Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для студентов, обучающихся по специальности






Министерство образования Пензенской области

ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

Торгово-экономическое отделение

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И СТАЖИРОВКА

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

080108 «Банковское дело»

 

(базовый уровень)

 

 

Пенза 2013

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа практики по профилю специальности составлена для студентов, обучающихся по специальности 080108 «Банковское дело», в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по данной специальности.

Целью практики по профилю специальности является закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение навыков профессиональной деятельности и развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов, а также формирование профессионала, обладающего нравственными, гражданскими и иными общечеловеческими качествами, способного к свободному выбору ценностных ориентаций, самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Задачами практики являются:

· Получение профессиональных умений;

· Развитие профессионального мышления;

· Подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин;

· Привитие студентам практических профессиональных умений и навыков;

· Отработка практических умений и навыков, полученных при изучении дисциплин, определяющих профиль специальности;

· Овладение навыками работы в коллективе;

· Овладение рациональными приемами поиска и анализа экономической информации;

· Обучение основам организаторской работы в коллективе;

· Воспитание профессионала на основе развития личностных характеристик студента, активизирующих интерес к овладению избранной специальностью;

· Формирование правильного понимания сущности профессионального самоопределения и мотивации профессиональной деятельности.

В процессе практики студенты должны освоить следующие виды банковской деятельности:

q О порядк составления и прдставления отчетности крдитными организациями в Центральный Банк РФ ценных бумаггике30303030303030303030303030303030303030Расчетно-кассовое обслуживание клиентов;

q Привлечение в депозиты временно свободных денежных средств юридических и физических лиц;

q Оформление различных видов кредитных сделок и осуществление кредитования различных организационно-правовых форм и отраслей экономики;

q Анализ хозяйственной деятельности и финансового положения клиентов банка, обобщение и оформление результатов анализа;

q Отражение банковских операций в бухгалтерском учете;

q Составление бухгалтерской и финансовой отчетности кредитной организации.

Студент должен уметь:

q Безошибочно и быстро ориентироваться при решении различных по сложности задач;

q Использовать свои знания при реализации профессиональных функций;

q Анализировать ситуации и принимать правильные безошибочные решения;

q Оформлять унифицированные формы первичных документов по различным банковским операциям;

q Применять компьютерную технику в сфере профессиональной деятельности;

q Взаимодействовать с сокурсниками, владеть навыками делового общения, необходимыми для профессиональной деятельности будущим банковским специалистам;

q Логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения;

q Обладать навыками работы с автоматизированной банковской программой.

 

Практика по профилю специальности рассчитана на 216 часов.

 

Первая часть практики проводится в техникуме в учебном студенческом банке, что позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, организовать их самостоятельную и исследовательскую работу. Вторая часть практики проводится в учреждениях банков и призвана формировать умения и навыки студентов по совершению банковских операций и ведению бухгалтерского учета в банках.

По итогам практики по профилю специальности студенты предоставляют отчет и получают оценку, которая приравнивается к оценке теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости.

 

 

Тематический план практики по профилю специальности

 

Наименование разделов и тем практики Количество часов
   
ВведениеЦели, задачи, содержание практики. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.  
Раздел 7 Организация и учет операций с ценными бумагами  
Эмиссионные операции  
Инвестиционные операции с ценными бумагами  
Раздел 8 Организация и учет операций в иностранной валюте  
Организация и учет операций по привлечению валютных счетов  
Международные расчеты  
Организация и учет операций по покупке и продажи иностранной валюты  
Раздел 9 Учет имущества и результатов финансовой деятельности кредитной организации  
Собственные средства банка  
Имущество кредитных организаций  
Расчеты с персоналом по оплате труда  
Доходы и расходы банка  
Учет финансовых результатов и их использования  
Раздел 10 Отчетность кредитных организаций  
Итого  

 

Введение Цели, задачи, содержание практики. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

 

Раздел 7 Организация и учет операций с ценными бумагами

 

Тема 7.1. Эмиссионные операции

 

Студент должен знать:

- порядок лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- порядок оформления проспекта эмиссии;

- порядок документального оформления операции с ценными бумагами.

Студент должен уметь:

- совершать операции с ценными бумагами;

- открывать счета и вести учет операций по выпуску ценных бумаг;

- начисление дивидендов (процентов) по ценным бумагам.

 

Основные цели выпуска кредитными организациями различных видов ценных бумаг. Оформление проспекта эмиссии.

Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Размеры и порядок выплаты доходов по ценным бумагам.

Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Организация учета операций с собственными ценными бумагами.

