Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Министерства внутренних дел Украины






Для современной лингвистики понятие языкового сознания является ключевым. Осмысление сознания как способности отражать действительность в лингвистическом преломлении связано с традиционным вопросом «язык и мышление» и ориентировано на процесс «мышление на языке». По мнению А.А. Леонтьева, наряду с индивидуальными вариантами существуют инвариантные образы мира, понимаемые как совокупность «абстрактных моделей», описывающих общие черты в видении мира различными людьми. Такой инвариантный образ мира непосредственно соотнесен со значениями и другими социально выработанными опорами, а не с личностно-смысловыми образованиями как таковыми. С теоретической точки зрения таких инвариантных образов мира может быть сколько угодно – все зависит от социальной структуры социума, культурных и языковых различий в нем и т.д. В последнее время возникло даже понятие профессионального образа мира, формирование которого является одной из задач обучения специальности. Вообще процесс обучения может быть понят как «процесс формирования инвариантного образа мира, социально и когнитивно адекватного реальностям этого мира и способного служить ориентировочной основой для эффективной деятельности человека в нем» [Леонтьев, 1997, с. 273]. Таким образом, если придерживаться деятельностного подхода к общению, можно сказать, что наряду с традиционным для лингвистов изучением языка как орудия деятельности необходимо исследовать языковое сознание субъектов деятельности.

Специфика общения при взаимодействии людей разных профессий состоит 1) в специфике выбора речевых стереотипов, осуществляемого в соответствии со стратегиями действий, которые формируются в профессиональном сознании; 2) в специфике образов сознания, отображающих предметы конкретной корпоративной культуры [Харченко, 2000, с. 208].

Е.А. Климов подчеркивает важную роль языкового сознания (хотя не использует данный термин): «Чтобы ориентироваться в какой-то предметной области, то есть, чтобы заметить возникающие впечатления, переживания, да еще и не путать их друг с другом и сохранить в сознании, в опыте, надо располагать некоторыми специальными средствами. К числу средств такого рода относятся, прежде всего, слова-названия… Скажем, стекольщик смотрит на стекло и видит там " мадежи", столяр видит в древесине " крень", " метики", " отлупы", ткачиха в своем предмете труда – " близны" и многое другое и т.д. А для исследователя, исходящего из общеязыковых эталонов, этого всего может и не быть; в результате – идея переоценки невербальных составляющих сознания профессионала» [Климов, 1995, с. 26–27].

Таким образом, профессиональное языковое сознание – психолингвистическая модель, реконструирующая систему основных образов сознания, формируемых и овнешняемых с помощью профессионально ориентированных языковых средств[Алферова, 2007, с. 16]. Изучение структур языкового сознания людей определенной профессиональной группы наиболее эффективно может быть осуществлено на примере исследования концептов, представляющих основные категории в сфере их профессиональной деятельности. Специфика языкового сознания будущих правоохранителей такова, что его центральной частью должно быть сознание правовое.

Правосознание – явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие важные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д. Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д.

Выявление элементов правосознания в структуре языковой личности правоохранителя нам представляется возможным на основании реконструирования концептов, представляющих специфические правовые категории и понятия: права и обязанности, закон и законность, суд, правосудие, преступление, наказание и др. С этой целью был применен метод ассоциативного эксперимента. З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации – это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания. Сэр Френсис Гальтон, английский учёный и двоюродный брат Чарльза Дарвина, первым попробовал провести ассоциативный эксперимент в 1879 году. Он выбрал 75 слов, написал каждое из них на отдельной карточке. Затем он брал карточки по одной и смотрел на них. Он записал эти мысли для каждого слова из списка, но отказался публиковать результаты. «Они обнажают, – писал Гальтон, – сущность человеческой мысли с удивительной отчетливостью».

Для массового эксперимента испытуемым (курсантам 3-го курса факультета подготовки следователей Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко) был роздан стимульный материал в виде анкет, содержащих список слов-стимулов: закон, законность, суд, правосудие, преступление, преступник, наказание, право, обязанность, конституция, государственный язык. В ходе эксперимента испытуемые в течение нескольких минут рядом с каждым словом-стимулом анкеты писали слово(фразу)-реакцию, которое первым пришло в голову испытуемого по прочтении слова-стимула. Результаты ассоциативного эксперимента отражают универсальные когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, и индивидуальные особенности испытуемых, содержание их личностных смыслов, т.е. позволяют получать знание о специфике языкового сознания будущих правоохранителей.

Цельэксперимента заключается в выявлении когнитивных структур, связанных с профессионально маркированными языковыми знаками, их места и роли в языковом сознании будущих правоохранителей.

