Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика размещения предприятий отрасли






Одной из важных характеристик развития отрасли является территориальное размещение предприятий. От рационального размещения производства во многом зависит результативность хозяйственной деятельности. Основными факторами размещения предприятий являются наличие сырья, энергии, трудовых ресурсов, степень развития инфраструктуры и транспортных связей, а также потребность в продукции или услугах. С учетом влияния этих факторов выделяют производства, тяготеющие к источникам сырья, к топливно-энергетическим ресурсам, к районам сосредоточения трудовых ресурсов и к регионам потребления готовой продукции. Выделяются также производства смешанной ориентации.

Городское хозяйство имеет местный характер и поэтому для предприятий данной сферы характерно размещение преимущественно в границах городской черты. Но и при этом возникают задачи эф

фективного расположения в городе, в зависимости от наличия источников ресурсов, развития транспортных коммуникаций и спроса на данные услуги, а также экологических факторов. В связи с этим в сфере городского хозяйства целесообразно выделить следующие группы отраслей и комплексов:

отрасли, тяготеющие к источникам ресурсов, водопроводно-канализационное хозяйство и централизованное энергоснабжение;

отрасли, ориентированные на районы потребления услуг, жилищное хозяйство;

предприятия, расположенные вне селитебной зоны с учетом экологических факторов, автопарки и спецавтохозяйства, мусоро-перерабатывающие предприятия, полигоны захоронения отходов;

смешанные ремонтно-строительные и градостроительные организации и др.

Важной тенденцией размещения предприятий является концентрация производства.

Концентрация производства это сосредоточение производст-ва продукции или услуг на крупных предприятиях и соответственное увеличение размеров предприятий и организаций. Выделяются два вида концентрации: абсолютная и относительная.

Под абсолютной концентрацией понимается укрупнение мощностей отдельных предприятий или производств за счет увеличения размеров оборудования или увеличения его количества.

Относительная концентрация это увеличение доли продук-ции, вырабатываемой на крупных предприятиях, в общем объеме производства данной продукции.

Научно-технический прогресс оказывает сильное влияние на процесс концентрации производства, который проявляется в четырех формах: агрегатной, технологической, заводской и организационно-хозяйственной. Во всех этих формах, кроме агрегатной, концентрация может осуществляться как интенсивным, так и экстенсивным пу-тем. Первый путь всегда эффективнее, так как в данном случае увеличение в ыработки продукции достигается за счет повышения про-изводительности оборудования. Экстенсивный путь концентрации связан, в первую очередь, с увеличением количества однотипного оборудования, что также целесообразно до определенного предела.

Под агрегатной концентрацией понимается увеличение мощ ности отдельных агрегатов, технологического оборудования за счет

укрупнения размеров отдельных аппаратов, повышения скорости технологических процессов или внедрения новых технологий. Этот вид концентрации характерен для крупнотоннажных процессов непрерывной технологии.

Важным достоинством агрегатной концентрации является снижение капитальных затрат в расчете на единицу мощности, а также относительное снижение численности основных рабочих.

Технологическая концентрация это увеличение мощности участков, цехов или производств. При этом возможен как интенсивный путь за счет укрупнения мощностей отдельных агрегатов и оборудования, так и экстенсивный за счет механического увеличения количества оборудования, технологических линий и участков.

Заводская концентрация это увеличение мощности отдельных предприятий, которое также может быть как интенсивным, так и экстенсивным. И в этом случае интенсивный путь развития оказывается значительно эффективнее.

При технологической или заводской концентрации снижение капитальных затрат в расчете на единицу мощности также происходит, однако, в меньшей степени. Основной причиной снижения удельных капитальных вложений в этом случае является то, что увеличение размеров основного производства не влечет за собой такого же расширения вспомогательного хозяйства (ремонтная служба, транспортное хозяйство).

Организационно-хозяйственная концентрация разновидность заводской концентрации заключается в административно-хозяйственном обеспечении нескольких предприятий объединения. В состав объединения могут входить промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, опытные заводы и пр. Основное достоинство организационно-хозяйственной концентрации состоит в централизации органов управления, увеличении концентрации капитала.

