Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этот принцип декларирует право любого юридического или физического лица выбрать главный экономически выгодный вид деятельности в рамках установленного правового поля.






2. Всеобщность рынка следствие действия первого прин­ципа. Он характеризует неизбежность проникновения рынка во все среды.

Рыночные отношения (товарно-денежные, товарно-обмен­ные) проникают, прежде всего: (в рынок товаров народного потребления; в бытовые и коммунальные услуги, услуги культуры; в жилье; в средства производства (земля, производственные здания, оборудование, транспорт); в сферу рыночного капитала; в рынок труда.)

3. Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности означает, что это равноправие не буквальное. Разные формы собственности существуют, например, в разных отраслях, но мы знаем, что есть приоритетные отрасли, есть производства, которые имеют льготы. Здесь, скорее всего, имеется в виду общее право на существование.

4. Саморегулирование деятельности. Начало данного принципа - это самосознание и самосоздание дела, увеличение размеров собственности (цели определяют заранее).

5. Принцип договорных отношений. Рыночная экономика - система развитых товарно-денежных отношений, а отноше­ния, как известно, строятся на основе договоров (контрактов).

Целью этого служит стремление добиться добросовестности в партнерстве. Для Украины и СНГ, при всей видимости простоты данного принципа, вопрос этот крайне сложный.

6. Свобода ценообразования. Если этот принцип действует, то цена не скована внешними ограничениями («Что хочу, то и ворочу», «Мой товар, продаю за сколько хочу»). Но здесь главное: цены должны быть рыночными (на основе действия экономических законов спроса и предложения), то есть свободные рыночные цены.

7. Самофинансирование. Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность, независимость, дол­жна самостоятельно расплачиваться за все действия (без­действия). Такое положение (самофинансирование) приучает предпринимателей жить за собственные средства.

8. Децентрализация управления и хозяйственная само­стоятельность являются одними из главных в системе управления. Централизованная экономика не может быть рыночной. Производство всех товаров и их распределение по плану - это фикция. Рыночные отношения (повсеместное действие экономических законов спроса и предложения) возможны только в условиях широких прав и действий каждого юридического и физического лица.

9. Экономическая ответственность означает полную самостоятельность в действиях и полную ответственность не только за результаты своего труда, но и по обязательствам (договора, контракты). Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми экономическими гарантиями.

10. Свободная конкуренция и действие механизмов соци­альной защиты. Конкуренция - первое условие рыночных отношений. В то же время - это стимул развития производства. Стремление «обойти» конкурента толкает к действиям (вне­дрение передовых технологий, новой техники, повышение качества продукции).

Способы и средства социальной защиты существуют самые разнообразные. С одной стороны, это постоянно действующие ограничители (уменьшение зарплаты - ограничено снизу мини­мальным уровнем почасовой оплаты. Налоги сверху регулируются максимально допустимой ставкой налогообложения).

С другой стороны, предоставление льгот, субсидий, рас­срочек, предоставление бесплатных товаров и услуг или по сниженным ценам.

11. Государственное регулирование. Любая экономика не может существовать без государственного регулирования, осо­бенно в переходный период к рынку. Для этого используются: правовая система, налоговая система, защита конкуренции, борьба с монополизмом, содержание бюджетных сфер, защита обездоленных и др.

Субъекты рынка — это физические, юридические лица, вступа­ющие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, других — как производители. Субъекта­ми являются: индивидуальные товаропроизводители, фирмы, семьи, государство, организации и т. д.

Субъектами рыночного хозяйства выступают:

1.Домашнее хозяйство: оно представляет собой экономичес­кую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая: обеспечивает производство товаров и воспроизводство челове­ческого капитала; самостоятельно принимает все решения; является собственником какого-то фактора производства; стремится к максимальному удовлетворению своих потребнос­тей.

2. Предприятие (фирмы) —это экономическая единица кото­рая: использует факторы производства для изготовления про­дукции с целью ее продажи; стремится к максимизации при­были; самостоятельно принимает решения.

3. Банки —кредитно-финансовые учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального фун­кционирования рынка.

4. Государство представлено правительственными учрежде­ниями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Объекты рынка — это специфические группы товаров или услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок я различающиеся по характеру, способу и целям потребления. Объ­ектами рынка являются товары, услуги, технология, информация.

Рынок выполняет следующие функции:

1. Регулирующую — регулирует производство товаров и услуг.

