Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т-нормы






Э о

Шкалы

Рис. I. Усредненные профили структуры интеллекта у подрост­ков с явлениями психической неустойчивости и ^ПР, обучаю­щихся в массовой (сплошная линия) и специальной! (пунктирная линия) школах

Большинство подростков с ЗПР, обучающихся в массовой школе, имели нарушения поведения по типу психической неустойчивости. Они характеризовались педагогами как «трудные»: безответственные, легкомысленные, пассивные на уроках и не управляемые на переме­нах и т. п. На рис. 1 графически отражены усредненные профили струк­туры личности этой группы учащихся (сплошной чертой) (* рудных» подростков, обучающихся в специальной школе (пунктирной чертой).

Обследование подростков с ЗПР, обучающихся в массовой школе, показало существенные отличия этой группы как от нормы, так и от учащихся специальной школы для детей с ЗПР.

Усредненный профиль структуры личности подростков с ЗПР ю; массовой школы Р 8641795203 ЬК свидетельствует о выраженной со­циальной, в первую очередь школьной, дезадаптации (высокая 4шка- ла). Наглядно выступает несоответствие поведения нормам и требова­ниям, предъявляемым к подросткам: непоследовательность, неровность, конфликтность, доходящие нередко до нелогичности. В связи с, этим поведение оказывается непредсказуемым и труднокорригируемым (высокие 4-я и 8-я шкалы).

Можно выделить несколько параметров, отстаивание по которым объясняет нарушения поведения у подростков с ЗПР, обучающихся и массовой школе.

Недостаточный уровень осознания собственного «я» проявляется в значительной неустойчивости самооценки, нередко в наличии про­тивоположных суждений по одному и тому же вопросу в зависимости от ситуации, настроения, лиц, с которыми подросток вступает в кон­такт (высокие шкалы У, 4, 8).

Несформированность внутренних критериев самооценки ставит этих подростков в выраженную зависимость от внешних обстоятельств, кото­рая и проявляется в повышенной внушаемости, несамостоятельности, шаблонности суждений, неустойчивости поведения и позиций при ре­шении тех или иных вопросов (низкие шкалы 0, 2, 7, высокая шкала 4). Несмотря на неустойчивость самооценки, очевидна тенденция к пре­увеличению своих способностей, к переоценке характерологических и других личностных черт, а также внешних данных (низкие 0, 1, 2 и /шка­лы и высокая шкала 9-я), что говорит о некритичности, неумении ис­пользовать опыт взаимоотношений, отражающих оценку окружающи­ми деятельности и поведения этих подростков (низкая шкала Ь).

Недостаточность самосознания проявляется в необоснованных за­вышенных притязаниях, носящих эгоцентрическую направленность (высокие шкалы 4а 8), Стремление к сиюминутному удовлетворению желаний, связанных преимущественно с получением удовольствия, не требующим труда, длительного волевого усилия, нередко приводит к асоциальным формам поведения (высокие шкалы 4и 6). Стремление добиться похвалы зачастую удовлетворяется путем обмана, хвастовства; желание иметь какую-то «престижную» для подростка вещь — путем воровства; уход от трудностей и жажда получения легкодоступных при­ятных впечатлений — путем бродяжничества и т. п.

Подростки с описанными формами поведения, вызывая негатив­ную реакцию со стороны окружающих, нередко несут то или иное на­казание. Однако несмотря на это, проступки могут повторяться неодно­кратно. И ведущую роль здесь играют нарушения произвольной регуляции поведения, низкий уровень самоконтроля (высокие шкалы 2, 9 и 8). Трудности контроля выступают не только в поведении, но и в де­ятельности, в частности учебной. Проведенные автором исследования познавательной деятельности (1980, 1982, 1984) показывают, что низ­кий уровень успеваемости, наряду с другими существенными причи­нами, связан с отсутствием целенаправленности, недостаточностью произвольного внимания, незаинтересованностью в результатах дея­тельности. Внутренние критерии саморегуляции оказываются несфор­мированными и не соответствуют возрастным требованиям. Именно поэтому относительная успешность деятельности и бесконфликтность поведения возможны лишь при строгом контроле извне (со стороны родителей и педагогов и др.).

Одним из проявлений недостатков саморегуляции становятся труд­ности планирования (высокие 4-я и 8-я шкалы). В то время как для нормально развивающихся подростков характерны дифференцирован­ные интересы и вычленение среди них наиболее актуальных (высокие шкалы 9к 4, низкая шкала /, см. рис. 2), подростки с ЗПР отличаются неопределенностью интересов и планов на будущее. Их направленность характеризуется «взглядом в прошлое*, она наполнена инфантильны­ми интересами предыдущего возрастного этапа. Поэтому нередко имеет место парадоксальная реализация некоторых подростковых или даже взрослых тенденций в игровых формах поведения, или, напротив, иг­ровые интересы облекаются во взрослые формы поведения. Эгоцент­рическое желание обратить на себя внимание реализуется в «шутов­стве» (высокие шкалы 4, Р, 8, низкие шкалы Ки Ь), вызывающих по­ступках, например употреблении спиртных напитков, курении и т. п. (высокая шкала 4).

