Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пейзажные сады Китая






Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до н.э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады. У древних китайцев был распространен культ Неба, умерших предков и духов природы. Считалось, что стихийные бедствия (засуха, наводнение, голод, болезни) являлись отражением безнравственных поступков человека и плохого устройства государства.

Поклонение силам природы было свойственно большинству древних религий. Однако лишь в Китае основой гармоничного общества являлось подчинение законам вселенной. Изучение этих законов, их систематизация позднее были сформулированы как законы Фэн-шуй, популярность которых в современном мире очень высока.

Начиная с V века до н.э. ведущей религией Китая становится конфуцианство, задачей которого является построение гармоничного общества с помощью добродетельного человека. Добродетельный человек, по Конфуцию, это благородный рыцарь, обладающий высокими моральными качествами и чувством долга, готовый на все во имя истины, почитающий мудрость старших, в основе любого поступка которого лежит гуманность. Добродетельный человек должен жить в гармонии с законами вселенной, которые и определяют нормы нравственности.

Параллельно с конфуцианством в Китае возникает даосизм, в основе которого лежит интуитивное познание бытия. Учение даосов призывало слиться с природой, избегать всего искусственного. Уход от мира к природе связывался у даосов с возможностью обретения долгих лет жизни и даже бессмертия.

Именно даосы выделили и обоготворили пять основных природных элементов: металл, дерево, воду, огонь и землю; под влиянием буддийской философии, пришедшей из Индии, разработали идею инь-ян, сводившуюся к противопоставлению и постоянному благотворному взаимодействию мужского (ян) и женского (инь) начал, создали систему предсказаний.

Независимо от того, какое учение преобладало в тот или иной исторический период в Китае, единым для них являлось осознание человека как части вселенной. Абсолютизация красоты природы, подчинение ее законам, легли в основу пейзажного стиля садоводства, развившегося в Китае.

Сады в Древнем Китае традиционно устраивались при императорских дворцах, гробницах и храмах. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Главная задача создателя парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый пейзаж. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены. Наиболее выразительные элементы ландшафта отмечались характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый).

Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей (здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой), сады ученых (сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады (небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или бамбука).

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.

Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.

Китай – страна гор с большим разнообразием пейзажей. Западная часть страны занята Тибетским нагорьем, северная и северо-западная – равнинами и горами восточного Тянь-Шаня, восточная – менее высока, на северо-востоке представлена Маньчжуро-Корейскими горами, в бассейне р. Сунгари - равниной. Южную территорию занимает Лессовое плато, Великая Китайская равнина, далее горы, нагорье и Сыучаньская котловина. Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Древесная растительность представлена соснами, кленами, ивой можжевельниками, дубом, кедром, бамбуком, камелией, азалией, рододендроном, грушей, сливой, вишней и др. Среди цветов, особенно, ценились пионы и хризантемы. Водоемы украшались лотосами, а их берега – ирисами.

Зеленое строительство Китая зародилось в глубокой древности (XII в. до н.э.) - во времена расцвета ассирийских городов. В те времена император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, был владельцем огромного парка, а император Ву-ди (140-87гг. до н.э.) имел сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. Сады того времени рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (так называемые «парки красивых мест» – бодарчу). В Китае насчитывалось 6 типов садов: при императорских дворцах и гробницах; при храмах; сады естественных пейзажей; домашние сады; сады ученых или литературные.

Все сады характеризовались глубоким символизмом и отражали религиозные воззрения. Наиболее древними считаются сады при императорских дворцах. В частности, упоминается, что первый сад принадлежал императору Чеу, который был заложен около 3200 лет назад. Около 250 лет до н.э. при императоре Цзин Хи-Хоанге длина окружности садов была доведена до 120км, а спустя полувековой период Ути построил парк, окружность которого достигла 200км. По сравнению с этим парком площадь Версаля - всего лишь маленький партер. Создание этого парка было привлечено 30 тыс. рабов. В период с 206г. до н.э. до 201г. н.э. дворцы строились на насыпных или естественных холмах. Основной особенностью того времени являлось то, что парк сливался с окружающим ландшафтом.