Документальное оформление и учет операций связанных с выпуском с погашением депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, облигаций.

Начисление и выплата доходов по облигациям, депозитным (сберегательным) сертификатам, векселям, отражение операций в учете. Учет бланковых долговых обязательств. Документальное оформление и учет операций, связанных с реализацией акций банка. Начисление и выплата дивидендов по акциям, отражение операций в учете. Учет бланков акций.

Ввод данных в автоматизированную банковскую программу. Получение отчетности в автоматизированной банковской системе «RS-Bank v 5.00» по учету эмиссионных операций.

 

Виды работы:

- изучение нормативных документов, регулирующих операции с ценными бумагами;

-документальное оформление операций, связанных с выпуском с погашением депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, облигаций;

- отражение в учете операций;

- ввод информации в автоматизированную банковскую программу

Связь с учебными дисциплинами:

«Учет в банках» темы: «Учет депозитных операций»

«Банковские операции» тема: «Виды деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг»

«Финансы, денежное обращение и кредит» тема: «Типы и виды ценных бумаг», «Основы функционирования рынка ценных бумаг», «Профессиональные участники ценных бумаг»

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» тема: «Интегрированная система «Операционный день банка»»

«Документационное обеспечение управления» тема: «Организация документооборота и регистрация документов», «Автоматизация процессов ДОУ»

 

Тема 7.2. Инвестиционные операции с ценными бумагами

Студент должен знать:

- порядок анализа финансового состояния эмитента;

- порядок оценки надежности ценных бумаг

- порядок создания и отражения в учете резервов под обеспечение вложений в ценные бумаги.

Студент должен уметь:

- определять инвестиционные качества приобретаемых ценных бумаг

- вести учет операций связанных с движением приобретенных ценных бумаг

 

Ознакомление с подходами банка к формированию инвестиционного портфеля. Оценка надежности ценных бумаг. Анализ финансового состояния эмитента. Оценка доходности приобретаемых ценных бумаг. Расчеты ликвидности ценных бумаг. Определение степени инвестиционного риска и эффективности вложений в ценные бумаги.

Порядок создания резервов под обесценение вложений банка в ценные бумаги. Учет наличия и движения приобретенных банком ценных бумаг.

 

Виды работы:

- изучение нормативных документов, регулирующих операции с ценными бумагами;

-анализ ликвидности ценных бумаг;

- отражение в учете наличия и движения ценных бумаг;

- ввод информации в автоматизированную банковскую программу

 

Связь с учебными дисциплинами:

«Учет в банках» темы: «Учет операций с ценными бумагами»

«Банковские операции» тема: «Виды деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг»

«Финансы, денежное обращение и кредит» тема: «Типы и виды ценных бумаг», «Основы функционирования рынка ценных бумаг», «Профессиональные участники ценных бумаг»

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» тема: «Интегрированная система «Операционный день банка»»

«Документационное обеспечение управления» тема: «Организация документооборота и регистрация документов», «Автоматизация процессов ДОУ»

 

 

Раздел 8 Организация и учет операций в иностранной валюте

 

Тема 8.1. Организация учета операций по привлечению валютных средств

 

Студент должен знать:

- валютное законодательство, валютное регулирование и валютный контроль;

- порядок открытия и нумерации текущих счетов в иностранной валюте;

- условия валютных вкладов.

 

Студент должен уметь:

- открывать валютные счета и вести операции на них;

- оформлять договоры на расчетно-кассовое обслуживание;

- оформлять и учитывать операции по привлечению валютных средств;

 

Валютное законодательство, валютное регулирование и валютный контроль, правовые основы международных валютных отношений.

Лицензирование валютных операций кредитных организаций.

Организация работы по привлечению валютных средств на внутреннем валютном рынке. Оформление операций приема денежных средств в иностранной валюте в депозиты, продажи валютных депозитных сертификатов.

Депозиты до востребования и срочные депозиты в иностранной валюте юридических и физических лиц, межбанковские депозиты. Содержание и типовые формы договоров о вкладе, порядок документального оформления вкладной и расходной операций в иностранной валюте. Условия валютных вкладов

Открытие и нумерация текущих счетов в иностранной валюте. Ведение валютных счетов юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов) в соответствии с режимом счетов.

Отражение в учете операций по переоценке счетов в иностранной валюте и учету курсовых разниц.

Оформление и учет операций, связанных с привлечением средств в иностранной валюте. Депозиты до востребования и срочные депозиты для юридических и физических лиц. Оформление договоров на депозитное обслуживание.

