Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечислите основные направления развития систем КИ.






Перечислите основные фирмы производители систем КИ.

«Cochlear»(Австралия)

«MED-EL»(Австрия)

«Advanced Bionics»(США)

 

8.Чем отличаются разные модели КИ?

Количеством электродов, стратегиями обработки речевых сигналов и рядом других технических деталей.

 

9. Какая основная характеристика влияет на разборчивость речи в многоканальных КИ?

Стратегия обработки речи процессором КИ.

 

Перечислите основные направления развития систем КИ.

- уменьшение размеров КИ

- создание полностью имплантируемых устройств

- совершенствование стратегий обработки акустических сигналов

- повышение разборчивости речи, передаваемой КИ

- улучшение восприятия музыки с помощью КИ

- понижение электропотребления

- разработка модификаций электродов для имплантации при оссификации или аномалии улитки

- совершенствование конструкции электродов и носителя электродов для улучшения качества передачи звуковых сигналов, уменьшение травматизации улитки

- разработка моделей КИ, совмещенных со слуховым аппаратом (электроакустическая коррекция)

- развитие объективных методов настройки процессора КИ

-развитие биноуральной имплантации

11. В чем заключается идея создания устройства, объединяющего КИ и СА?

При хороших остатка слуха в низкочастотном диапазоне используется укороченный электродный носитель, при этом КИ передает высокочастотную звуковую информацию, а низкочастотную информацию человек воспринимает ухом или с помощью СА. У человека при этом достигается значительно более высокая разборчивость и естественность звучания воспринимаемой речи. Модель КИ объединяющая КИ и СА- система «Duet»(MED-EL)

 

13. Каков срок использования кохлеарного импланта?

Пожизненно, фирмы-производители дают гарантию на внутреннюю часть 10 лет.

 

15. Нужно ли делать повторную операцию, если будут разработаны более современные модели КИ?

По желанию пациента, но в этом нет необходимости, в основном заменяют внешнюю часть.

 

16. Почему кохлеарная имплантация проводится обычно на одном ухе? В чем преимущества бинауральной имплантации?

Высокая стоимость КИ, некоторые люди не хотят переносить еще одну операцию, желают сохранить второе ухо для более современных КИ.

Преимущества:

- повышается разборчивость речи в шуме на 10-12%

- улучшается локализация источника звука в пространстве

- повышается разборчивость речи в условиях реверберации, при общении с несколькими говорящими

- дети быстрее научаются слышать и узнавать разные звуки, быстрее накапливают словарный запас, научаются говорить

- звуки и речь звучат более естественно

-процесс слушания требует меньше усилий и меньше утомляет.

 

Перечислите 3 составляющих кохлеарной имплантации как метода реабилитации глухих детей и взрослых.

1) Предоперационное диагностичекое обследование и отбор пацентов (3 - 5 дней)

2) Хирургическая операция (1 - 1, 5 часа)

3) Послеоперационная слухоречевая реабилитация.

 

Перечислите критерии отбора кандидатов на кохлеарную имплантацию.

1) Двусторонняя сенсоневральная потеря слуха с порогами слуха в диапазоне 2000 – 4000Гц более 95 дБ.

2) Пороги слуха в оптимально подобранном слуховом аппарате в диапазоне 2000 – 4000 Гц 55 дБ и более (для детей старшего возраста и взрослых также разборчивость речи менее 30%)

3) Дети с врожденной глухотой не старше 5 лет (дети старше 5 лет при условии постоянного ношения слухового аппарата с раннего возраста и при использовании речи как основного средства общения)

4) Взрослые и подростки с хорошими навыками устной речи.

5) Отсутствие соматических противопоказаний к оперативному вмешательству.

6) Отсутствие психических и грубых неврологических нарушений.

7) Участие родителей, родственников, местных специалистов в проведении послеоперационной слухоречевой реабилитации.

 

19. Какие противопоказания для проведения кохлеарной имплантации?

1) Полная или значительная оссификация улитки (оссификация — отложение кальция или прорастание кости в улитку).

2) Ретрокохлеарная патология (повреждение слухового нерва и более высоких уровней слуховой системы).

3) Отрицательные результаты промонториального теста (электрофизиологического тестирования слуха)

4) Сопутствующие соматические и психические заболевания, препятствующие проведению хирургической операции и исключающие возможность последующей слухоречевой раебилитации.