Наличие положительных и отрицательных факторов, характери зующих процесс концентрации, свидетельствует о существовании определенного оптимума, который необходимо учитывать при выборе размеров предприятия. При решении этой задачи вводят понятия верхнего (максимально возможного) и нижнего (минимально допустимого) пределов концентрации.

Верхний предел концентрации определяется максимально возможной единичной мощностью установки при данном уровне развития науки и техники и минимальном уровне себестоимости единицы продукции. Дальнейшее повышение единичной мощности установки не вызывает более снижения себестоимости единицы продукции, а может даже сопровождаться ее ростом (резервные мощности, транспортные расходы и др.).

Интеграция и диверсификация в отрасли

Внедрение рыночных отношений в сферу городского хозяйства обусловливает необходимость рассмотрения процессов интеграции и диверсификации производства в отрасли.

Под интеграцией понимается объединение самостоятельных предприятий, углубление их взаимодействия и развития взаимосвязи между ними. Интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использо-вании ресурсов, объединении капиталов, создании благоприятных условий для взаимодействия.

Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вер-тикальная интеграция это объединение отдельных стадий произ-водства товара или услуги. В качестве вертикальной интеграции в Городском хозяйстве целесообразно рассматривать крупные фирмы водопроводно-канализационного и энергетического профиля. Так, в условиях вертикальной интеграции функционируют газовые пред-приятия, но по такой же схеме могут быть организованы водопро-водные и энергетические предприятия. К примеру, городское пред-приятие «Водоканал» берет на себя не только функции по подаче во-ды в сеть, a также и доведение воды до потребителей, и содержание сетейи водопроводного оборудования в домах. Аналогичным обра-зомможет быть организована деятельность ТЭЦ и других предпри-ятий аналогичного профиля.

2.3. Ценовые формы рыночной власти и неценовая конкуренция

Основой рыночной экономики являются свободные цены на то-вары и услуги, за исключением регулируемых цен и тарифов, в частности на услуги естественных монополистов.

Основными функциями свободных цен являются следующие.

1. Планово-учетная функция с помощью цен планируются и учитываются важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

2. Перераспределительная функция разный уровень рентабельности в ценах обеспечивает перераспределение доходов между предприятиями, группами населения и т. п.

3. Стимулирующая функция повышенные цены на новую продукцию способствуют внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению качества продукции.

4. Функция регулирования спроса и предложения — цена представляет собой компромисс между пожеланиями продавца и покупателя.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие виды цен.

1. Скользящая цена, которая устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения.

2. Долговременная цена, слабо подверженная изменениям на протяжении значительного периода времени.

3. Цена потребительского сегмента рынка, т. е. разные цены при продаже одного и того же товара на разных сегментах рынка.

4. Эластичная (гибкая) цена, быстро реагирующая на изменение соотношения спроса и предложения на рынке.

5. Преимущественная цена, предусматривающая определенное понижение цен предприятием, которое занимает доминирующие позиции на рынке и может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов сбыта и экономии на расходах по реализации продукции.

6. Пониженная цена, устанавливаемая на уровне минимального платежеспособного спроса.

7. Цена на продукцию, выпуск которой прекращен. Ориентируется на строго ограниченный круг потребителей, нуждающихся именно в этой продукции, которую нельзя найти на свободном рынке.

8. Договорная цена, устанавливаемая на выделенные виды продукции одного или нескольких предприятий и гарантирующая значительную скидку по сравнению с обычной ценой на ту же самую продукцию при выполнении потребителями договорных условий.

Многообразие функций, выполняемых ценами, создает необходимость дифференцирования цен по различным признакам. Так, по

характеру обслуживаемого оборота цены делят на оптовые и розничные. По оптовым ценам на продукцию осуществляются расчеты между предприятиями, организациями, частными предпринимателями. Выделяют два вида оптовых цен:

оптовые цены предприятия-изготовителя продукции;

оптовые цены торгово-сбытовых и посреднических организаций.

