Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Японские сады. Общие черты и этапы развития ландшафтного искусства Японии.






Традиционной религией Японии был синтоизм, в основе которого лежит культ божеств природы и предков. Камни и горы были в центре пантеона древних японцев, чему способствовал ландшафт этой страны. В садах многих монастырей хранились священные камни, а символом Японии стала священная гора Фудзи.

Расширение внешних контактов с другими странами привело к тому, что начиная с III века н.э. в Японии появилось большое количество мигрантов из Китая и Кореи. Начиная с VI века китайское влияние на островах стало ощущаться сильнее. Сначала это влияние шло вместе с буддизмом, распространившимся в Японии из Китая через Корею и впитавшим в себя многое из традиционной китайской культуры. Чуть позже, когда возникла необходимость в устройстве сильного централизованного государства, широко изучались и использовались идеи конфуцианства. Словом, японцы быстрыми темпами преодолевали свое отставание от великого соседа, заимствуя много нового из разных областей жизни.

С приходом и расширением влияния дзен-буддизма (духовный рост личности через созерцание) и конфуцианства (сильное централизованное государство под руководством благородных людей), японцы не отреклись от религии своих предков – синто (одухотворенность природы). До середины XX века государственной религией Японии считался синтоизм. Такое слияние культур дало сильный толчок развитию древнеяпонской литературы, мифологии, искусства, в том числе и садово-паркового.

В Японии парки сначала устраивались по подобию китайских парков с их искусственными холмами, павильонами и типичной пейзажной трактовкой всей композиции. Однако постепенно, переняв основные идеи, японцы создали свое направление развития садово-паркового искусства и сформулировали целый ряд теоретических правил.

Наиболее ярко сущность японского сада выразил японский архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков»

Желание японцев воссоздать картину мира с помощью ландшафта на небольшом участке земли привела к тому, что в садах использовались преимущественно низкорослые формы растений, а из сильнорослых растений формировался так называемый «садовый бонсай». Каждое дерево, камень, движение воды воспринимались японцами как нечто большее, обладали своей историей, душой и влиянием на людей, и начинали служить символами. Поэтому расположение отдельных элементов в ландшафте не могло быть произвольным, а подчинялось строгим правилам. В японской ландшафтной архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей, поэзией и искусством своего времени.

Вот лишь некоторые символы, используемые в японских садах, которые помогают подготовленному человеку познать душу этого места и сердце его владельца:

§ мост через воду – восходящее или заходящее солнце,

§ изогнутая черепица – облака,

§ пагода – храм,

§ дракон – вода,

§ золотые карпы в водоеме – дети дракона,

§ бамбук – стойкость, терпение,

§ сосна – долголетие,

§ лотос – мудрость (символ Будды),

§ сакура – стойкость, духовная красота,

§ камелия – осторожность…

Японский сад проектировался так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и непрерывно по мере продвижения человека по саду. Основа любого японского сада – камни и вода, что диктуется идеей инь-ян, одной из центральных в буддизме. Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян, вода – женское (темное, тягучее, пассивное) инь. Выбор и расположение растений также подчинялось определенным закономерностям. Так дуб, символизирующий силу, находился в центре и подчеркивал главную композицию, клён краснолистный – на западе, чтобы солнце на заходе освещало его листья.

Сначала появился холмистый сад. Он имел достаточно большую площадь и состоял из пяти холмов, один из которых был центральный и символизировал гору Фудзияма. Обязательным условием этого сада является наличие десяти главных камней и водоема с несколькими островами. Холмистый сад был пейзажным и воспроизводил ландшафт той или иной местности.

Следующим этапом развития японских садов является плоский или каменистый сад. Отражая символику дзен-буддизма, он создавался для созерцания и достижения состояния просветления. В каменистых садах вода отсутствует, её имитирует галька, мелкий белый гравий или песок, на котором с помощью бамбуковых грабель производят узоры, изображающие волны. Гармоничное расположение камней разного размера создает картины глади воды или морского прибоя, неспешно журчащего ручья или бурного водопада, а каменные мостики дополняют эту иллюзию.