Несоответствие мотивационной направленности возрасту приво­дит к тому, что в среде сверстников эти подростки, как правило, игра­ют подчиненные роли, идя на поводу у более зрелых лидеров с устой­чивой, нередко асоциальной направленностью.

Следует отметить, что подростки с ЗПР, обучающиеся в массовой школе, испытывают значительные трудности в контактах с нормаль­но развивающимися сверстниками (высокая шкала 4, низкие шкалы К, /,, 3). Эти трудности вытекают как из формирующейся в уличных компаниях асоциальной направленности (высокая шкала 4), так и из незрелости интересов (высокая — 4, низкая шкала О), а также, как пра­вило, из недостаточности положительного опыта общения в семье (вы­сокие шкалы 4 я Р). В результате школьная дезадаптация проявляется уже не только в неуспеваемости, но и в нарушениях взаимоотноше­ний, эмоциональных связей с окружающими.

Анализ семейных условий выявляет значительное неблагополучие, связанное с алкоголизацией (81%), аморальным поведением (17%) родителей, скандалами, драками и т. п. (76%), деструктурированностью семьи — мать-одиночка, мать — отчим, отец — мачеха, один отец, опекун (79%).

В связи с этим взаимоотношения в семье не только не облегчают преодоление трудностей контакта за ее пределами, но и усугубляют их, создавая глубоко конфликтные ситуации.

Результаты исследования показали, что общение таких подростков с ок­ружающими носит мимолетный, поверхностный характер (низкая шкала 0). Неустойчивость и отсутствие глубины контактовтесносвязаны с общей эмо­циональной поверхностностью и незрелостью: слабо развитой способнос­тью к сопереживанию и сочувствию, импульсивностью аффективных реак­ций, неадекватностью выхода из конфликтных ситуаций.

Легко возникающие в конфликтных ситуациях неправильные спо­собы реагирования быстро закрепляются и могут неоднократно по­вторяться без видимых причин (высокие шкалы 4, 6, 8, низкая шка­ла О). Связи со сверстниками часто основываются не на принципах равенства, товарищества, чувстве долга и ответственности, а на при­митивной зависимости от более зрелых и стеничных членов компании, на подчиненности им.

Как указывают педагоги, для этих подростков характерны уходы из дома, прогулы занятий в школе, побеги. Подростки стремятся избе­жать таким образом наказания, освободить себя от ответственности и трудностей, тягостной и непосильной ситуации в школе, осложнен­ной учебной запущенностью, препятствующей усвоению нового мате­риала (высокие шкалы 4, В, I, низкие — ОиДЛПобегибываюттакжеи способом получения определенных удовольствий: бесконтрольность поведения, отсутствие замечаний и наказаний, большое количество новых впечатлений, не требующих приложения каких-либо усилий.

Воспитательное воздействие со стороны педагогов и некоторых ро­дителей, направленное на нормализацию поведения подростка в пер­вую очередь в школе, нередко вызывало активный протест (высокие шкалы 4, 6 и 8) в виде агрессивных проявлений, упрямства, раздражи­тельности, грубости и т. п. Соотношение показателей по 4, 6, 8 и 9-тл шкалам характеризует невосприимчивость к психотерапевтическому воз­действию, к попыткам убедить, внушить иной стереотип поведения.

В атмосфере требований и призывов к правильному поведению, добросовестной учебе при ограниченных возможностях усвоения школьных знаний, отсутствии учебных интересов, отрицательном от­ношении к школе коррекционно-воспитательная работа с подростка­ми с ЗПР, обучавшимися в массовой школе, оказывалась малоэффек-

тивной, закреплялись и углублялись неадекватные личностные каче­ства. Полученный с помощью методики ММР1 профиль структуры личности этих школьников подтверждает патологическую направлен­ность их личностного развития (высокие шкалы Р, 8, 6~л 4, низкая шкала К). В то же время эти подростки с готовностью использовали различ­ные возможности самоутверждения во внеучебных видах деятельнос­ти. При отсутствии адекватного педагогического воздействия это чаще всего проявлялось в асоциальных формах поведения. Именно поэтому так важна правильная организация учебной и внешкольной работы с такими подростками, нацеливающая их на социально приемлемые и полезные виды деятельности. Коррекция поведения, а следовательно, и отклонений в развитии личности в подростковом возрасте — задача грудная, особенно при наличии осложняющих моментов, каким явля­ется ЗПР. Исследование личностных особенностей подростков с ЗПР, обучающихся в специальной школе с младшего школьного возраста, показывает существование иного, более действенного пути предупреж­дения отклонений в поведении за счет раннего выявления и правиль­ного подхода к обучению и воспитанию этих детей.

В то время как все обследованные нами подростки с ЗПР, обучав­шиеся в массовой школе, имели более или менее выраженные призна­ки школьной дезадаптации, проявлявшиеся в нарушениях поведения и взаимоотношений, низком уровне успеваемости и выраженной пе­дагогической запущенности, только около 10% подростков с ЗПР из специальной школы характеризовались аналогичными проявлениями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.