Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Введение в социальную психологию






СОЦИАЛЬНАЯ


ПСИХОЛОГИЯ

Часть I

Учебное пособие

Допущено в качестве учебного пособия
для студентов всех профилей, обучающихся по направлению
050100 «Педагогическое образование»

 

Под общей редакцией

Г.С. Степановой

ВОРОНЕЖ

Воронежский государственный педагогический университет


УДК 316.6 ББК Ю9 С692 Издано по решению учебно-методического совета ВГПУ. Протокол №9 от 18.06.2014 г.

 

Авторы:

докт. психол. наук Н.Б. Трофимова – глава I;
канд. пед. наук Н.В. Щиголева – глава II (2.1, 2.2);
канд. пед. наук Е.В. Поленякина– глава II (2.3, 2.4);
канд. психол. наук Н.В. Ланина – глава III;

канд. биол. наук М.В. Рогов – глава IV (4.1, 4.2);

канд. пед. наук Т.Ф. Пушкина– глава IV (4.3, 4.4);

канд. психол. наук Г.С. Степанова – глава V.

 

 

Под общей редакцией

Г.С. Степановой

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, Л.В. Абдалина;

доктор педагогических наук, профессор, Н.И. Вьюнова

 

  С692 Социальная психология: учебное пособиедля студентов всех профилей, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование». Часть I / Н.Б. Трофимова [и др.]; под общ. ред. Г.С. Степановой. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014. – 368 с.

 

 

ISBN 978-5-00044-179-4

 

Учебное пособие раскрывает основные вопросы социальной психологии. Рассматривается история становления науки, социально-психологические особенности личности и закономерности общения, психология малых групп и больших общностей, массовые явления и конфронтации. Издание включает анализ современных социально-психологических проблем.

Учебное пособие предназначено для студентов всех профилей, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование». Содержание соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

УДК 316.6

ББК Ю9

 

© Трофимова Н.Б., Щиголева Н.В., Поленякина Е.В.,

Ланина Н.В., Рогов М.В., Пушкина Т.Ф., Степанова Г.С., 2014

© Воронежский государственный педагогический университет,

ISBN 978-5-00044-179-4 редакционно-издательская обработка, 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современной ситуации политических, экономических, исторических преобразований постоянно усиливается интерес к тому, как влияет на людей широкое социальное окружение. Бурно развивающиеся общественные процессы затрагивают все стороны жизни человека, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, влияния их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.

Одной из наук, ищущей ответы на эти вопросы, является социальная психология – отрасль современного знания, которая изучает закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (групп) как различных общностей.

Социальная психология сегодня востребована обществом. В силу этого она быстро развивается, расширяя поле деятельности своих прикладных исследований и увеличивая количество самостоятельных отраслей, многие из которых, например, этнопсихологию, политическую, историческую психологию, психологию религии и другие мы только начинаем осмысливать.

Этнопсихология как отрасль социальной психологии дает нам важное знание о роли этнокультурной специфики в развитии общества и о многообразии вариантов развития. Стремительно расширяющаяся этнокультурная конфронтация требует изучения социально-психологических механизмов межэтнических конфликтов. Этническая идентичность является разновидностью социальной категоризации, основой формирования чувства «Мы» и структурным компонентом интегральной индивидуальности. Знание специфики этнической идентичности представителей различных групп способствует выстраиванию эффективных, бесконфликтных коммуникаций.

В современных социально-психологических исследованиях все чаще обращают внимание на тесную связь психологии и истории и на их взаимную детерминацию. Историческая психология изучает историческую детерминацию и рассматривает человека как носителя исторических норм и ценностей, как объекта и субъекта исторического процесса. Психический мир наших предков отражается в нашей жизни как непосредственно, так и трансформированно; представлен в культуре, обычаях, психике, исторической памяти, менталитете, стереотипах поведения современного человека.

Политическая психология – междисциплинарная наука, родившаяся на стыке политологии и социальной психологии. Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях, предупреждению терроризма, межэтнической конфронтации.

Самостоятельное значение приобретает в последнее время такая прикладная отрасль, как социальная психология образования.

Освоение студентами – будущими педагогами психологического знания предполагает умение видеть социально-психологические детерминанты психических явлений. Учитель как представитель старшего поколения играет ключевую роль в передаче исторического социокультурного опыта и социокультурных ценностей подрастающему поколению, способствуя интеграции учащегося в сложную структуру современного, стремительно меняющегося, полиэтничного российского общества. Все более актуализирующиеся проблемы поликультурного образования требуют от студента компетентного знания во всех отраслях социальной психологии.

Кроме того, студенту – будущему педагогу необходимо знать и уметь применять на практике как личностные, так и групповые социально-психологические феномены, что позволит избежать ошибок в межличностном восприятии, общении и руководстве детскими коллективами.

Предлагаемое учебное пособие содержит изложение основных социально-психологических феноменов, знание которых необходимо в процессе получения профессионального образования. Приложение к учебному пособию направлено на расширение знания в области социально-психологических проблем образования, закономерностей общения, ошибок социальной перцепции, основ исторической и этнической психологии.

 

Канд. психол. наук Г.С. Степанова

 

ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

1.2. Становление предмета социальной психологии. Теоретические и практические задачи социальной психологии.

1.3. История социально-психологического знания за рубежом.

1.4. История отечественной социальной психологии.

1.5. Методология и методы социально-психологического исследования. Эксперимент в социальной психологии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.