Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы и виды социализации






 

Наряду со сферами социализации выделяются ее стадии. До 60-х годов XX века, говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве, юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

В настоящее время существуют разные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. Один из подходов к решению данного вопроса заключается в выделении основных сфер в жизни общества и соответствующих им процессов освоения человеком тех видов деятельности, через которые он включается в эти сферы. Например, освоение человеком трудовой деятельности содержит следующие стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую. Поэтому Г.М. Андреева выделяет три стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. На одной стадии оказываются люди, условия жизни и социализации которых существенно различны: в дотрудовой – дошкольники и старшеклассники, в трудовой – двадцати и пятидесятилетние. В современных условиях послетрудовая стадия выделяется весьма условно, т.к. многим людям, достигшим пенсионного возраста, по материальным и другим соображениям приходится продолжать работать. Кроме того, труд пенсионера дома или в быту продолжается и, как правило, является не менее активным, чем в социальных учреждениях.

Данный вопрос пересекается с периодизацией психического развития человека, представленной в психологии развития. Хотя в социальной психологии делается акцент на социальных аспектах отношений человека с людьми и обществом.

Этапы социализации в психолого-педагогической науке считается целесообразным соотносить с возрастной периодизацией жизни человека:

– младенчество (от рождения до года);

– раннее детство (1–3 года);

– дошкольное детство (3–6, 7 лет);

– младший школьный возраст (6, 7–10, 11 лет);

– подростковый (10, 11–15 лет);

– ранний юношеский (15, 16–17 лет);

– юношеский (18–23 года);

– молодость (23–33 года);

– зрелость (34–60 лет);

– пожилой возраст (60–75 лет);

– старость (75–90 лет);

– долгожительство (свыше 90 лет).

Несомненно, главными периодами жизни, в которых происходит социализация человека, являются детство, отрочество, юность. Здесь периодизация возрастного развития в основном совпадает с периодами социализации. Что касается периодов социализации взрослого человека, то в их выделении и понимании среди ученых нет единства.

К основным видам социализации относят:

– полоролевую социализацию индивида (взаимовоспитание и усвоение стиля женского, мужского и сексуального поведения);

– семейно-бытовую социализацию (взаимовоспитание и усвоение нормативов и ценностей поведения в ролях отца-матери, мужа-жены, старшего-младшего в семье, доме);

– профессионально-трудовую социализацию (овладение особым стилем отношения к труду, к своей профессии);

– этносоциализацию (овладение нормативными традициями национального типа поведения);

– субкультурно-групповую социализацию (взаимовоспитание, овладение стилем поведения и ценностями, принятыми в конкретной общности людей: религиозной (например, прихожане церкви), территориальной (например, сельская община), возрастной (например, подростковое объединение), социально-политической (например, партия коммунистов, клуб бизнесменов и т.д.);

– послетрудовую социализацию (освоение проблем и целей при изменении способов поведения с выходом на пенсию);

– ресоциализацию (восстановление типа нормативного поведения в обществе, например, после длительной болезни, после выхода из мест заключения, вынужденной и резкой смены постоянного места жительства (беженцы, переселенцы)).

Среди теорий, представляющих и описывающих процесс социализации в социальной психологии, выделяется социально-когнитивная теория А. Бандуры (1925–1988). В ней подчеркивается способность человека обучаться путем наблюдения за поведением других людей и подражания им. Обучающийся человек имеет дело с когнитивными процессами или способностями, которые наряду со стимулами (подкреплениями) оказывают влияние на процесс его обучения. К когнитивным процессам или способностям относится прогнозирование, ожидание, оценивание и представление. Они опосредуют связи между поведением человека и социальными подкреплениями его действий. Этим социально-когнитивная теория отличается от теории модификации поведения, разработанной Б. Скиннером (1904–1990). Cогласно социально-когнитивной теории общество задает определенные модели поведения, на основе которых человек обучается. Эти модели в основном представляются людям через средства массовой информации: печать, радио, телевидение, телефон и Интернет.

А. Бандура установил, что люди выбирают в качестве объектов для подражания людей своего пола и примерно такого же возраста, как они сами. По его мнению, объектами подражания становятся такие люди, которые успешнее, чем они сами, решают характерные для них проблемы. Кроме того, люди чаще подражают тем, кто занимает более высокое положение, и тем, с кем данный человек непосредственно контактирует. Дети, как правило, сначала подражают взрослым, а затем, взрослея, своим сверстникам, чье поведение приводит к достижению желаемых целей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.