Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребность






Категория потребность является одной из основных в психо­логии. Ключевая характеристика этой категории заложена в са­мом ее звучании: потребность как необходимость что-то потре­бить всегда, с одной стороны, чья-то, а с другой — в чем-то. Для развития процесса деятельности важно — в чем. Это «что-то» и требуется субъекту для перехода в желаемое состояние. Опреде­ление потребности в психологии достаточно многозначно, по­нятие «потребность» часто употребляется синонимично с поня-


тиями «влечение» (психоанализ, психология личности и др.),! «стремление» и «нужда» (бихевиоризм и этология), «инстинкт»: (У. Мак-Дугалл и др.), «побуждение» (К.Левин), «мотив» (Х.Хек-хаузен говорит, что термин «мотив» можно заменить термином ) «потребность»). Общим для всех исследователей является пони­мание потребности как объединения потребностного состояния субъекта с тем, что это состояние удовлетворяет. По С. Л. Рубин­штейну, основная характеристика потребности — это ее актив­ная сторона, выражающая стремление субъекта к объекту. При­ведем два определения потребности, которые наиболее точно отражают ее суть.

1. Потребность — отражение в форме переживаний (необяза­
тельно сознательных) нужды индивида в том, что необходимо
для поддержания его жизнедеятельности (Л. И. Божович).

2. Потребность — представление субъекта о желаемых послед­
ствиях, сила, организующая восприятие, апперцепцию, интел­
лект и волю для изменения неудовлетворительной ситуации, оп­
ределяется через желаемое целевое состояние отношения инди­
вид — среда (Х.Хекхаузен).

В категории «потребность» сходятся три основные проблемы: существование предмета потребности (того не-Я, что необходимо для Я), проблема опредмечивания потребности (объединения со своим предметом потребности в единую систему), связь предмета потребности с объектом деятельности, в котором предмет потреб­ности заключен и на который объективно направлена активность субъекта.

На данном этапе анализа не важно, что это за предмет потреб­ности. Важно, что его нет в наличии и он необходим. Предмет потребности может быть заключен во внешнем по отношению к организму объекте, а может достигаться за счет изменения актив­ности, без достижения внешнего объекта. Более точным опреде­лением предмета потребности будет его определение как внешне­го по отношению к наличному состоянию субъекта. Таким обра­зом, главная характеристика потребности — ее определенная на­правленность на компонент среды или изменение состояния са­мого субъекта, которое приведет к антиципируемому как желае­мому концу потребностной триады. Это пока только «знание о средстве», но еще не способность им воспользоваться.

Несмотря на то что термин «потребность» — один из наиболее часто используемых в психологии, он оказывается наименее ем­ким. Он выражает только связь потребностного состояния с пред­метом потребности. Однако именно с него начинается выход во­вне, сама деятельность. Весь дальнейший анализ процесса дея­тельности связан с тем, что нужно субъекту для овладения пред­метом потребности. Именно в предмете потребности заключена вся интрига развития психики. Предмет потребности — то, чего


нет у субъекта и для обретения чего он вообще вступает на путь совершенствования себя (и своих отношений с объектом).

Однако в самом начале развития психического отражения субъект, как мы видели, отражает не тот компонент среды, с которым будет вступать в физиологическое взаимодействие, а тот, по которому определяет на расстоянии наличие объекта. Предмет же физиологического взаимодействия (который и нужен для удов­летворения потребности, т.е. является ее предметом) вообще не представлен в психическом отражении субъекту, так как с ним субъект контактирует только в процессе физиологического взаи­модействия, результатом которого является отражение как асси­миляция, а не как психический образ.

Получается, что предмет потребности в течение всего эволю­ционного процесса оказывается скрыт от субъекта и взаимодей­ствует с ним косвенно, через «третье лицо» — ключевой стимул (качество, по которому субъект определяет наличие объекта, но которое не является биологически значимым, т.е. не нужно для ассимиляции). Развитие этих отношений субъекта с предметом своей потребности — настоящий эволюционный детектив, полу­чающий развязку (появление в отражении субъекта), как положе­но, только в конце истории — на высшей стадии развития психи­ки у человека. Однако, как в лучших образцах детективного жан­ра, конец этот предполагает разные варианты развития (откры­тый путь преобразования своих потребностей самим субъектом — у человека).

