Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧАСТЬ III. 7.1. История и основные направления сравнительных






ГЛАВА 7

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

7.1. История и основные направления сравнительных

исследований психики дочеловеческого и человеческого

уровней развития

Как уже отмечалось в разделе по истории зоопсихологии и срав­нительной психологии, изучение психики животных и эволюции психики в целом с самого начала своего становления было ори­ентировано на познание происхождения психики человека и но­сило сравнительно-психологическую направленность.

В данном разделе мы рассмотрим, как в русле различных под­ходов изучались сравнительные аспекты психики животных и че­ловека. В теоретическом плане все эти исследования обращены к сравнению психики человека и животных и проблеме происхож­дения сознания человека. В экспериментальных же исследовани­ях, которые всегда имеют более узкий предмет изучения, ставят­ся конкретные задачи исследования сходства и различия психики человека и других животных, а также обнаружения у животных предпосылок специфически человеческих особенностей психики.

История теоретических и конкретно-экспериментальных срав­нительно-психологических исследований восходит еще к трудам античных философов и естествоиспытателей, продолжается в русле развития эволюционных воззрений, обобщенных в XIX в. в уче­нии Ч.Дарвина, в котором сформулированы основные законо­мерности эволюции и, в частности, закон ведущей роли функции по отношению к органу, в котором и обосновывается роль психи­ки в эволюции животного мира: необходимость изменения пове­дения на основе отражения новых требований среды и возникно­вение нового способа регуляции взаимодействия животного с этой изменившейся средой, что и является механизмом появления сна­чала функционального органа, а затем и морфологического. В ра­ботах Ч.Дарвина обосновывается действие общих законов эволю­ции в филогенезе психики (в сравнительном плане анализ разви­тия инстинктивной регуляции поведения, эмоций и т.п.).


После этого периода идеи преемственности психики чело! и других животных в целом стали общепризнанными, хотя до j пор существуют разногласия, в чем именно проявляется эта емственность и насколько она выражена в регуляции отношен с миром у человека. Существуют два крайних подхода, ко можно охарактеризовать как: 1) размывание грани ме] ду психикой человека и других животных и 2) лубление пропасти между психикой человека другими животными. В этих подходах в первую очередь pfl личаются задачи, которые ставят перед собой исследователи: в) явить общие черты в психике человека и других животных показать их качественное различие. Разумеется, при сравните ном изучении уровней развития эволюционирующей системы] ней должны быть обнаружены общие особенности, которые растеризуют это развитие как развитие именно д а н н i системы, и различные, которые характеризуют качестве] ные особенности каждого уровня развития да] ной системы.

Развитие теоретических сравнительно-психологических пре ставлений в конце XIX и XX в. происходило в трех направлею в русле общей теории эволюции психики и происхождения челе веческого сознания; на базе сравнительно-психологических ис следований в ведущих психологических направлениях; как теоре| тические представления относительно развития частных психоло! гических структур.

1. Общие теории эволюции психики и происхождения человечеЫ кого сознания.

Теоретические представления об эволюции психики и проис-i хождении человеческого сознания были подробно охарактеризо*! ваны в соответствующих разделах учебного пособия. В исследова* ниях, посвященных этой проблеме, психика рассматривается как целостное образование, выполняющее определенную роль в регу-j ляции взаимодействия субъекта психики со средой. Общим для этих исследований является целостный подход к анализу психики и ее развития в эволюции, выделение функций психики как фактора эволюционного процесса в целом и функций психики в регуляцищ субъектно-объектного взаимодействия. В этих подходах всегда при- i сутствует определение психики как частного проявления некоего общего свойства, выделение качественных особенностей, харак­теризующих ее как это частное проявление, а также выделение качественных эволюционных стадий преобразования самой пси­хики в филогенезе (опять же выделение стадий развития психики как целостного образования, а не отдельных ее функций, состав­ляющих и механизмов). Возникновение психики человека рассмат­ривается как закономерный процесс развития психики в целом, и сама психика человека выделяется как качественно новый фи-


логенетический уровень развития по тем же критериям, по кото­рым выделяются и другие уровни. Можно выделить следующие направления, в которых представлен целостный подход к эволю­ции психики и происхождению сознания человека.

