Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные элементы инфраструктуры рынка.






1. Рынок. В настоящее время сложилось огромное число различных видов рынка. Главное место среди них принадлежит рынкам капиталов, ресурсов, труда и валюты. Кроме того, различают государственный, монопольный и свободный рынки.В краткосрочном периоде приоритет принадлежит таким факторам, как: (изменение уровня цен; маневрирование товарными запасами; регулирование денежных доходов потребителей.). В долгосрочном периоде все перечисленные выше факторы сами зависят от: (динамики производительности общественного труда и эффективности общественного производства; уровня пропорциональности экономики в целом; изменения в структуре личного потребления.)

2. Торговля. Инфраструктура рынка включает также торговлю как специфическую отрасль народного хозяйства со всеми ее разнообразными формами (среди них оптовая и розничная торговля, торговые предприятия, аукцион, ярмарки).

3. Рыночные институты — включают в себя биржи, банки, посреднические структуры, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские и правовые организации и др. Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений (баз) субъектов инфраструктуры, главная задача которых — обеспечение функционирования рынка. Среди таких объединений выделяют:

1) организационные объединения рыночной инфраструктуры (биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие посредничские;)

2) материальную базу рыночной инфраструктуры (складское и тарное хозяйство, транспортные системы);

3) информационные базы рыночной инфраструктуры (информационные и справочные системы по продукции производственно-технического назначения и товарам народного потребления, производителям и потребителям продукции и услуг, ценам, курсам валют, банковским процентам, котировочным ценным бумагам);

4) кредитно-расчетную базу рыночной инфраструктуры (банковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, создание необходимых товарных запасов и финансовых резервов, а также финансирование инвестиций);

5) кадровую базу рыночной инфраструктуры (специалисты различной квалификации и специальности, необходимые для предприятий и организаций рыночной инфраструктуры);

6) организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров соответствующих специальностей;

7) органы трудоустройства;

8) нормативно-правовую базу рыночной инфраструктуры (нормы и правила регламентации отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующие на рынке правопорядок и учет интересов общества). Рыночная инфраструктура облегчает проведение товарообменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звеньев рыночной экономики. Перечисленные выше элементы инфраструктуры в России находятся в стадии становления и совершенствования.

Рыночное равновесие и рыночная цена — под этими терминами подразумевается состояние рынка и уровень цены при равенстве спроса и предложения. При более высокой цене возникает избыток предложения над спросом, усиливается конкуренция продавцов, в результате чего цена снижается.

В условиях, когда цена ниже равновесной, спрос превышает предложение, возникает конкуренция покупателей, оказывающих давление на цену в сторону ее повышения. В результате при сво­бодной конкуренции рынок стремится к равновесию, а цена — к равновесному уровню.

Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%.

Эластичность спроса или предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какой-либо детерминанты.

Детерминанты — это факторы оказывающие воздействие на спрос или предложение.

Эластичность спроса:

1. Спрос эластичен тогда, когда при изменении цены на 1% спрос увеличивается больше чем на 1%. Цена растет (падает) меньше, чем спрос: K> 1

2. Спрос имеет единичную эластичность, когда при изменении цены на 1% спрос меняется на 1%. Спрос и цена изменяются в равной степени: k=1

3. Спрос неэластичен (имеет низкую эластичность), когда при изменении цены на 1% спрос меняется меньше, чем на 1%. Цена растет (падает) больше, чем спрос: k< 1

4. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от цены. Цена растет (падает), спрос постоянен: k=0

5. Спрос совершенно эластичен — при усилении совершенной конкуренции.

Эластичность предложения — это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент эластичности предложения определяется как отношение процента изменения объема предложения к росту или снижению цен (в процентах)

Главный фактор, влияющий на ценовую эластичность предложения какого-либо блага, — мобильность экономических ресурсов: чем быстрее может производитель организовать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение. Отсюда следует: эластичность предложения по цене увеличивается на долгосрочных временных интервалах. Поэтому важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

1. Под краткосрочным периодом понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в том случае является неэластичным. Мгновенное изменение спроса —предложение неэластично.

2. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производивственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Относительно меньшее изменение цены, чем в краткосрочном периоде. Производственные мощности производителей и всей отрасли остаются неизменными.(рабоч сила, сырье)

3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях._

 

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

1. период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

§ для мгновенного периода предложение неэластично;

§ для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;

§ для долгосрочного периода предложение эластично;

2. специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);
3. возможности хранения изготовленной продукции;
4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

Изучение эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предложения то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение.

 

 

2) в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе;

3) общественный класс определяется не на основе какой-то одной переменной, а на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик, принадлежащих к нему лиц;

4) индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из низших классов. Для общественных классов характерны явные предпочтения товаров, марок в одежде, хозяйственных принадлежностей, автомобилей, проведения досуга.