Оформление операций приема денежных средств в иностранной валюте в депозиты, продажа валютных депозитных сертификатов. Отражение операций в учете с использованием автоматизированной банковской программы.

 

Виды работы:

- изучение нормативных документов;

- оформление операций приема денежных средств в иностранной валют в депозиты, продажи валютных депозитных сертификатов;

- отражение в учете операций по привлечению валютных средств;

- ввод информации в автоматизированную банковскую программу

 

Связь с учебными дисциплинами:

«Учет в банках» темы: «Организация учет средств в иностранной валют»

«Банковские операции» тема: «Организация по привлечению валютных средств», «Организация и правовое регулирование валютных операций»

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» тема: «Интегрированная система «Операционный день банка»»

«Документационное обеспечение управления» тема: «Организация документооборота и регистрация документов», «Автоматизация процессов ДОУ»

«Экономический анализ» тема: «Анализ операций кредитной организации в иностранной валюте»

 

Тема 8.2. Международные расчеты

Студент должен знать:

- порядок государственного регулирования операций по международным расчетам, связанным с экспортом и импортом товаров и услуг;

- формы международных расчетов

Студент должен уметь:

- оформлять международные расчеты по экспорту и импорту;

- отражать в учете операции по международным расчетам;

- работать с автоматизированной банковской программой.

 

Государственное регулирование операций по международным расчетам, связанным с экспортом и импортом товаров и услуг.

Установление корреспондентских отношений с иностранными банками. Оформление международных расчетов по экспорту и импорту.

Формы международных расчетов. Виды платежных документов.

Типовые условия платежей по экспорту и импорту. Проведение расчетов по экспортно-импортным операциям клиентов в иностранной валюте в форме аккредитива, инкассо, банковского перевода, чеков и других формах. Выверка расчетов и остатков по счетам. Отражение в учете операций по межбанковским расчетам.

 

Виды работы:

- изучение нормативных документов, регулирующих операции по международным расчетам;

-документальное оформление операций по экспорту и импорту;

- отражение в учете операций по международным расчетам;

- ввод информации в автоматизированную банковскую программу

 

Связь с учебными дисциплинами:

«Учет в банках» темы: «Учет операций по международным расчетам»

«Банковские операции» тема: «Международные расчеты по экспортно-импортным операциям»

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» тема: «Интегрированная система «Операционный день банка»»

«Документационное обеспечение управления» тема: «Организация документооборота и регистрация документов», «Автоматизация процессов ДОУ»

 

Тема 8.3. Организация и учет операций по покупке и продаже иностранной валюты

 

Студент должен знать:

- порядок оформление операций покупки-продажи иностранной валюты

- порядок регистрации и организации работы обменных пунктов;

- порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций покупки-продажи иностранной валюты.

Студент должен уметь:

- руководствоваться действующими нормативными документами, регламентирующими порядок совершения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

- отражать в учете операции покупки-продажи иностранной валюты;

 

Организация и учет операции покупки-продажи безналичной иностранной валюты. Конверсионные операции. Оформление операций покупки-продажи иностранной валюты. Операции по обязательной продаже иностранной валюты.

Операции на международном и внутреннем валютном рынке. Операции по купле-продаже валюты на межбанковском рынке. Оформление кассовых и срочных валютных сделок.

Ознакомление с порядком регистрации и организацией работы обменных пунктов. Виды валютно-обменных операций, основные правила их совершения

Покупка-продажа наличной иностранной валюты. Покупка-продажа платежных документов в иностранной валюте. Оформление и учет уполномоченными банками валютно-обменных операций.

 

Виды работы:

- изучение нормативных документов, регулирующих порядок совершения операции

по покупке и продаже иностранной валюты;

- отражение в учете операций покупки-продажи иностранной валюты;

- ввод информации в автоматизированную банковскую программу

 

 

Связь с учебными дисциплинами:

«Учет в банках» темы: «Учет операций по покупке и продажи иностранной валюте»

«Банковские операции» тема: «Валютно-обменные операции»

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» тема: «Интегрированная система «Операционный день банка»»

«Документационное обеспечение управления» тема: «Организация документооборота и регистрация документов», «Автоматизация процессов ДОУ»

 

Раздел 9 Учет имущества и результатов финансовой деятельности кредитных организаций

Тема 9.1. Собственные средства банков

 

Студент должен знать:

- порядок формирования фондов банка

- порядок отражения в учете операций по формированию и использованию средств фондов;

Студент должен уметь:

- оформлять операции по формированию фондов банка;

- учитывать операции по формированию и использованию средств фондов.