Характерными примерами являются Большой дворцовый парк Пекина и парк Летнего дворца в окрестностях этого города. Большой дворцовый парк Пекина включал три озера. Водные поверхности чередовались с береговыми насыпными холмами. Густые насаждения являлись фоном для архитектурных сооружений острова. Парковые павильоны утопали в зелени. Их-эюань (парк «Безмятежного отдыха») – большая дворцово-парковая композиция. Начало его создания относится к XIV в. Его площадь составляла 400га. Парк неоднократно подвергался разрушениям (в 1860 и 1900гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время его площадь составляет 270га, из них 219га (81%) занято озером. Все тропинки парка проходят по живописным трассам. При движении создается иллюзия большого и разнообразного пространства. Много внимания уделено солитерам. В парке почти нет рядовых посадок деревьев, живых изгородей больших полян, партеров. Цветочное оформление сдержанное.

Скульптур мало и все они изображают животных и птиц. Скульптуры заменяются отдельно стоящими декоративными камнями, из которых иногда созданы декоративные композиции. Но самым важным является многообразие водного оформления. Очень большую роль в оформлении парка играют скалы. С приходом из Индии в Китай буддизма (64г. н.э.) садовое искусство развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенное настроение. Эмоциональная направленность парка обусловила классификацию его пейзажей по впечатлению на: - устрашающие (с темными рощами, нависшими над головой скалами, грохочущей водой и т.д.); -смеющиеся (открытые, залитые солнцем поляны, украшенные цветами, цветущими в любое время года растениями); романтические (спокойная гладь воды, остров, погода).Пейзажные композиции строились так, чтобы подчеркнуть красоту естественной природы и создать бесконечное разнообразие меняющихся видов. Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в X–XIV вв. В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной – малые, устраиваемые при жилых домах.

Основные принципы формирования парковых композиций Китайские мастера выделяют следующие основные принципы садово-паркового искусства: - действовать в зависимости от местных условий; - максимально использовать окружающую природу; - отделять главное от второстепенного; - использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое; - в малом добиваться большого эффекта; - стремится к достижению гармонии пропорций; - использовать постепенное раскрытие видов; - учитывать фактор времени при восприятии пейзажа. Использование этих и других принципов породило много общих черт характерных для зеленых насаждений Китая.

Сооружения имеют яркую раскраску, оттеняющую зелень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтические названия настраивают на определенное восприятие картин природы или ее проявлений. Малое количество элементов скульптуры. В основном это изображения птиц или животных – аиста, дракона, черепахи.

Характерные особенности садово-паркового искусства Китая. Их можно свести к следующим: - многообразное использование в декоративном оформлении причудливых по форме камней, которые применялись для оформления берегов водоемов, горок и др., а также для устройства «естественных скульптур» по ценности приравнивающихся к произведениям искусств; - обилие водоемов, занимающих 30-70% территории и являющихся центром его композиции, а, размещаемые вдоль них дворцовые постройки, образуют архитектурное ядро зеленого насаждения; - водоемам свойственна изрезанная береговая линия и много островов, обеспечивающих чередование живописных композиций; - продуманное размещение малых архитектурных форм; - тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа; - создание садов путем совершенствования и эстетической доработки красивых уголков живой природы; - подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными приемами – «проникающими окнами», беседками, воротами, - включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами; - для украшения интерьера широкое применение карликовых деревья, которые выращивались в специальных условиях и точно повторяли форму больших. Китайские сады узнаваемы, но ни один из них не похож на другой.

Классический сад Китая – результат древней космологической символики. Главное достоинство китайского сада – его естественность и соответствие местному ландшафту. Особого внимания во всем мире заслуживает изобретение китайского гения: миниатюрные сады, или «сады на подносе». Лучшими из них считались те, которые можно было поставить на стол, как бы впуская к себе в жилище мир природы. Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и, прежде всего Японии. Многие из находок и приемов китайских специалистов используются на Западе и в наше время, но часто только внешне. Китайские сады способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к созданию так называемого англо-китайского стиля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.