Спросом называется количество блага, которое все покупатели могут и хотят приобрести в течение данного времени и при определенных условиях

Спрос зависит от:

§ использования рекламы

§ моды и вкусов

§ ожидания потребителей

§ изменений предпочтений окружающей среды

§ доступности товаров

§ величины доходов

§ полезности вещи

§ цены установленной на взаимозаменяемые товары

§ а также зависит от количества населения.

Цена спроса - Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется (обозначают ).

Экзогенный спрос — это такой спрос, изменения которого вызывается вмешательством правительства, либо внедрением каких-либо сил извне.

Эндогенный спрос (внутренний спрос) - образуется внутри общества благодаря тем факторам, которые существуют в данном обществе.

Основные факторы спроса:

§ цена данного товара;

§ цены и количество товаров-заменителей;

§ цены и количество дополняющих товаров;

§ доходы и их распределение между разными категориями потребителей;

§ привычки и вкусы потребителей;

§ количество потребителей;

§ природно-климатические условия;

§ ожидания потребителей.

Закон спроса: чем ниже цена данного товара, тем большее его количество покупатели хотят приобрести в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.

эффект дохода: С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар

эффект замещения - С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него

Закон спроса не действует в следующих случаях:

§ Парадокс Гиффена (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к отказу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода)

§ Когда цена является показателем качества (В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)

§ Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к " товарам-льготникам")

§ Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)

§ Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

Предложением называется количество блага, которое все производители могут и хотят произвести и продать в течение данного времени и при определенных условиях.

Основные факторы предложения:

§ цена данного товара;

§ прибыльность товаров, являющихся «конкурентными» данному товару в производстве (фермер может выращивать картофель, а может — морковь);

§ прибыльность товаров, дополняющих данный товар в производстве (природный газ может добываться попутно с нефтью);

§ затраты производителей;

§ государственные налоги и дотации;

§ количество производителей;

§ цели производителей;

§ природные условия;

§ ожидания производителей.

Закон предложения: чем выше цена данного товара, тем большее его количество производители хотят продать в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.

 

Товары-заменители отличаются друг от друга какими-то свойствами, качественными характеристиками, ориентируясь на которые (не забывая цены на них) потребитель выбирает те из них, которые ему больше подходят. Потребляя те или иные блага, люди тем самым как бы оценивают их полезность для себя. Отсюда и возникает теория полезности, с помощью которой экономисты пытались и пытаются обосновать процесс формирования цен. Каждый покупатель решает для себя проблему, какое количество своего товара (денег) он готов отдать в обмен за нужное ему благо.

Полезность означает способность экономического блага (товара, услуги) удовлетворять определенные потребности людей.

Общая полезность – это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.

Предельная полезность — величина добавочной полезности, полученной от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага, при прочих равных условиях. Потребность людей обладает способностью насыщаться. Голодный человек, например, может съесть много хлеба, но, когда он утолит голод, каждый дополнительный кусок будет иметь для него все меньшую ценность. Полезность последней единицы (в нашем примере —хлеб) называется предельной (или наименьшей).

Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продавать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность продуктов;

4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Бюджетная линия (бюджетное ограничение) показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) – это пря­мая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью.

Например, если продукт А (апельсин) стоит 15 грн., а продукт В (яблоко) стоит 10 грн., то при доходе в 120 грн. потребитель мог бы приобрести эти товары в разных комбинациях.

Факторы, влияющие на бюджетную линию:

1 – Доходы потребителей: увеличение дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо, уменьшение дохода перемещает ее влево.

2 – Изменение уровня цен: снижение цен обоих продуктов перемещает график вправо, рост цен на оба продукта перемещает график влево.

Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность для потребителя.

Вернемся к примеру с продуктами А (апельсин) и В (яблоко). Допустим, что потребителю безразлично, в каком сочетании их приобретать:

Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кри­вой, является более предпочтительной для потребителя.

2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо ра­ционально действующие потребители будут предпочитать боль­шее количество любого набора меньшему.

3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.

4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показы­вают уменьшающиеся предельные нормы замещения блага на дру­гое благо.

5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Карта безразличия – это совокупность кривых безразличия. Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую пользу она обеспечивает потребителю, то есть любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривой III, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, показанная точкой на кривой I. Однако, доход (бюджет) потребителя ограничен определенной суммой.

Поэтому, потребитель будет искать такой вариант сочетания разных продуктов, при котором польза в рамках его бюджета будет наибольшей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.