Сады чайных церемоний, возникшие в XVI веке, сочетают элементы двух предыдущих типов садов. Философский смысл чайной церемонии заключается в постижении и переживании красоты. Основу этого сада составляет дорожка из каменных плит, несколько приподнятых над уровнем земли. Двигаться по такой дорожке можно лишь неторопливо, с камня на камень, останавливаясь и «впитывая» красоту сада.

Кроме того, существуют сады, подчиненные одной идее, например сады камней, воды, мхов, времен года. В них главным «действующим лицом» становятся соответствующим образом расставленные группы камней или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке.

Почему же именно восточная философия устройства садов приобретает все большее влияние? Почему стали столь популярны садики в китайском и японском стиле, и многие архитекторы, разрабатывая свои проекты, используют идеи лаконичности и символизма, лежащие в основе планировки восточных садов? Возможно, это лишь дань моде, как это было в Европе XVIII века. Однако более важной причиной может быть общее усиление интереса к восточной культуре, к восточным философским и духовным системам. Европейский человек, с его культом индивидуальности, вглядываясь в красоту природы, пытался разглядеть в ней себя, найти оправдание своей жизни. Человек же, воспитанный в восточных традициях, пытается духовно дорасти до восприятия природы, познать её душу. Восточные сады не поддаются быстрому и легкому пониманию. Мы всматриваемся в них с неотступным ощущением, что могли бы видеть и понимать больше…

В заключение необходимо отметить, что рассказывая о наиболее известных стилях садово-паркового искусства и пытаясь понять причины их возникновения, мы намеренно исключили из рассмотрения целый ряд менее известных и переходных стилей, таких как античный, итальянский террасный, монастырский и др., которые оказали несомненное влияние на формирование основных стилей, но не считаются определяющими в истории развития садово-паркового искусства.

Садово-парковое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На протяжении всей своей истории, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т.д.). Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада, пейзаж которого далек от естественной природы, но образ природы положен в его основу. Главная функция японского сада – созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора – террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута. Парк и сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты.

Японский сад развивался, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. По функциональному назначению в Японии исторически сложились сады: дворцовые, храмовые, чайной церемонии, у жилого дома. Среди них японские мастера XVIII в. выделяли по характеру рельефа плоские и холмистые, а по сложности композиционного построения полной формы («син»), полусокращенной («со») и сокращенной («гё»). Первая форма включала, практически, весь набор элементов композиции, а две последующие - соответственно меньшее их число, но более выразительных и содержательных.

По основному компоненту, на котором заостряется восприятие выделяли сад камней, сад мхов, сад воды и т.д. Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть любого сада (его «скелет» и «кровь»). Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них создают группы: основную, которая определяет всю композицию (высоту холмов, размеры и очертания водоема, размещение растений в саду; вспомогательную, подчиняющуюся главной и подчеркивающей ее основную идею; «гостевую группу» композиционно не подчиняющуюся главной, но уравновешивающей ее; связующую, которая композиционно объединяет сад с домом и др. Вода присутствует в форме водоема. Благодаря устройству островов, песчаных и каменных берегов водоём оставляет впечатление спокойной и широкой реки или бурного потока с порогами. Любимый элемент сада - водопад.

В «сухих» садах вода символически изображается галькой или песком. В зеленых насаждениях предпочтение отдается хвойным и вечнозеленым лиственным, красиво цветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в поэзии и живописи, – сосна японская плотноцветная. Из цветущих – слива, вишня, камелия, азалия. По японским понятиям хризантема, слива, орхидея и бамбук, образуют «четверку благородных» растений мира. Компоновка растений ведется по их символике и декоративным признакам.

Садовые сооружения - мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота изготовлены из естественного материала – дерева, бамбука, камня, металла. Они без лака и краски, с тем, чтобы передать структуру материала, его естественный цвет и, что особенно ценится, налет времени – лишайники на камнях, блеклость тонов дерева и бамбука. В композиционном и цветовом решении сад рассчитан на статическое зрительное восприятие, его пространство построено по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада.