Референтные группы – группы, оказывающие прямое (т. е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения и поведение человека. Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими коллективами. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует.

Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Первичные коллективы обычно бывают неформальными.

Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профессиональные ассоциации и профсоюзы. Деятели рынка стремятся выявить все референтные группы конкретного рынка, на котором они продают свои товары. Референтные группы оказывают на людей влияние по крайней мере тремя путями.

Во-первых, индивид сталкивается с новыми для него проявлениями поведения и образами жизни.

Во-вторых, группа воздействует на отношения индивида и его представление о самом себе, поскольку он, как правило, стремится «вписаться» в коллектив.

В-третьих, группа подталкивает индивида к комфортности, что может повлиять на выбор им конкретных товаров и марок. Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи.

Процесс моделирования конечного потребителя осуще­ствляется в несколько этапов (рис. 9.3). На первом этапе исследу­ются возникновение и осознание потребности в том или ином товаре. Потребителями могут быть семья, домашнее хозяйство, отдельная личность. Товары также различаются по характеру по­требления (единовременного и длительного пользования), по на­стоятельности потребности в них (повседневного, периодического, редкого спроса). В основе оценки (измерения) потребности, по­требления и спроса в маркетинге широко используются приемы и методы теории «предельной полезности», эластичности спроса, современного бихевиоризма и др.

Второй этап - моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре. Здесь используются различные каналы информации о товаре: персональные (семьи, друзья), коммер­ческие (реклама, продавцы, упаковка), публичные (средства массовой информации), эмпирические (опыт, испытания).

Покупателю требуется различная информация в зависимости от рыночной ситуации. Если покупатель хорошо знаком с товаром и его разновидностями (дешевые товары массового спроса), то задача заключается в том, чтобы лучше сориентировать его, при­влечь внимание, сократить время на выбор. Бывает так, что он хорошо знает товар, но не знаком с разновидностями (различные марки телевизоров). Здесь требуется информация, раскрывающая достоинства незнакомых потребителю марок. Наконец, когда по­купатель не знает товара, тогда информация направляется на соз­дание интереса к нему (реклама, стимулирование и др.).

Важным шагом в моделировании поведения конечного по­требителя на рынке является третий этап - принятие решения о покупке. Покупка - это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одним из методических подходов в решении данной задачи служит модель «черный ящик» (рис. 9.4).

При моделировании принятия решения о покупке «черный ящик» рассматривается как набор определенных стимулов, под воздействием которых происходит принятие решения о покупке. Это стимулы внутреннего характера (физические и духовные потребности, стремление к самоутверждению, склонность к экономии) и внешнего (групповые интересы, обычаи, традиции).

Четвертый этап - оценка потребителем правильности выбора товара. Положительная оценка усиливает приверженность к дан­ному товару, негативная ослабляет интерес к нему.

Таким обра­зом, специалист по маркетингу на основе моделирования поведе­ния потребителя получает возможность знать, удовлетворению каких потребностей служит его товар, и при необходимости со­вершенствовать его характеристики, видеть, куда потребитель об­ращается за информацией о товаре, помочь ему быстрее и полнее получить интересующие данные, а затем принять решение о по­купке, зная мотивы и стимулы, которыми тот руководствуется.

 

 

3) защиту экономических прав работников и неработающих граждан.

В современных условиях необходимо принять международные правовые акты и привести национального законодательства в соответствие с ними.

Микроэкономика — особый раздел экономической теории, изучающий экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели.

Макроэкономика (национальная экономика) — раздел экономической теории, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства

Мезоэкономика изучает экономические явления и процессы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства.

Мировая экономика — сумма всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей

Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть в экономике? Основной продукт - знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

Нормативная экономика поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов.

Экономические законынаиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях.

Общие экономические законы действуют во всех социально - экономических системах (формациях)

Специфические законы действуют в одной общественно - экономической системе. Такими законами являются закон прибавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления

Экономические категории — это наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства экономических явлений, их отношения к различным проявлениям и сторонам общественной жизни.

Экономические (производственные) отношения — это отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления жизненно важных благ.

Социально-экономические отношения включают в себя отношения людей к средствам производства, т.е. отношения собственности, отношения по производству материальных благ и услуг, их распределению, обмену и потреблению.

Организационно - экономические отношения, которые непосредственно определяются производительными силами. Они отражают организацию производительных сил, особенности определенного этапа развития факторов производства и их общественной комбинации.

Организационно-экономические отношения подразделяются на три вида:

1) разделение труда и производства;

2) сосредоточение (концентрация) производства отдельных видов товаров в тех регионах, где их производство экономически целесообразно;

3) дифференциация, специализация трудовой деятельности.

 

 

- усиливает социальное неравенство в обществе; вызывает нестабильность в экономике; безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

Традиционная экономика — это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.