Нами была реконструирована модель концепта, репрезентированного лексемой ЗАКОН, были выявлены актуальные смыслы данного концепта для языкового сознания будущих правоохранителей. Ассоциативное поле ЗАКОН в профессиональном сознании представлено следующими основными компонентами: 1) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: правопорядок, справедливость, защита, нормативный акт, законодательство Украины, власть (58, 0%); 2) латинские и украинские речевые стереотипы: dura lex sed lex; закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло. Причем украинские речевые стереотипы выражают иронично-негативное отношение будущих правоохранителей к закону (17, 0%); 3) лексемы, акцентирующие форму объекта безучета его содержания (ироничный эффект): книги ‛ сшитые в один переплет листы бумаги, заполняемые документальными официальными учетными данными’ (8, 0%); 4) лексемы, обозначающие тот или иной вид насилия: давление ‛ принуждение, насилие над чьей-н. волей, убеждениями’, ограничение (17, 0%). Ядро ассоциативного поля ЗАКОН в профессиональном языковом сознании составляют лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества.

Ассоциативное поле ЗАКОННОСТЬ в языковом сознании будущих правоохранителей формируется такими компонентами: 1) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: справедливость, порядок, соблюдение порядка, соблюдение закона, правопорядок. Некоторые из них содержат номены, обозначающие тот или иной вид насилия: правовой режим ‛ государственный строй (обычно об антинародном антидемократическом строе)’ (50, 0%); 2) общенаучная лексика: идеализм ‛ идеализация действительности’ (ироничный эффект), принцип ‛ основное исходное положение’ (17, 0%); 3) оценочная лексика: неопределенность ‛ неопределенное положение’ (8, 0%); 4) лексемы, обозначающие тот или иной вид насилия: требование ‛ правило, условие, обязательное для выполнения’ (8, 0%); 5) лексемы, обозначающие атрибуты правонарушений и преступлений: обман ‛ ложное представление о чем-н., заблуждение’, деньги (атрибут взяточничества) (17, 0%). Ядро ассоциативного поля ЗАКОННОСТЬ также составляют лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества.

Ассоциативное поле СУД представлено такими элементами: 1) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: интересы граждан, независимость, ответственность ‛ необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчет в своих действиях, поступках’ (25, 0%); 2) оценочная лексика: дерзость (наглость), немощность, Бог на Земле (с ироничным эффектом) (25, 0%); 3) лексемы, обозначающие родовые понятия: государственный орган, власть, ветвь власти (34, 0%); 4) лексемы, обозначающие атрибуты правонарушений и преступлений: продажность (8, 0%); 5) лексемы, отображающие суть, атрибуты, процессуальные действия и т.д. судебного процесса: защита и наказание (8, 0%). Ядром ассоциативного поля СУД являются лексемы, обозначающие родовые понятия.

Ассоциативное поле ПРАВОСУДИЕ состоит из таких компонентов: 1) общенаучная лексика: принцип ‛ основное, исходное положение’ (8, 0%); 2) оценочная лексика: нереальность ‛ несуществующий в действительности, воображаемый’; казнить, нельзя помиловать (в значении неопределенности) (17, 0%); 3) лексемы, обозначающие атрибуты правонарушений и преступлений: взяточничество, халатность, вымогательство (25, 0%); 4) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: справедливость, правопорядок, объективность и всесторонность (33, 0%); 5) лексемы, отображающие суть, атрибуты, процессуальные действия и т.д. судебного процесса: трактовка законов, вывод (17, 0%). Ядро ассоциативного поля ПРАВОСУДИЕ составляют лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества.

Ассоциативное поле ПРЕСТУПЛЕНИЕ формируется такими составляющими: 1) лексемы, обозначающие родовые понятия: незаконное деяние, способ достижения цели, противоправное деяние, посягательство, явление государства, действие или бездействие (58, 0%); 2) лексемы, обозначающие видовые понятия: правонарушение, ошибка, вред, убийство, халатность (42, 0%). Ядром ассоциативного поля ПРЕСТУПЛЕНИЕ являются лексемы, обозначающие родовые понятия.

Ассоциативное поле ПРЕСТУПНИК представлено такими элементами: 1) лексемы, обозначающие чувства, эмоции, состояние, связанные с общением с преступником: опасность, угроза (обществу) (17, 0%); 2) оценочная лексика: личность (позитивная оценка, героизация); выродок, сволочь, мерзавец, негодяй, враг общества (негативная оценка) (50, 0%); 3) лексика, отображающая содержание нормативно-правовых актов: правонарушитель, нарушитель закона (25, 0%); 4) лексика, конкретизирующая личность преступника: государственные деятели (8, 0%). Ядро ассоциативного поля ПРЕСТУПНИК составляет оценочная лексика негативной коннотации.