2.3.5. Предмет потребности и объект деятельности

Предмет потребности — то, что необходимо субъекту для об­мена веществ. Обмен веществ имеет две основные формы: 1) об­мен веществами с внешней средой через мембрану клетки, кото­рый можно условно назвать внешним обменом; 2) изменение хи­мического состава внутри клетки, сопровождающееся расходом или накоплением энергии, которое также условно можно назвать внутренним обменом. Это два взаимосвязанных, но разделенных функционально и во времени процесса, причем чем сложнее орга­низм, тем значительнее это разделение.

Самому субъекту в его субъективных состояниях представлен процесс внутреннего изменения, независимо от того, связан он с внешним или внутренним обменом веществ. Оба типа обмена сопровождаются изменениями внутри организма и одинаково дают о себе знать субъекту — в форме субъективного состояния. Субъекту безразлично, внешний это обмен или внутренний, он руководствуется своими переживаниями. А вот в отношении того, какое не-Ятребуется для перехода в желаемое состояние, разни­ца есть.


Это не-Я может находиться вне организма или достигаться за j
счет изменения активности субъекта. |

Конечно, для осуществления деятельности необходима энер-; гия, получаемая в процессе внешнего обмена. Но потребление энергии — самостоятельный акт, отделенный функционально и во времени от другого акта, для которого эта энергия необходима. При процессах внешнего обмена необходимое не-Я достигается только за счет взаимодействия со средой. При процессах внутрен­него обмена пе-Я образуется в самом ходе деятельности за счет имеющегося уже «материала», независимо от того, откуда он взялся до начала этой деятельности (в любом случае для существования этого «материала» необходим обмен веществ со средой, который происходит в других деятельностях). К процессам внутреннего обмена относятся и выделительные акты, так как для их осуще­ствления не требуется взаимодействие со средой для получения \ чего-то из нее, а только собственная деятельность субъекта.

Несмотря на то что во всех случаях сам субъект ориентируется на изменение своего состояния, предмет потребности не тожде­ственен этим состояниям. Предмет потребности — это средство для удовлетворения потребности, то, что необходимо «добавить» в трехчленную систему потребностного состояния, чтобы перей­ти к ее желаемому концу.

При возникновении психики принципиальное изменение про­исходит в предмете потребности внешнего обмена. Он простран­ственно разделяется с субъектом, и для его достижения необхо­димо производить деятельность, связанную с затратой энергии, только после чего эта энергия будет восстановлена и получена дополнительная, необходимая для других обменных процессов, для чего, собственно, предмет потребности и добывается. На фи­зиологическом уровне отражения получаемая за счет внешних процессов обмена энергия целиком идет на нужды внутреннего обмена. При этом не имеет значения, в каком виде предмет по­требности вдали от субъекта существует. Субъект оснащен только механизмами распознавания своего предмета потребности при вступлении с ним в контакт и в лучшем случае механизмами из­менения состояния мембраны, повышающими или понижающи­ми ее сензитивность к предмету потребности. Начало деятельно­сти зависит только от объекта — когда он сам соприкоснется с мембраной. При психической форме отражения все меняется. Субъект начинает действовать до контакта с предметом потреб­ности и для наступления этого контакта. Изменение собственного состояния, по которому ориентируется субъект в поиске предме­та потребности внешнего обмена, происходит за счет внутренних процессов, связанных с изменениями среды, но неиспользуемых для ассимиляции. Эти свойства среды не предмет потребности, а только сигнал о его расположении относительно субъекта. Они не


только не ассимилируются, но еще и требуют расхода энергии, в результате которого происходят внутренние изменения, пережи­ваемые как субъективные состояния определенного качества и интенсивности, по которым субъект и ориентируется. На ранних стадиях развития психики субъект ориентируется только на изме­нение градиента своих состояний, соответствующих изменениям стимуляции. Наибольшая степень этих изменений — исчезнове­ние и появление ощущений, отражающих дискретность среды. Этот простой принцип является основой работы нервной системы, позволяющей субъекту на высших уровнях развития иметь не только исчезновение и появление своих субъективных состояний, но их разное качество и интенсивность.