Философия. Еще в античной философии критерием отличия человека от животных предлагалось считать отличие души (психи­ки). Наиболее определенно это выражено у Аристотеля, считав­шего, что душа животных — телесная, неразумная и смертная, а душа человека — идеальная, разумная и бессмертная. Позднее в учении стоиков изучались врожденные (инстинктивные) спосо­бы регуляции поведения животных (и человека) и прижизненно приобретаемые (научение) формы поведения. Эти представления на долгое время определили парадигмы «разумного — неразумно­го» и «врожденного — благоприобретаемого» в сравнительных ис­следованиях психики человека и других животных. В философских системах Б.Спинозы, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля строилась целост­ная картина мира, в которой развитие души (мышление как атри­бут субстанции у Б.Спинозы, абсолютные врожденные идеи у И. Канта, самореализация Абсолютного духа у Г. В. Ф. Гегеля) рас­сматривалось как преобразование имманентно присущих ма­терии свойств, общих закономерностей движения материи, явля­ющихся проявлением «абсолютной идеи», и т.п. В работах Г. В. Ф. Гегеля, обобщающих все философские и конкретно-науч­ные достижения того времени, сформулированы основные зако­ны диалектики как всеобщие законы развития, которые явились основой дальнейшего становления диалектического материализ­ма (в первую очередь благодаря работам Ф.Энгельса, а также Г.В.Плеханова, В.И.Ленина и др.), общих теорий развития и позднее теории систем как высшего уровня современной методо­логии науки. Во второй половине XX в. системный подход стал ведущим и в психологии.

Биология. В биологии психика рассматривалась как фактор эво­люционного процесса, причем многие авторы признавали веду­щую роль психики как механизма эволюционных преобразований. Эти идеи высказывались еще французскими эволюционистами, и были закреплены в учении Ч.Дарвина. Логическим завершением этого учения явились представления о происхождении человека (Ч.Дарвин, Т. Геккель, Э. Гексли и др.). В начале XX в. психика как ведущий фактор эволюции рассматривалась А. Н. Северцовым, В.А.Вагнером, позднее в общебиологическом аспекте эти идеи развивали Б. П. Мантейфель, С. И. Левушкин и другие ученые. Од­ним из направлений биологии, занимающихся общими пробле­мами происхождения человека, является антропология. В антро­пологии еще в середине XIX в. высказывались идеи о развитии психики в антропогенезе как ведущем факторе становления чело­века, которые были обобщены Ф.Энгельсом в представлении о


«гоминоидной триаде» как триединстве факторов, определивших возникновение человека: прямохождение, труд, речь. Два из них —; коллективная трудовая деятельность и речь — являются психичес-^ кими преобразованиями. К середине XX в. в антропологии по-: явился целый ряд гипотез, объясняющих процесс антропогенеза с позиции развития специфически человеческих особенностей психики: трудовой деятельности, общения, речи, стратегий се­мейных и материнско-детских отношений, искусства и т.п. (на русском языке обзоры и анализ этих подходов представлены у' Г. 3. Рогинского, С. А. Семенова, Д. Джохансона и И. Иди, Э. Б. Тай-лора, Л.Леви-Брюля, К.Леви-Стросса, М.А.Дерягиной и др.).

Психология. В психологии теоретические подходы, посвящен­ные целостному анализу развития психики и происхождения че­ловеческого сознания, немногочисленны. Чаще исследователи обращаются к самому определению психики, ее функциям, стро­ению и уровням (функционирования и развития) с целью выяв­ления всех этих аспектов и объяснения их содержания и функцио­нирования у человека (взгляды Г. Спенсера, И. М. Сеченова, П. Я. Гальперина, X. Вернера и др., которые были описаны выше). Эволюция психики и происхождение человеческого сознания, а также общие закономерности и механизмы этих процессов как самостоятельная теоретическая задача представлены в работах Л. С. Выготского, Н. Н. Ладыгиной-Коте, А. В. Запорожца, А. Р. Лу-рия, А.Н.Леонтьева, и теоретическое обоснование взглядов ко­торых содержит системная теория эволюции психики А. Н.Леон­тьева. Дальнейшей разработкой этого направления и является под­ход, представленный в данном учебном пособии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.