Ассоциативное поле НАКАЗАНИЕ в языковом сознании будущих правоохранителей формируется такими компонентами: 1) лексемы, обозначающие родовые понятия: способ достижения справедливости (8, 0%); 2) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: действие закона, применение закона (25, 0%); 3) лексемы, отображающие суть, атрибуты, процессуальные действия и т.д. судебного процесса: приговор, решение (суда, уполномоченных органов) (25, 0%); 4) лексемы, отображающие атрибуты исполнения наказания: оружие, лишение прав (17, 0%); 5) оценочная лексика: заслуга (укр. катюзі по заслузі), карма, следствие ‛ то, что следует, вытекает из чего-н., результат чего-н., вывод’ (25, 0%). Ядро ассоциативного поля НАКАЗАНИЕ составляют лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества, суть, атрибуты, процессуальные действия и т.д. судебного процесса, оценочная лексика.

Ассоциативное поле ПРАВА представлено такими компонентами: 1) оценочная лексика: необходимость; права, как вода: сегодня есть – завтра нема; незыблемость (33, 0%); 2) лексемы, обозначающие тот или иной вид насилия: ограничение (8, 0%); 3) лексемы, акцентирующие выгодность (результат) применения прав: состоятельность, возможность, богатство, клад, имущество (42, 0%); 4) лексемы со значением действия, необходимого для существования прав: защита, помощь (17, 0%). Ядром ассоциативного поля ПРАВА являются лексемы, акцентирующие выгодность (результат) применения прав.

Ассоциативное поле ОБЯЗАННОСТИ в языковом сознании будущих правоохранителей имеет такие составляющие: 1) лексемы, обозначающие тот или иной вид насилия: зависимость, ноша, мера ограничения, тяжесть, принуждение (67, 0%); 2) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: соблюдение, полномочность, сохранность (25, 0%); 3) лексемы, акцентирующие коррелятивную парную лексему: вспомогательные права (8, 0%). Ядро ассоциативного поля ОБЯЗАННОСТИ составляют лексемы, обозначающие тот или иной вид насилия.

Ассоциативное поле КОНСТИТУЦИЯ формируют такие компоненты: 1) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: независимость, главный закон (17, 0%); 2) лексемы, оттеняющие форму объекта безучета его содержания (ироничный эффект): книга с листами, бумажка (17, 0%); 3) оценочная лексика: хлам, книга жалоб и предложений, проституция (негативная коннотация), ствол дерева (метафора с позитивной коннотацией) (33, 0%); 4) лексемы, обозначающие родовые понятия: закон (25, 0%); 5) лексика, отображающая содержание нормативно-правовых актов: гражданские права и обязанности (8, 0%). Ядром ассоциативного поля КОНСТИТУЦИЯ является оценочная лексика.

Ассоциативное поле ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК в языковом сознании будущих правоохранителей формируется такими компонентами: 1) лексемы, отображающие определяющие признаки правового общества: реквизит независимого государства, единство, единый язык единого народа (25, 0%); 2) лексемы, акцентирующие аутентичность и идентичность языка: родной язык; то, что отделяет нас от других; символ государства (42, 0%); 3) оценочная лексика: негативность, брутальность, неопределенность, враг государства (33, 0%). Ядро ассоциативного поля ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК составляют лексемы, акцентирующие аутентичность и идентичность языка.

На основе проведенных ассоциативных экспериментов можно утверждать, что процент терминоориентированных языковых единиц в языковом сознании будущего правоохранителя (61, 5%) указывает на недостаточную сформированность профессиональной личности в курсантах 3-го курса. Тем не менее, есть доказательства того, что в сознании будущего правоохранителя имеются профессионально маркированные когнитивные структуры. В ассоциативных полях, реконструированных на основе данных эксперимента, актуализируются связи правовых концептов с определяющими признаками правового общества (24, 0%), обобщающими (родовыми) и конкретизирующими видовыми правовыми понятиями (11, 0% и 3, 8%), правоприменительной деятельностью (13, 7%), аутентичностью государственного языка (3, 8%), нормативно-правовыми актами (3, 0%), общенаучной сферой (2, 2%). Однако эмоционально-оценочные компоненты исследуемых концептов для профессионального языкового сознания курсантов также оказались актуальными (38, 5%).

Высокий уровень стереотипности ассоциаций курсантов указывает на наличие стабильных компонентов в профессиональном языковом сознании, обусловленных содержанием изучаемых ими дисциплин. Для языкового сознания курсантов преимущественным является формирование предметно-понятийного компонента концепта [Алферова, 2007, с. 19], связанного с профессиональной деятельностью правоохранителя. Таким образом, ассоциативные поля, представляющие фрагменты языкового сознания будущего правоохранителя, формируются в соответствие с актуальностью компонентов концепта, определяемой характером правоохранительной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.