Таким образом, субъект знает о существующем вне его пред­мете потребности по своим субъективным состояниям. Другими словами, он знает только свои состояния и ориентируется на их изменения. Предмет потребности вообще не появляется в субъек­тивном отражении как нечто самостоятельное. С того момента, как он попадает внутрь организма и начинает ассимилироваться, он тем более не нужен для субъективного отражения. Отражаются субъектом такие изменения его состояния, которые сигнализиру­ют о необходимости закончить деятельность по употреблению этого предмета потребности. Как было видно выше, эти изменения ан­тиципирующего характера и происходят за счет сложного изме­нения в гомеостазе до окончания ассимилятивных процессов.

Следующим моментом в развитии отношений субъекта с пред­метом потребности внешнего обмена является усложнение внеш­ней среды. Предмет потребности не просто растворен во внешней среде, он заключен в вещный объект в совокупности с другими веществами, для данной потребности не нужными. Только на са­мых ранних этапах, где еще недостаточно четко разделены физио­логические и психические процессы, предмет потребности пол­ностью совпадает с объектом деятельности. Такое положение су­ществует у эвглены, у которой возможна ориентация на основе светоощущения, осуществляемая теми же органеллами, которые могут поглощать кванты света при фотосинтезе. В остальных слу­чаях предмет потребности — аминокислоты, соли, витамины и т.п., необходимые для обмена веществ и являющиеся предметом потребности, — заключен в объектах среды, после достижения, поглощения и переваривания которых «лишний» материал удаля­ется из организма. Таким образом, ключевой характеристикой пред­мета потребности внешнего обмена является то, что он заключен в объекте среды.

С предметом потребности внутреннего обмена дело обстоит на­много сложнее, так как он «производится» за счет деятельности самого субъекта. Этот вопрос практически не обсуждается относи­тельно ранних этапов развития психики. Развитие же деятельности


по овладению объектом, в котором заключен предмет потребности внешнего обмена, является основным предметом научного иссле­дования в области эволюции психики. В связи с этим произошел значительный уклон в интерпретации предмета потребности как внешнего по отношению к организму, и не-Я как внешнее для субъекта в системе субъектно-объектного взаимодействия стало компонентом среды в системе отношений «индивид—среда». То есть произошел сдвиг с предмета психологического анализа на дру­гой предмет — биологический, где объектом исследования являет­ся не субъект, а индивид как представитель вида.

В психологии изучение развития психики в филогенезе шло по пути анализа предмета потребности внешнего обмена, а предмет потребности внутреннего обмена появлялся только при анализе пси­хики человека. Это послужило причиной расхождений в трактовке категорий и понимании закономерностей психических процессов. Вследствие такого представления о предмете потребности как со­впадающем с объектом деятельности сама деятельность выглядит как последовательность трех этапов: 1) достижение предмета по­требности; 2) поглощение предмета потребности; 3) ассимиляция предмета потребности. Это совпадает с тем, что существует на физио­логическом уровне отражения, и не позволяет обнаружить специ­фику деятельности, опосредованную психическим отражением.

При выделении животного ствола организации живой материи (появление анимального питания как разделения акта достиже­ния и поглощения пищевой частицы), когда предмет потребно­сти оказывается заключен в объекте деятельности, схема меняет­ся: 1) достижение объекта деятельности; 2) поглощение объекта деятельности; 3) ассимиляция предмета потребности. Предмет по­требности «уходит» со сцены (из содержания отражения) и ни на каком этапе деятельности не нужен для субъективного отражения субъектом. Субъект отражает теперь то, в чем этот предмет по­требности заключен, — объект деятельности, так как именно по отношению к нему надо изменять свое положение и в зависимо­сти от его качеств и свойств строить свою деятельность. Погло­щать (или избегать) тоже надо объект деятельности, с его фор­мой, размером, цветом, скоростью передвижения и т. п. Именно это, неиспользуемое в обмене веществ, и есть то, с чем имеет дело субъект в процессе своей деятельности. А с предметом потребности имеют дело физиологические системы организма соответственно в процессе физиологического взаимодействия (и отражения).