5) Отсутствие мотивации у родителей ребенка (для подростков и взрослых необходима также их личная мотивация) к длительной послеоперационной слухоречевой реабилитации, отсутствие условий ее проведения по месту жительства.

 

20. Каковы цели предоперационного диагностического обследования?

В процессе диагностического обследования необходимо по существу получить ответы на 4 главных вопроса:

- Является ли пациент кандидатом на кохлеарную имплантацию по состоянию слуха?

- Нет ли у пацинта противопоказаний для проведения кохлеарной имплантации и целесообразно ли ее проведение?

- Какова перспектива использования КИ для восприятия речи и других звуков?

- Может ли ему быть проведена операция под общим наркозом по состоянию здоровья?

21. На сколько этапов можно разделить предоперационное диагностическое обследование и чем заканчивается каждый этап?

Предоперационное обследование кандидатов на КИ целесообразно разделить на 2 этапа. На первом этапе оценивается, является пациент кандидатом на кохлеарную имплантацию по состоянию слуха или ему может быть рекомендовано слухопротезирование традиционными СА. Соответственно далее для одних (кандидатов на КИ) проводятся дальнейшие обследования, а другим рекомендуется подбор адекватных слуховых аппаратов, занятия с сурдопедагогом.

22. Какие 4 группы обследований проводят пациенту перед операцией? Каковы их задачи?

1. Аудиологическое обследование, задачи:

Оценить слуховую функцию и уровень поражения слуховой системы

Оценить сохранность слухового нерва;

Оценить эффективность слухопротезирования с помощью современных моделей СА;

Оценить состояние вестибулярного аппарата.

2. Рентгенологическое исследование, задача

Оценить проходимость улитки и состояние структур внутреннего уха.

3. Сурдопедагогическое и психологическое обследования, задачи:

Оценить уровень развития слухоречевого восприятия, устной речи и других высших психических функций у пациента;

Оценить перспективность использования КИ для восприятия речи у пациента после операции;

Определить содержание послеоперационной слухоречевой реабилитации и наличие условий для ее проведения по месту жительства пациента;

Сформировать у пациента и его близких адекватные ожидания результатов кохлеарной имплантации;

Психологически подготовить пациента и его близких к операции и послеоперационной реабилитации.

4. Общие и специальные клинические исследования, задачи:

Оценить соматическое состояние пациента;

Оценить психоневрологический статус пациента.

23 Какие методы оценки слуха используют при обследовании кандидатов на кохлеарную имплантацию?

• тональную аудиометрию без СА и с СА (в свободном поле),

• речевую аудиометрию с СА,

• импедансометрию,

• регистрацию слуховых вызванных потенциалов (коротколатентных слуховых вызванных потенциалов - КСВП, слуховых потенциалов на модулированные тоны),

• регистрацию вызванной отоакустической эмиссии (ВОЛЭ - задержанной вызванной отоакустической эмиссии или отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения). В некоторых случаях регистрируется также микрофонный потенциал,

• промонториальный или эндоауральный тест (электрофизиологическое тестирование возбудимости волокон слухового нерва)

24.Какие пациенты относятся к постлингвальным, какие к долингвальным, какие к перилингвальным пациентам?

1. Позднооглохшие (постлингвальные) пациенты (ПЛИ) - взрослые, подростки и дети, потерявшие слух после овладения речью. Большинство этих пациентов обучаются хорошо понимать речь с помощью КИ за относительно короткий срок.

2. Ранооглохшие (долингвальные) пациенты (ДЛП) - пациенты, потерявшие слух до овладения речью. Большая часть этих пациентов - дети разного возраста. Эта группа неоднородна и подразделяется на подгруппы в зависимости от возраста, наличия слухового опыта и др. В этой группе выделяются также перилингвальные пациенты, потерявшие слух в период овладения речью (1 – 5 лет).

25.Что включает психолого-педагогическое обследование позднооглохших пациентов-кандидатов на кохлеарную имплантацию?

Сурдопедагогическое обследование позднооглохших взрослых и детей, кандидатов на кохлеарную имплантацию, должно включать:

1. оценку слухового восприятия с СА;

2. оценку навыков чтения с губ и слухозрительного восприятия речи;

3. оценку состояния устной речи;

4. оценку навыков чтения и письма (у детей и подростков);

5. оценку условий для слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации по месту жительства (возможность участия родных пациента в реабилитации, наличие возможности занятий с сурдопедагогом);

6. оценку перспективности использования КИ для восприятия речи;

7. оценку адекватности ожиданий результатов кохлеарной имплантации у пациента и его близких. Информирование пациента и его близких о возможностях слухового восприятия с КИ и послеоперационной слухоречевой реабилитации.

