Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребностное состояние и потребностная триада






Состояние нужды (в широком смысле, объединяющем нега­тивную — «нужда» и позитивную — «нужность» — его стороны), чтобы стимулировать субъекта к активности, требует дальнейше­го развития. По словам Л.И.Божович, нужда, не отраженная в субъективном переживании, не становится побудителем поведе­ния. Однако, даже отраженная и эмоционально оцененная, она также пока еще только «страдание», без связи с тем, что надо для изменения состояния и к чему это изменение приведет. Эта пер­вичная неотнесенность страдания к какой-либо определенной форме активности делает его относительно свободным в структу­ре субъективного опыта и позволяет в дальнейшем встраивать это


состояние в разную деятельность по удовлетворению разных по­требностей.

Побудителем к активности нужда становится тогда, когда в субъективном отражении появляется то, что желается: устране­ние имеющегося состояния и достижение другого или в следую­щий момент времени сохранение того же самого состояния, т. е. существование антиципируемого состояния, отличающегося от на­личного или идентичного ему. Причем наступление противопо­ложного наличному или сохранение имеющегося состояния воз­никает только при условии активности самого субъекта. Через эту активность они и связаны, и становятся таким образом не отра­жением закономерностей стимуляции, а единым компонентом процесса психической деятельности.

В отношении генезиса связи наличного и будущего субъектив­ных состояний с активностью субъекта положение в фило- и он­тогенезе различно. В филогенезе эта связь возникала в условиях разделения субъекта с объектом. Двигательная активность для до­стижения объекта становилась средством изменения (или сохра­нения) наличного состояния субъекта. При физиологическом от­ражении возможно только количественное изменение в жизнедея­тельности субъекта, выражающееся в понижении или повыше­нии интенсивности обменных процессов в зависимости от интен­сивности изменений объекта (среды). На уровне психической дея­тельности субъект приходит в активность, затрачивая свою энер­гию и изменяя свое положение относительно объекта за счет сво­ей собственной активности, а не активности объекта, как при физиологическом отражении. В филогенезе необходимо для этого появление целостной деятельности субъекта, возникающей на основе изменения гомеостаза и потребности субъекта в объекте для его (гомеостаза) восстановления. В процессе деятельности про­исходит связывание в единую триаду альтернативных состояний и активности субъекта как промежуточного звена. Механизм зак­репления этой связи может быть разным на разных уровнях разви­тия — от инстинктивного (генетически детерминированная связь в триаде) до сознательного. Пока речь идет только о том, что для того, чтобы изменить имеющееся переживание в нужную (уже известно какую) сторону, необходимо прийти в состояние ак­тивности. Первой филогенетической формой такой связи являет­ся ненаправленная хаотическая двигательная активность простей­ших организмов, в результате чего достигается постоянное изме­нение условий и повышается вероятность встречи с объектом.

В онтогенезе на высших стадиях филогенеза положение меня­ется: развитие уже происходит как генетически детерминирован­ный процесс, обеспечивающий закономерное возникновение субъективных состояний и придание им эмоциональной окраски. Встраивание в этот процесс активности субъекта не связано с


необходимостью осуществлять деятельность по удовлетворению потребности и происходит до того, как потребность как целост­ная структура и ее психофизиологическое обеспечение вообще сформируются. Активность субъекта как среднее звено, связываю­щее состояние нужды с состоянием «нужности», заложена в са­мом развитии мозга как функционального органа, весь этот про­цесс регулирующего. Потребность мозга в притоке стимуляции и развитие рефлекторной активности нервной системы обеспечива­ют возникновение и связывание в единую систему всех трех ком­понентов триады без осуществления деятельности как организа­ции целостной активности субъекта для удовлетворения потреб­ности. В данном случае речь идет только о формировании отдель­ных структур, которые затем войдут в целостную систему — по­требность.

Такую трехчленную структуру — связь субъективного пережи­вания напряжения потребности с тем состоянием, которое жела­тельно, и необходимость проявления для этого активности — обыч­но называют потребностным состоянием. Оно универсально в от­ношении развития деятельности субъекта, так как еще не отнесе­но к определенной форме активности и к определенному объек­ту, необходимому для перехода из одного конца этой триады к другому. Далее каждый компонент потребностного состояния на­полняется содержанием, что позволит встроить его в разные по­требности, разные формы деятельности для удовлетворения этих потребностей, используя для этого разные психофизиологические механизмы. В любом случае сама триада сохраняется и является основой приведения субъекта в состояние активности.

Все описанные выше процессы пока касаются положения дел внутри самого субъекта. В них еще нет ничего, что могло бы ори­ентировать его относительно внешних событий. Следующий этап в развитии процесса психической деятельности — это выход во­вне, из Я во взаимодействие с не-Я. Недостаточно знать свои со­стояния, хотеть их изменить и даже проявлять для этого актив­ность. Надо знать, в какую сторону эту активность направлять, где находится необходимое яе-Я и какое оно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.