Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая диагностика различных видов общения






Практикующие специалисты при столкновении с проблемами общения ставят перед собой разные цели. В одном случае - изучить само общение, в другом - через общение диагностировать соци­ально-психологические характеристики личности или группы.

Уместно напомнить, что общение - это взаимодействие людей, обмен сообщениями и познание друг другом. Общение осуществ­ляется с помощью знаков, вербальных и невербальных средств.

Структура общения включает в себя коммуникативную, перцеп­тивную (познавательную), интерактивную составляющие.

Известны методики, которые изучают в основном личностный аспект общения: коммуникативные, перцептивные и другие харак­теристики. Однако методик, изучающих общение как целостный процесс, почти нет.

Методика «Кю-сортировка» позволяет определить место основ­ных тенденций общения человека в реальной группе: общитель­ность, необщительность, зависимость, независимость, принятие «борьбы» и избегание «борьбы». Тенденция к зависимости - внут­реннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общи­тельности свидетельствует о контактности, стремлении образо­вать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее преде­лами. Тенденция к «борьбе» - активное стремление личности уча­ствовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. В противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых конфлик­тах, склонность к компромиссным решениям.

Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю ха­рактеристику, т.е. зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, а могут быть своеобразной «маской» [17].

Для изучения общения используются различные схемы, популяр­ные тесты, в частности, определения общительности, коммуника­бельности личности и т. д. К числу таковых относятся тест «Общи­тельный ли вы человек?» и тест В.Ряховского, содержащий воз­можность определить уровень коммуникабельности человека [12].

Есть симптомы, позволяющие судить об интимности, довери­тельности, других характеристиках общения. Они изложены в ря­де публикаций, в том числе в книге X. Рюкле «Ваше тайное ору­жие в общении: мимика, жест, движение» (М., 1996).

Практикующие специалисты должны обладать социально-пси­хологической компетентностью, в основе которой лежит знание о природе общения, что позволяет им диагностировать и личность, и общности. Изучать общение само по себе ценно. Но вдвойне важно в данном случае то, что знания о нем позволят «выходить» на другие проблемы.

В частности, знания о невербальном поведении личности спо­собствуют изучению и личности, и общностей.

Исследователи невербального общения стремятся определить, насколько связано невербальное поведение со структурой лично­сти и динамическими процессами в группе, насколько оно устой­чиво или изменчиво. От ответов на эти вопросы зависит и ответ на вопрос: «Что кодировать, интерифицировать?» Если постав­ленные вопросы объединить, то их комплекс образует централь-

ную проблему невербального общения - проблему невербального поведения с психологическими и социально-психологическими ха­рактеристиками личности и группы. Уровень ее освоения практи­кующим психологом, выбор в соответствии с ним направлений решения задач социального познания определяют меру диагности­ческих возможностей невербального общения.

История рассмотрения проблемы взаимосвязи между невербаль­ным поведением и социально-психологическими характеристика­ми партнеров, системы отношений в группе свидетельствует о том, что для ее решения необходимо определить, является ли не­вербальное общение системой знаков (кодом). Сложилось два на­правления в исследованиях общения. Первое делает акцент на ис­следовании закономерностей кодирования информации, которую передают. Представители второго направления обращают внима­ние на особенности декодирования наблюдателем, экспертом по­лученной информации. Понятно, что для прикладной социальной психологии представляют интерес сведения о различных сторонах кодирования невербального общения, так как практикующий психолог оказывается в ситуации, когда ему необходимо демон­стрировать способность к передаче с помощью невербального кода важной для практической деятельности информации и про­являть способности, основанные на социально-психологической проницательности и обеспечивающие кодирование полученной информации для ее дальнейшего использования в диагностиче­ских целях.

Результаты работ, выполненных в этих направлениях такими авторитетными во всем мире исследователями, как П.Экман, Р.Шерт, Д.Эфрон, М.Аргайгл, Р.Бердвистл и многими другими, сформировали две точки зрения на процессы кодирования - ин­терпретации невербального общения. Первая точка зрения бази­руется на том, что многие виды невербальной информации не имеют адекватной ей степени фиксации.

Другая точка зрения состоит в том, что при рассмотрении возможностей кодирования и интерпретации нужно дифферен­цированно подходить к различным компонентам невербального поведения как знакам-индикаторам, психологической однознач­ности невербального кода. Предполагаемые способы кодиро­вания ориентированы на такие характеристики невербального поведения, как частота и интенсивность. Но практических пси­хологов не могут устраивать такие показатели невербального общения, как «больше-меньше», «чаще-реже», «интенсивнее». Поэтому нужны какие-то усредненные показатели. Именно подоб­ного рода описания имеют место в учебных пособиях по «языку тела» (А.Пиз).