Таким образом, для психологического анализа оказалась выде­ленной только одна часть — достижение объекта деятельности. Такое положение вещей привело к отождествлению предмета по­требности не только с объектом деятельности, но и с предметом деятельности и мотивом, что послужило источником многих про­тиворечий в этом направлении деятельностного подхода. В первую


очередь это можно обнаружить у самого А.Н.Леонтьева: «Пред­мет потребности — то объективное, в чем эта потребность кон­кретизируется в данных условиях и на что объективно направлена деятельность, как на побуждающее ее»1. Предмет потребности по­нимается как то, что лежит вне организма, — материальный или идеальный объект, чувственно воспринимаемый или данный в представлениях, в мыслительном плане2. Выводимый из этого про­цесс опредмечивания потребности по сути есть процесс наделе­ния ключевыми признаками объекта деятельности, содержащего этот предмет потребности. В результате предмет потребности исче­зает не только из отражения самого субъекта, что произошло при­мерно 1, 5 — 2 млрд лет назад при возникновении психического отражения, но и из научного анализа, что произошло гораздо позже, всего несколько десятилетий назад. В процессе эволюции психики в филогенезе предмет потребности появился в субъек­тивном отражении на определенном уровне развития человече­ского сознания (скорее всего, это можно отнести к переходу от первобытного, пралогического к высшим формам мышления, по Л.Леви-Брюлю), т.е. несколько тысяч лет назад. В физиологии и биологии поведения с этим конструктом давно работают, но не с точки зрения самого субъекта и его переживаний, а относительно роли в приспособлении индивида к условиям среды и физиологи­ческого обеспечения этих процессов. В психологии в этом отноше­нии еще нет единого подхода.

Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что предмет по­требности не дан субъекту в его отражении. В субъективных состо­яниях опосредованно отражается только уровень концентрации предмета потребности в тканях и органах. Предмет потребности может иметь две основные формы: он может быть внешним по отношению к организму субъекта (как материальным, так и иде­альным) и внутренним, достигаемым как изменение состояния за счет изменения активности субъекта. Субъекту информация о наличии или отсутствии предмета своей потребности во всех слу­чаях дана одинаково, в форме своих субъективных состояний. Предмет потребности заключен в объекте деятельности, на кото­рый объективно направлена деятельность субъекта. Для процессов внешнего обмена это конкретный объект среды.

Мотив

Неоднозначность этого термина заставляла многих исследова­телей вырабатывать собственное рабочее определение и исполь­зовать его в своей работе. С такой проблемой столкнулась Л. И. Бо-

' Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972. — С. 292. 2 См.: там же.


жович при изучении развития мотивации поведения в онтогене­зе, а Х.Хекхаузен вообще пришел к выводу об «исчезновении» этого понятия при анализе мотивации достижений и необходи­мости построения нового «глобального конструкта» для приведе­ния в соответствие исследований мотивации достижений с иссле­дованиями мотивационной структуры личности.

Используемый А. Н.Леонтьевым термин мотив первоначально обозначал свойство среды, сигнализирующее субъекту о наличии предмета потребности в объекте деятельности. Это свойство среды не являлось биологически важным для субъекта, т. е. не использо­валось в обменных процессах. Предмет потребности, как биологи­чески важный для субъекта компонент среды, сам не отражался, но всегда «сопровождался» этим отражаемым субъектом проявле­нием объекта (мотивом). Например, необходимые для обмена ве­ществ данного субъекта аминокислоты и другие соединения со­держатся в объектах, имеющих определенные качества, которые ; субъект может отразить: размер, форму, фактуру поверхности, способность отражать свет, колебание воды или воздуха при пере­движении и т. п. Эти качества объекта становятся сигналами, ин­формирующими субъекта о том, что объект «подходит» для взаи­модействия с ним. Воздействие на себя этих качеств субъект пере­живает как желаемое или нежелаемое для себя и стремится увели­чить это воздействие или избежать его. Таким образом, именно сигнальные качества объекта побуждают и направляют (мотиви­руют) активность субъекта, т.е. являются мотивом. Связь мотива как сигнального качества объекта с предметом потребности, в этом объекте заключенном, постоянная в течение жизни одного индивида. Изменение связи предмета потребности с мотивом про­исходит вследствие эволюционного процесса (изменение среды), за которым по механизму естественного отбора следует измене­ние способности субъекта отражать и отвечать соответствующим. поведением на новое их соотношение. В дальнейшем, при появле­нии перцепции и предметного отражения, появляется процесс прижизненного объединения сигнала-мотива с другими свойствами объекта деятельности. Этот процесс на высших стадиях развития '-• психики обеспечен механизмами импринтинга, сензитивных пе­риодов, эмоциональной фиксации и эмоционального переклю­чения, обобщения и абстрагирования и т. п.