Оптовые цены предприятия-изготовителя продукции обслуживают оборот по реализации продукции по прямым связям с другими предприятиями, торгово-сбытовыми и посредническими организациями.

На основе этих цен определяются стоимостные показатели работы предприятий-производителей продукции. Это базовые цены для установления других цен.

Оптовые цены торгово-сбытовых и посреднических организаций обслуживают оборот продукции между этими организациями и предприятиями-потребителями продукции и предприятиями розничной торговли. Эти цены складываются из оптовой цены предприятия-изготовителя и снабженческо-сбытовой наценки, учитывающей расходы и прибыль торгово-сбытовых и посреднических организаций.

Розничные цены обслуживают розничный товарооборот. По этим ценам население приобретает товары через торговую сеть. Цена включает оптовую цену торгово-сбытовых организаций, а также расходы и прибыль торговых организаций.

В тех случаях, когда предприятия розничной торговли закупаю! продукцию непосредственно у предприятия-изготовителя, розничная цена определяется как сумма оптовой цены изготовителя и торговой наценки.

В связи с переходом к рыночной экономике все большее значение приобретает дифференциация цен по уровню их утверждения. С этой точки зрения цены делят на регулируемые и свободные. В настоящее время государственное регулирование цен применяется для ограниченного круга товаров производственно-технического назначения, оказывающих влияние на общий уровень цен в стране (сырьевые, топливно-энергетические ресурсы и т. п.), а также социалыю-значимые товары и услуги. Для товаров, реализуемых по регулируемым ценам на государственном уровне и продаваемых населению, устанавливается верхний предел цены.

Свободные (рыночные) цены на товары и услуги устанавливаются предприятиями-изготовителями самостоятельно или по согласованию с потребителем. Свободная цена устанавливается с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств товара (услуги).

Олигополистическое ценообразование

Одним из распространенных видов монополистической конкуренции на рынке являются олигополии. Особенности олигополисти-ческого рынка проявляются в том случае, когда на рынке присутствует небольшое число фирм-участников отрасли. Олигополия на рынке может существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со стороны покупателей. В то же время подход к изучению олигополии, с точки зрения фирмы производителя, наиболее продуктивен и дает исчерпывающее описание данного типа рынка. Для олигополии характерны небольшое число фирм-конкурентов и вследствие этого их всеобщая взаимосвязь.

В наиболее общей форме процесс олигополистического ценообразования зависит от трех основных элементов: условий спроса, функции издержек фирмы и предположения о максимизации прибыли для каждого предприятия. Особо следует учитывать, что это происходит в условиях полной определенности, т. е. предполагается, что участники рынка располагают полной информацией о его текущем состоянии.

В условиях олигополистического равновесия доля рынка фирмы находится в обратной зависимости от уровня ее средних издержек. Поэтому, если абсолютное значение эластичности спроса растет, то рентабельность фирмы падает, и если издержки производства единицы продукции постоянны, то и цена товара будет постоянной.

Решение данной проблемы возможно по двум направлениям. Первое направление продолжает концентрироваться на ценовом поведении продавцов продукта, но вводит фактор неопределенности в кривую спроса рынка. Данная позиция основывается на трех основных идеях.

Во-первых, это так называемый «принцип увеличивающейся неопределенности», предполагающий, что дисперсия общего возможного дохода, получаемого в результате принятия решения продавцом по ценам или объему выпуска, будет увеличиваться так же, как и ожидаемая сумма дохода.

Во-вторых, предполагается, что люди, принимающие решения, не приемлют риска, т. е. им необходимо намного большее увеличение ожидаемой прибыли для компенсации постоянно возрастающего риска, измеряемого дисперсией прибыли.

В-третьих, в отличие от случая определенности, необходимо выявить различие между фирмами, которые устанавливают цену и продают запрашиваемое количество товара, и теми фирмами, которые устанавливают определенный объем выпуска и продают его по любой сложившейся цене. Это связано с тем, что в последнем случае неизвестен размер общего дохода, хотя известны общие издержки предприятия, а в первом случае и то и другое неизвестно.