Характерной чертой японского сада является символика. За видимым пейзажем с его красотой, отточенной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по той символике, которую несут компоненты сада, – по форме и расположению камней, островов и т.д. Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских (философских садах). Одним из самых популярных является сад камней при монастырском храме Реандзи в Киото, созданный в конце XV – начале XVI вв. на площади 218, 8 м2. На фоне белого крупнозернистого песка, расположено группами 15 камней, но с любого места этого сада видно только 14. Таким образом, автор иллюзорно выразил идею о том, что «истинная реальность скрыта от беспокойного ума». Сад чайной церемонии имел небольшие размеры, его неотъемлемые части – дорожка, ведущая к чайному домику, сосуд для омовения рук, каменный фонарь.

Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни заставляли посетителя смотреть себе под ноги, а специально выровненные ее участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом. Идея сада чайной церемонии оказалась жизнеспособной и сохранилась до наших дней как современное художественное творчество японского народа. В XVII– XVIII вв. создаются обширные сады-парки, представляющие собой комплекс садов, переходящих один в другой. Это сады императорских резиденций и дворцов. Наиболее известными являются, заложенные в XVII в. парковые ансамбли Катсура на площади около 7 га и Шугаку-Ин на площади более 20 га. Ансамбль Катсура создавался по общему замыслу его владельца – принца Тосихито. Его центром является обширное искусственное озеро с довольно сложной береговой линией и островами.

Дворец размещен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада. В традиционный тип сада – сад «озера и острова» – органически вошли приемы других типов садов. Но самое главное – это развитие сада чайной церемонии, выразившееся не только в изысканной простоте композиций, любовании природным материалом, но и активном использовании маршрута, который подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особо интересных местах. Сложный план сада не позволяет охватить его одним взглядом, образ постигается через детали, через часть раскрывается целое. Сад Шигаку-Ин – бывшая резиденция императора Гомицуно расоложен на трех уровнях, террасами поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на внешние виды далеких гор и деревьев.

Все искусственные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль. При всех различиях эти ансамбли характеризуются значительной площадью, сетью дорог и сменой пейзажных картин, раскрывающихся на маршруте. Благодаря этому сады получили название чередующихся. В XIX в. в Японии окончательно сформировался ансамбль традиционного жилого дома и сада как его неотъемлемой части. Таким образом, особенности садово-паркового искусства Японии сводятся, в основном, к следующим положениям: типологичность, традиционность, символизм, образная трактовка природы, связь с живописью, канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов – камней, воды, растительности, сооружений.

Интерес к японскому ландшафтному искусству высок во всем мире. Привлекательная черта его состоит именно в сдержанности, неброскости, чувстве меры и художественного такта, пронизывающих все композиции, (большие и малые). В 1959 г. у здания ЮНЕСКО в Париже был создан небольшой (200 м2) Сад мира. Его автор – скульптор И. Ногуки. В 1987 г. в Главном Ботаническом саду АН СССР был открыт японский сад, созданный на площади 2, 7 га по проекту (и под руководством) Кен Накадзимы. Сад решен в традициях японского паркостроения.

В ассортимент включены растения японской флоры (сакура, вяз Давида, клен моно, рододендроны), а также других флористических зон, передающие характер японского ландшафта (сосна горная, можжевельник казацкий, рододендроны понтийский, желтый и др.). Умение японцев использовать небольшие пространства, их чувство пропорции и масштаба глубоко изучаются ландшафтными архитекторами и видоизменяются в современной манере. Японские сады существуют во всех странах мира. Их создают как при жилых коттеджах, так и в качестве самостоятельных объектов или экспозиций ботанических садов, в которых устраивают выставки, сюда приходят за вдохновением художники и поэты. В заключение следует подчеркнуть, что вариантов японских садов масса.

Вызывает удивление мнение россиян, побывавших в Японии, увидевших лишь один из японских садов и затем описывающих облик зеленых насаждений страны «Восходящего солнца». Современный специалист садово-паркового искусства должен отличаться от дилетанта широким историческим и научным кругозором, уметь видеть диапазон воплощения идей и философии при создании садов различных стилей, в частности японского, тонкого и многогранного». (И.П. Лепкович).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.