Попытки создать невербальные коды взаимодействия двух и более человек также не увенчались полным успехом.

Существующие методики («кадр за кадром», структурно-линг­вистические, описания-рисунки) неизбежно приводят к превраще­нию целостного, объемного, подвижного, разворачивающегося во времени невербального взаимодействия в плоское, фрагментар­ное, застывшее явление. У исследователей паттернов невербального взаимодействия возникает одна и та же проблема - выделение эта­пов взаимодействия и границ «кода», имеющего отношение к тому или иному этапу.

Данные методические трудности можно преодолеть, если учи­тывать, что фактором превращения невербального поведения в объект кодирования - интерпретации являются коммуникативная задача, ее значимость для партнеров [16].

Практикующий социальный психолог в вопросах кодирования информации невербального общения исходит из признания уни­кальности невербального языка и неизбежности противоречий между невербальным выражением и его психологическим содер­жанием, изменчивости способов невербального выражения, зави­симости успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания и от уровня сформированности на­выков кодирования различных подструктур невербального обще­ния: кинесика, такесика, проксемика [16].

Специалисты могут изучать социально-психологические явле­ния на основе анализа таких средств невербального общения, как:

I. Визуальные:

- кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);

- направление взгляда и визуальный контакт;

- выражение глаз;

- выражение лица (мимика);

- поза (в частности, локализация, смена поз относительно сло­весного текста);

- кожные реакции (покраснение, испарина);

- дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

- вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразова­ния (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, боро­да, сигарета и т. п.).

II. Акустические (звуковые):

- связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

- не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зу­бов, «хлюпанье» носом и т. п.).

III. Тактильные:

- физическое воздействие (ведение слепого за руку, контакт­ный танец и т. д.);

- такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу) [20].

Примеры использования невербального общения в качестве спо­соба изучения социально-психологических характеристик личности и групп содержатся во многих публикациях отечественных социаль­ных психологов, в частности А. А.Бодалева и его учеников, В.Г.Зазы-кина, И.Горелова, В.Енгалычева, Х.Рюкле и других авторов [6, 10].

Диагностика социальных конфликтов

Конфликты представляют собой особый вид социальных отно­шений и общения. Это многоуровневое, проявляющееся на макро-, среднем, микро- и личностном уровнях многомерное явление, имеющее сложную структуру.

Динамика конфликта - его протекание - включает следующие стадии: 1) предконфликтная ситуация; 2) конфликтное взаимодейст­вие; 3) исход.

Структура конфликта диагностируется с помощью карты-схемы:

1) содержание конфликта, определяемое его функциями (конст­руктивными или деструктивными);

2) стороны или участники конфликта, т. е. между кем происхо­дит конфликт. Разные участники конфликта ведут себя по-разному в зависимости от той роли, которую они выполняют. В юридиче­ском смысле основными субъектами конфликта являются проти­воборствующие стороны: физические или юридические лица; под­стрекатели, пособники, организаторы. С психологической точки зрения выделяют: внутриличностный, межличностный, групповой конфликты и т. п., конфликты по вертикали и по горизонтали;

3) сфера возникновения;

4) причины (предмет) конфликта; образы участников конфлик­та - представления участников конфликта о себе, о противополож­ной стороне, об исходах; именно образы, а не реальные обстоятель­ства определяют возникновение конфликта. Поэтому говорят об объективном, ложном, иррациональном конфликте;

5) пространственно-временные характеристики конфликта (место, время, продолжительность, частота - количество столкновений участников конфликта за определенный отрезок времени);

6) возможные действия участников конфликта;

7) исход (результат) конфликта [11, 24, 26].

Вообще говоря, конфликт сам по себе обладает большими ди­агностическими возможностями. Нередко личность в конфликте раскрывается так, как ни в какой другой ситуации.

Для изучения личностной предрасположенности к конфликт­ному поведению, стиля поведения в конфликте используется тест К.Томаса.

В основании конфликтного поведения К.Томас выделил два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас вы­деляет следующие способы конфликтного взаимодействия:

а) соревнование (соперничество); стремление удовлетворить свои интересы в ущерб другому;

б) приспособление - принесение в жертву собственных интере­сов ради другого;

в) компромисс - соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) избегание (уход) - отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей;

д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к аль­тернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон [1].

Опросник состоит из 60 суждений, суммированных в 30 пар.

Для изучения межличностных конфликтов используются раз­личные опросники [22], а также социометрия. С помощью социо­метрического опроса определяется индекс конфликтности, кото­рый асимметричен индексу сплоченности.