Из изложенного выше следует, что фирме, устанавливающей объем выпуска, легче использовать экономический анализ при планировании.

Введение фактора неопределенности в модель поднимает и другую проблему. Неопределенность означает, что различные фирмы могут устанавливать различные цены на однородные товары (политика дискриминации); это должно учитываться потребителями. Изучение обеих сторон рынка одновременно это и есть второе основное направление анализа решений предприятий по ценам и объему выпуска в условиях неопределенности. При большем разбросе цен однородных товаров рациональным для потребителя продукта будем поиск наименьшей цены, но только до тех пор, пока затраты на сам поиск не превысят ожидаемый доход от этого поиска.

В то же время, если потребители и поставщики не обладают информацией о распределении цен, то предположение об установлении единственной цены становится ложным. Ценовая дисперсия может существовать, если разные потребители обладают разным уровнем затрат на поиск необходимого товара.

Изложенные теории равновесия на рынке промышленной продукции легли в основу современных, используемых при принятии производственно-хозяйственных решений, концепций олигополистического взаимодействия:

модель ломаной кривой спроса;

сговор в отрасли;

лидерство в ценах;

ценообразование по принципу «издержки плюс».

Ситуация в олигополистической отрасли и ее особенности предполагают и поощряют сотрудничество (сговор) между предприятиями-участниками. Сговор может принять явные (концерн, синдикат, трест, картель и пр.) и тайные формы.

Явный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного соглашения о разделе рынков (определение объема сбыта и соответственно производства) и установлении взаимовыгодных цен, т. е. происходит формализация ограничения конкуренции в условиях олигополии. При всей выгодности такой формы рыночного взаимодействия (максимизация прибыли участников сговора) в большинстве случаев прибыль ограничена законодательно.

Тайный сговор выражается в «молчаливом» (не закрепленном документально) соглашении о фиксировании цен, разделении или распределении рынков. Основу сговора составляет наблюдение фирм за действиями друг друга и принятие собственных решений с учетом действий конкурентов. Обычно тайный сговор предшествует явному, либо заменяет его при наличии легальных ограничений.

Модель ломаной кривой спроса предполагает управление ценообразованием в условиях олигополии, когда при установлении цены олигополистом, не участвующим в тайном сговоре, конкуренты игнорируют увеличение цен, но негласно следуют снижению цен. Результатом такого рыночного взаимодействия является то, что кривая спроса олигополиста инициатора изменения цен ступенчатая или ломаная. Кривая предельного дохода в подобном случае имеет вертикальный разрыв.

Лидерство в ценах является одновременно средством управления отраслью доминирующим предприятием и способом дискриминации «слабых» предприятий с его стороны. В условиях ценового лидерства олигополисты координируют свое поведение в области цен, не прибегая к сговору. В отрасли развивается практика установления доминирующей фирмой рыночной цены при молчаливом изменении цен конкурентами. Следует отметить, что такая отрасль весьма нестабильна, и при формировании благоприятных условий происходит смена ценового лидера либо «ценовая война», когда большая часть участников рынка не следует за действиями «лидера».

В этом случае ценообразования по принципу «издержки плюс» олигополист определяет издержки на единицу продукции и к сложившейся сумме добавляет наценку. Это определяет сбытовую цену

произведенной продукции. Размер наценки носит плановый характер в зависимости от целей деятельности олигополиста и обычно ограничивается на разумном уровне.

Экономические последствия олигополии следует рассматривать с двух позиций.

Первая позиция поскольку олигополия близка по структуре к монополии, можно ожидать, что она действует аналогичным образом. Иными словами, олигополия старается получить высокие прибыли, ограничивая выпуски продукции ранее достижения точки наименьших издержек на единицу продукции и соответствующей цены.

Вторая позиция крупные олигополистические фирмы необходимы для ускорения научно-технического прогресса, т. е. с течением времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению товара, более низкой себестоимости единицы продукции и в результате более низким ценам и большему объему производства, чем при действии отрасли на полностью конкурентных началах.

В сфере городского хозяйства преобладают регулируемые тарифы на базовые услуги и монопольный характер деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.