Именно с момента появления в отражении субъекта того, что сигнализирует ему о наличии в объекте деятельности предмета потребности, появляется сама мотивационная функция — побуж­дать и направлять деятельность субъекта. Для предметов потребно­сти внешнего обмена, заключенных в конкретном объекте дея­тельности, мотивом является какое-либо свойство этого объекта. Для предметов потребности внутреннего обмена, где объектом деятельности является сама деятельность, необходимая для жела-


емого изменения состояния субъекта, мотивом является «знание» субъекта об этой деятельности, представленное в субъективном опыте в разной форме в зависимости от стадии развития психики.

По отношению к мотиву как сигналу о наличии предмета по­требности в объектах деятельности внешнего обмена можно вос­пользоваться формулировкой У. Мак-Дугалла о качестве объекта, которое врождено или наследуемо и определяет реакции: обра­тить внимание на него и эмоционально возбуждаться на это кон­кретное качество. Независимо от того, как понимается мотив и совпадает ли он с предметом потребности, объектом деятельно­сти, целью и т. п. (подробный анализ этой категории содержится в работах А. Н.Леонтьева, В. К. Вилюнаса, Ж. Нюттена, Х.Хекхау-зена и др.), он выделяется по его функции — побуждать и направ­лять деятельность субъекта. Эти свойства могут принадлежать как одному и тому же компоненту мотивационного процесса, так и разным. Свои направляющую и побуждающую функции мотив имеет только вследствие связи с предметом потребности, которая может быть прямой или опосредованной (через другие компонен­ты, связанные прямо с предметом потребности). Побудительная сила мотива может приписываться объектам, средствам, состоя­ниям субъекта и т. п. Происхождение от английского motive (дви­жущий, движущая сила) позволяет увидеть эти две функции, за­ложенные в самом слове «мотив»: сдвинуть с места (энергетизи-рующая или побуждающая функция) и двигать в определенном направлении — куда-то (направляющая функция).

Способность осуществлять эти функции разными компонента­ми мотивационного процесса интерпретируется по-разному. С. Л. Ру­бинштейн говорит об общих и частных мотивах и целях, А.Н.Ле­онтьев — о разделении функций побуждения и направления, пер­вая из которых остается у мотива, а вторая придается промежу­точным целям, которые направляют процесс деятельности к дос­тижению объекта деятельности. В последнем звене цель совпадает с объектом деятельности и обе функции также принадлежат ему. Таким образом, при усложнении деятельности и появлении в ней промежуточных этапов функции направления и побуждения распределяются по разным компонентам и зависят от связи это­го компонента не только с предметом потребности, но и с усло­виями деятельности. Другими словами, разногласия в трактовке мотива связаны с тем, что в условиях сложно организованной деятельности речь должна идти о мотивирующей функции, ко­торой обладают все компоненты процесса деятельности, посколь­ку все они так или иначе связаны с предметом потребности, и эта связь, независимо от ее качества (прямая, опосредованная, многозвеньевая и т.п.), дана субъекту в форме отражения некото­рого свойства, комплекса свойств, целостного объекта, своего состояния или процесса деятельности, являющегося сигналом о


том, что данный компонент необходим для удовлетворения по требности. Сама связь мотива с предметом потребности не отра жается субъектом, он «уверен» в том, что именно сам мотив ему и нужен.

Первоначально, на ранних стадиях развития психики, все мо-тивационные функции заключались в одном сигнальном свойстве среды, которое одновременно было и объектом, и предметом дея­тельности, и целью. В дальнейшем все эти конструкты «разошлись» по разным компонентам мотивационного процесса, сохранив за) собой мотивационные функции в разной пропорции, в зависи-] мости от места в структуре деятельности и связи с ее условиями, i Поэтому при употреблении термина «мотив» необходимо уточ-j нять, о чем конкретно идет речь, или говорить о мотивирующей функции данного компонента процесса деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.