Поведение личности в конфликте можно изучать с помощью методики С. Розенцвейга (методики изучения фрустрационных реакций).

Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.

Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две ос­новные группы:

1. Ситуации «препятствия». В этих ситуациях какое-либо пре­пятствие, персона или предмет обескураживают, сбивают с толку словом или еще каким-то способом.

Сюда относятся 16 ситуаций - 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

2. Ситуации «обвинения». Субъект служит объектом обвинения. Их восемь: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими типами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «пре­пятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвине­ния» как ситуацию «препятствия», и наоборот.

Инструкция. На каждом рисунке изображены два или несколь­ко человек. Один человек (слева) всегда изображен говорящим какие-то слова. Вам надо написать в пустом квадрате первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее.

Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.

С точки зрения направления реакции делятся:

1) на экстрапунитивные (реакции в форме отрицания внешней причины фрустрации);

2) интропунитивные (реакции, направленные субъектом на са­мого себя, он принимает вину на себя или берет ответственность);

3) импунитивные (фрустрирующая ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины).

С точки зрения типов различаются реакции:

1) с фиксацией на препятствии;

2) с фиксацией на самозащите;

3) с фиксацией на удовлетворении потребности.

Из сочетаний этих шести критериев получают девять возмож­ных факторов оценки и два дополнительных варианта [22].

Рисуночный тест «Деловые ситуации» является модификацией ассоциативно-рисуночного теста С. Розенцвейга. Автор создал ти­пологию реакций на фрустрацию, которая положена в основу оценки эмоционального поведения личности в конфликте.

Тестовый материал методики состоит из 20 рисунков, изо­бражающих конфликтные ситуации на производстве. На каждом рисунке один из персонажей произносит слова, фрустрирую-щие собеседника. Задача испытуемого - сформулировать ответ, адекватный, с его точки зрения, конкретной конфликтной ситуа­ции [17].

Для изучения конфликтности личности используется соответ­ствующий тест «Конфликтная ли вы личность?», состоящий из 11 вопросов [4].

Важным моментом социально-психологической диагностики конфликтов является разработка их симптомокомплекса, позво­ляющего изучать конфликты на разных этапах их развития. Впро­чем, это обстоятельство позволяет диагностировать не только раз­витие, эскалацию конфликтов, но также их виды.

О потенциальных широкомасштабных социальных конфликтах можно судить по одним симптомам, о наличии внутриличностно-го конфликта - по другим.

Так, в качестве индикаторов социальных конфликтов выступают не только потоки беженцев, масштаб эмиграции, закрытых пред­приятий, количество нищих, забастовок, характер требований, вы­двигаемых забастовщиками, но и количество укрепленных дверей, зарешеченных окон, вооруженность населения, мода на стороже­вых собак и т. д.

Признаками внутриличностного конфликта выступают другие обстоятельства - невербальные и вербальные средства, аутичность или, напротив, агрессивное поведение и т. п.

Четкую симптоматику имеют семейные и супружеские конф­ликты: бойкот жены, бегство ребенка из дома и т.д.

Что касается конфликтов в социальной организации, то об этом можно судить по «натянутости» отношений, переходу их на сугу­бо официальные, неискренности, фактам сбора компромата и ис­пользованию его в межличностных отношениях и пр.

Как нет абстрактных конфликтов, а есть производственные, семейные и тому подобные, так и нет абстрактных методик, при­годных для всех случаев.

Представляет большую сложность диагностика широкомасш­табных конфликтов, в частности социальной напряженности. По­следняя может быть изучена на основе экспертного, анкетного опросов, социальной симптоматики, наблюдения и анализа ее со­ставляющих:

- степени недовольства населения, его направленности и фор­мы проявления;

-доверия к власти, лояльности силовых структур к ней;

- степени консолидации оппозиции и т. д.

Для анализа конфликтов используют математические методы: теории игр, графов (В. А. Лефевр), а также аппаратурные методи­ки, способные моделировать конфликт (М. А. Новиков и др.).

В случае затруднений при диагностировании конфликтов спе­циалисты могут обратиться к опыту центров по прикладной кон­фликтологии, где сконцентрированы наиболее квалифицирован­ные кадры. В настоящее время такие центры есть не только в США, Англии, Австралии и т.д., но и в России. Кроме того, сле­дует учитывать, что по этой теме издаются специальные журналы, материалы симпозиумов, периодически проводятся конферен­ции и семинары. Определенную пользу практическим социальным психологам может оказать знакомство с изданием «Кто есть кто в социальной психологии. Российская Федерация. 1992-1993 гг.» (М., 1994), где указаны адреса центров, занимающихся изучением конфликтов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.