 

Собственные средства кредитной организации: структура, функции, источники и механизм пополнения. Использование показателя собственных средств (капитала) для оценки и контроля за деятельностью банка.

Фонды как основной компонент собственных средств (капитала) кредитной организации. Порядок образования и использования фондов кредитной организации, их структура и назначение.

Ознакомление с порядком формирования фондов банка. Ведение счетов по учету средств фондов банка. Уставный капитал кредитной организации, порядок его формирования, увеличения или уменьшения. Особенности формирования и изменения величины уставного капитала кредитной организации в зависимости от ее организационно-правовой формы. Регистрация уставного капитала кредитной организации и его изменений Банком России. Отражение в учете операций по формированию уставного, добавочного капитала банка. Оформление и отражение в учете изменения величины собственных средств кредитной организации.

Формирование и основные направления использования средств фондов. Учет формирования и использования резервного и других фондов кредитной организации.

 

Виды работы:

- изучение нормативных документов, регулирующих операции с ценными бумагами;

-документальное оформление операций, связанных с выпуском с погашением депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, облигаций;

- отражение в учете операций;

- ввод информации в автоматизированную банковскую программу

 

Связь с учебными дисциплинами:

«Учет в банках» темы: «Учет собственных средств»

«Экономический анализ» тема: «оценка состояния и использования собственных средств кредитной организации»

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» тема: «Интегрированная система «Операционный день банка»»

«Документационное обеспечение управления» тема: «Организация документооборота и регистрация документов», «Автоматизация процессов ДОУ»

 

Тема 9.2. Имущество кредитных организаций

 

Студент должен знать:

- классификацию основных средств;

- порядок оформления операций по поступлению и выбытию основных средств, нематериальных активов.

Студент должен уметь:

- оформлять поступление и выбытие основных средств, нематериальных активов, хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

- производить переоценку основных средств;

- начислять амортизацию основных средств, нематериальных активов;

- проводить инвентаризацию имущества банка, выявлять ее результаты и отражать в учете;

 

Классификация основных средств.

Порядок совершения операций при поступлении и выбытии основных средств банков. Организация аналитического и синтетического учета основных средств. Оформление и отражение затрат по капитальным вложениям при подрядном и хозяйственном способах строительства. Порядок начисления амортизации основных средств и отражение в учете.

Инвентаризация основных средств: порядок проведения, выявление и оформление ее результатов.

Состав нематериальных активов кредитной организации. Приобретение нематериальных активов, начисление амортизации. Инвентаризация нематериальных активов.

 

Виды работы:

-документальное оформление поступления и движения основных средств, нематериальных активов, хозяйственных материалов;

- отражение в учете операций по движению имущества банка;

- ввод информации в автоматизированную банковскую программу

 

Связь с учебными дисциплинами:

«Учет в банках» темы: «Учет имущества»

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» тема: «Интегрированная система «Операционный день банка»»

«Документационное обеспечение управления» тема: «Организация документооборота и регистрация документов», «Автоматизация процессов ДОУ»

 

Тема 9.3. Учет расчетов с персоналом банка по оплате труда

 

Студент должен знать:

- порядок документального оформления учета рабочего времени

- порядок оплаты труда банковским служащим.

Студент должен уметь:

- оформлять документы по оплате труда;

- составлять расчеты по начислению заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, сумм отпускных

- рассчитывать размер удержаний из заработной платы работников и определять сумму, подлежащую выплате;

- отражать операции по начислению и выплате заработной платы в учете.

 

Документальное оформление учета рабочего времени. Порядок оплаты труда работников банка.

Расчет заработной платы за фактически отработанное время, за дни отпуска. Исчисление пособия по временной нетрудоспособности. Расчет удержаний из заработной платы.

Отражение в учете операций по начислению и выплате заработной платы.

 

 

Виды работы:

- изучение нормативных документов, регулирующих порядок оплаты труда;

-документальное оформление трудовых отношений;

- отражение в учете операций;

- ввод информации в автоматизированную банковскую программу

 

Связь с учебными дисциплинами:

«Учет в банках» темы: «Учет доходов и расходов»

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» тема: «Интегрированная система «Операционный день банка»»

«Документационное обеспечение управления» тема: «Организация документооборота и регистрация документов», «Автоматизация процессов ДОУ»

 

Тема 9.4. Доходы и расходы банка. Учет доходов и расходов банка.

