примечательная только своим преклонным возрастом (1496), зато еще кварталом дальше красивая кованая решетка отделяет от улицы уютный зеленый дворик мавзолея Коджа-Синан-паши (Koca Sinan Paş a Tü rbesi, 1593). Граненый мавзолей, облицованный белым и розовым мрамором, и сам по себе очень красив, но самое интересное — в глубине двора: неприметная дорожка ведет в крошечный чайный сад, едва ли не лучший в городе. Внутри — увитая плющом терраса, маленькие столики придвинуты к каким-то невероятно уютным старым диванам, на стенах — смешные фотографии усатых турецких тяжелоатлетов в полосатых трико.

 

Старинное здание чуть дальше по Йеничерилер состоит из двух двориков, в одном из которых — в том, где крошечная мечеть, — устроены ковровые лавки, и можно полюбоваться на редкое зрелище: приказчики, воровато озираясь, подкрашивают разложенные во дворе «подлинные старинные» ковры разноцветными фломастерами.

 

А по другую сторону Йеничерилер, в одном из переулков (куда можно попасть, свернув с центральной улицы прямо перед площадью Беязит), обнаруживаются замечательные бани Гедик-паши (Gedik Ahmet Paş a Hamamı, 1475) — чуть ли не старейшие в городе. Старинный мраморный интерьер частично сохранился, и вообще это идеальное место для знакомства с турецкой баней: атмосфера совершенно аутентичная.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.