Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая диагностика социальных отношений






Социальные отношения складываются из различных видов от­ношений, начиная от политических и кончая межличностными.

В основе понимания природы социальных отношений - много­численные социологические и социально-психологические теории, например теория символического интеракционизма, социального обмена, управление впечатлениями и т. д.

Теоретическая неопределенность и неразведенность понятий «отношение» и «общение» затрудняют их диагностику. Такая си­туация приводит к тому, что зачастую одни и те же методики ис­пользуются для диагностики того и другого явления, хотя здесь нужна четкая спецификация.

Для измерения социальных отношений применяются две груп­пы методик:

1) методики и оценки собственно отношений;

2) диагностические методики и оценки свойств человека, влия­ющих на отношения [21].

Для изучения отношений используется социометрия.

«Социометрическая техника, - указывает Дж. Морено, - должна быть построена в соответствии с подготовленностью данного насе­ления к социометрической группировке и должна соответствовать его зрелости и отношению к тесту, которое может изменяться в разные моменты» [18]. Поэтому выбор социометрического инстру­ментария всегда упирается в правильно сформулированные социо­метрические критерии. Их смысл должен быть понятен каждому члену группы, а содержание должно затрагивать важные для груп­пы стороны жизнедеятельности. Этого можно достигнуть лишь после предварительного знакомства с объектом исследования.

Социометрические критерии

Выбор социометрических критериев - основной этап разработ­ки программы социометрических измерений.

Социометрический критерий - это вопрос, который задается с целью выяснения взаимоотношений одних членов группы с други­ми. В этом случае социометрический критерий является инстру­ментом измерения межличностных отношений в группе. Но взаи­моотношения даже между двумя людьми имеют множество изме­рений, т.е. располагаются в многомерном континууме деловых, половых, психологических и других контактов. Поэтому вопрос типа: «Как вы относитесь к своему товарищу?» - с точки зрения точности измерений в социометрии не имеет смысла. Необходимо так сформулировать вопрос, чтобы он был, по словам И.Нене-вайзе, «индикатором определенных взаимоотношений».

Различают несколько типов социометрических критериев. Все их можно разбить на два основных класса: первый - коммуника­тивные критерии, цель которых - отразить реальные или вообра­жаемые отношения в группе, и второй - гностические критерии, имеющие целью отразить, как воспринимают и понимают члены групп свои взаимоотношения.

В зарубежной литературе первый класс критериев называют со­циометрическим тестом, второй - тестом социальной перцепции.

Коммуникативные критерии (социометрический тест)

Правильно сформулированный коммуникативный критерий дол­жен давать испытуемому представление о том, кого и зачем выби­рать для совместной деятельности. Чтобы у испытуемых не возник­ло непонимания или догадок о каком-то подвохе в вопросе, комму­никативный критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе (анкет­ный опрос, интервью, социометрия и др.).

Эти общие требования можно сформулировать следующим об­разом:

1) вопрос должен быть конкретным, недлинным, понятным;

2) вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;

3) вопрос не должен иметь слов с двойным значением;

4) вопрос должен указывать на всевозможные альтернативы (положительные, отрицательные выборы);

5) при необходимости конкретизации ответа в вопрос можно ввести краткое предисловие;

6) формулировка вопроса и его смысл должны учитывать лич­ный социальный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос.

Все социометрические критерии, в том числе и коммуникатив­ные, относят к типу так называемых закрытых вопросов. Такие воп-

росы имеют строгую структуру с указанием возможных вариантов выборов-ответов: выбор ответа из (N - 1) возможностей.

В отличие от вопросов для анкетного метода или интервью в формулировке социометрических критериев нужно руководство­ваться следующими особыми правилами:

1) социометрический критерий должен требовать от субъекта выбора (либо отвержения) другого члена группы на основе задан­ной задачи совместной деятельности;

2) критерий не должен накладывать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбранным или отвергнутым в преде­лах группы, но субъект должен ясно понимать природу и границы этой группы;

3) используемые критерии должны быть доведены до уровня понимания членов групп, они должны интересовать если не всех, то большинство членов группы;

4) критерий должен быть сформулирован так, чтобы у субъекта было конкретное основание для выбора или отвержения других членов, для этого вопрос нужно построить на конкретных ситуа­циях деятельности -это достигается усилением критерия;

5) предложение к выбору или отвержению членов группы нужно формулировать в терминах психологических и эмоциональных от­ношений: «Кого вы хотели бы выбрать?», «Кого желаете (желали бы) выбрать?», «Кто вам больше (меньше) нравится?» и т.д. Все варианты таких терминов должны умещаться в континууме эмо­ционально-психологических отношений, моральное содержание которых - выражать любовь или ненависть;

6) критерий должен давать понять, что при желании отвечаю­щих группа может быть реорганизована в соответствии с харак­тером даваемых ими ответов [15];

7) критерий не должен ограничивать субъекта в числе и свобо­де выборов из (N - 1) возможностей. Если необходимо ввести ог­раничение выборов или порядок в предпочтительности совер­шаемых выборов, то указания на это должны формулироваться особо (в вопросе либо в инструкции к анкете).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.