Студент должен знать:

- классификацию доходов и расходов;

- счета, используемые для учета доходов и расходов;

Студент должен уметь:

- отражать на счетах доходы и расходы банка;

 

Доходы и расходы банка. Классификация доходов и расходов. Доходы и расходы будущих периодов и их значение. Номенклатура доходных и расходных статей. Налогообложение банков. Виды налогов, включаемых в себестоимость, порядок их исчисления и уплаты. Отражение в учете.

Счета прибыли и убытков, их назначение. Порядок и сроки распределения прибыли. Налогообложение доходов банков. Порядок исчисления налога на прибыль. Отражение в учете начисления и уплаты налога на прибыль

 

Виды работы:

-анализ структуры доходов и расходов банка;

- оценка уровня доходов банка на основании системы финансовых коэффициентов;

-составление бухгалтерских проводок;

-ввод данных в АКМ;

- ввод информации в автоматизированную банковскую программу

 

Связь с учебными дисциплинами:

«Учет в банках» темы: «Учет доходов и расходов»

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» тема: «Интегрированная система «Операционный день банка»»

 

Тема 9.5. Учет финансовых результатов и их использование

 

Студент должен знать:

- порядок формирования финансового результата деятельности кредитной организации

 

Студент должен уметь:

- закрывать счета по учету доходов и расходов;

- опредлять финансовые результаты банка и учитывать го на счетах бухгалтерского учета;

- производить расчет налога на доходы банка

 

Порядок формирования финансовых результатов банка и закрытия счетов по учету доходов и расходов. Проведение заключительных оборотов. Порядок распределения прибыли. Налогообложение доходов банка порядок исчисления налога. Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль.

Определение и анализ прибыли и убытков банка. Расчет коэффициента рентабельности банка.

 

Виды работы:

-определение финансового результата банка;

- оценка уровня рентабельности прибыльности банка;

- ввод информации в автоматизированную банковскую программу

 

Связь с учебными дисциплинами:

«Учет в банках» темы: «Учет финансовых результатов и использования прибыли»

«Экономический анализ» тема: «Анализ финансовых результатов деятельности кредитных организаций»

 

 

Раздел 10. Отчетность кредитных организаций

Студент должен знать:

- понятие и состав отчетности кредитных организации;

- порядок и сроки составления и предоставления отчетности.

 

Студент должен уметь:

- составить бухгалтерскую отчетность;

- формировать отчетность в программе АКМ

- оценивать деятельность коммерческого банка на основании публикуемой отчетности.

 

Состав и периодичность составления бухгалтерской финансовой отчетности. Подготовительные работы к составлению отчетности. Содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности.

 

Виды работ:

- заполнение отдельных форм бухгалтерской и финансовой отчетности;

-формирование отчетности в автоматизированной банковской программе;

- анализ деятельности банка на основании публикуемой отчетности

 

Связь с учебными дисциплинами:

«Учет в банках» темы: «Отчетность кредитных организаций»

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» тема: «Интегрированная система «Операционный день банка»»

«Экономический анализ» тема: «Анализ ликвидности баланса кредитной организации и выполнения ее платежных обязательств»

 

 

Стажировка

 

Производственная практика-стажировка проводится в соответствии с учебным планом по специальности 080108 «Банковское дело» на 3 курсе и является завершающей в учебном процессе.

Производственная практика-стажировка рассчитана на 144 часа:

по предмету «Банковские операции» - 72 часа учебного времени;

по предмету «Учет в банках» - 72 часа учебного времени.

В ходе отработки практических навыков студенты ежедневно фиксируют в дневнике, который одновременно является отчетом, всю проделанную работу.

К дневнику практикант подбирает практический материал, надлежащим образом заполняет его и подшивает его в отдельную папку в последовательности расположения тем и вопросов программы практики.

Для руководства практикой в учреждении банка назначаются общий и непосредственный руководитель практики, которые организуют самостоятельную работу практикантов, ежедневно проверяют содержание записей в дневнике о проделанной в течение дня работе, оценивает правильность и своевременность ее выполнения по пятибальной системе.

По окончании практики-стажировки общий руководитель практики проверяет правильность оформления практикантами дневников, приложений к ним, составляет характеристику на каждого практиканта о результатах практического обучения по всем разделам тематического плана, творческих возможностях, активности и инициативности студента.

Студент по возвращении с практики представляет в учебное заведение:

1. дневник, заверенный общим руководителем практики;

2. заполненный бланковый материал, подобранный в соответствии с программой практики;

3. характеристику, заверенную руководителем практики;

4. табель выхода на практику.

 

По итогам практики получают оценку, которая приравнивается к оценке теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.