Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы и агенты социализации






 

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных – далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно достаточно много, о других – мало. Изученные условия или факторы социализации можно объединить в четыре группы:

1. Мегафакторы («мега» – «очень большой», «всеобщий») – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

2. Макрофакторы («макро» – «большой») – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредовано двумя другими группами факторов).

3. Мезофакторы («мезо» – «средний», «промежуточный») – условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу – микрофакторы.

4. Микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Необходимо подчеркнуть многофакторность процесса социализации и невозможность абсолютизации какого-либо одного фактора, игнорирование или отрицание роли других условий социализации.

Теория социализации, учитывая влияние макро- и мегафакторов на процесс социализации человека тем не менее отмечает, что бывают ситуации, когда воспитанный человек может быть не вполне социализирован, и наоборот, хорошо социализированные личности могут быть и зачастую бывают невоспитанными.

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь – агенты социализации.

На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг (супруга), коллеги по работе и пр. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – члены их семей.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ним, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Иерархии степени влияния и значимости агентов социализации, не зависящей от общественного строя, системы родства и структуры семьи, нет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.