27. Что включает психолого-педагогическое обследование ранооглохших детей раннего и младшего дошкольного возраста кандидатов на кохлеарную имплантацию?

Психолого-педагогическое обследование ранооглохших детейраннего и младшего дошкольного возраста включает:

• оценку сформированности остаточного слуха с помощью СА:

умение обнаруживать появление звукового сигнала (условно-рефлекторная двигательная реакция)

умение различать отдельные акустические признаки звуковых сигналов( различение «тихий-громкий», «один-много» звуков, «длинный-короткий» звук)

умение различить слова в ситуации закрытого выбора с опорой на слоговую структуру (оценивают не только число правильно узнанных слов, но также число слов, в которых ребенок правильно определил число слогов)

умение различать слова в ситуации закрытого выбора без опоры на слоговую структуру (могут использоваться звукоподражания)

умение различать слова в слитной речи (в словосочетаниях и фразах) в ситуации закрытого выбора (оценивает умение ребенка выделять слова в потоке речи и скорость обработки слуховой информации)

умение различать слова и предложения в ситуации открытого выбора без опоры на слоговую структуру (необходимо отметить наличие мотивации к ношению СА, использованию остаточного слуха)

• оценку состояния устной речи (для детей раннего возраста сформированность предречевых вокализаций),

• оценку уровня сформированности навыков чтения (сформированность глобального чтения и объема словаря, знания отдельных графем),

• оценку навыков коммуникации и способов общения,

• оценку сформированности навыков чтения с губ,

• оценку сформированности когнитивных навыков,

• оценку сформированности эмоционально-волевой сферы,

• оценку наличия сопутствующих нарушений, влияющих на развитие речи (нарушения внимания и памяти, задержка психического развития, специфические речевые расстройства).

• оценку наличия у родителей опыта по развитию различных навыков у глухого ребенка.

 

28. Как оценивается сформированность остаточного слуха у долингвально оглохших детей раннего, дошкольного и школьного возраста?

Для оценки сформированности слухоречевого восприятия рекомендуется использовать батарею тестов, прототипом которой является международный тест развития слухоречевого восприятия (EARS), разработанный фирмой MED-E1. Русскоязычная версия батареи тестов была подготовлена сотрудниками Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи. Батарея позволяет оценить сформированность различных процессов слухового анализа: от простой операции обнаружения различных звуковых сигналов до восприятия предложений. Кроме того, эти тесты впоследствии используются для оценки динамики развития слухоречевого восприятия с КИ.

По существу при исследовании остаточного слуха, мы последовательно оцениваем сформированность центральных механизмов слухового и слухоречевого анализа от самого простого (обнаружение звуковых сигналов) к наиболее сложному (восприятие слов и слитной речи в ситуации открытого выбора):

1. умение обнаруживать появление звукового сигнала. При этом оценивается непроизвольная и произвольная (условно-рефлекторная двигательная реакция) реакция ребенка (взрослого) на разные звуки. Рекомендуется использовать традиционные неречевые источники звуков -барабан, дудка (свисток), погремушка, игрушка-пищалка, а также речевые сигналы — «па-па-па», «ш-ш-ш», «с-с-с». У детей младшего возраст необходимо отметить сформирована или нет условно-рефлекторная двигательная реакция на звуки. Если она не сформирована, то родителям дается задание подготовить ребенка к обследованию. Определяется максимальное расстояние, с которого ребенок обнаруживает доступные ему звучания. Отмечается также наличие реакции на собственное имя. Важно отметить любые непроизвольные реакции па звуки, поскольку нередко ребенок хорошо обнаруживает разные звуки (при оценке с помощью условно-рефлекторной реакции), но непроизвольной реакции у него па эти звуки нет. Это свидетельствует, что он не пользуется имеющимися у него слуховыми возможностями, и окружающие звуки не имеют для него значения. Такое обычно наблюдается, если ребенок не носит постоянно слуховой аппарат, и с ним мало занимаются развитием остаточного слуха. При обследовании детей для облегчения понимания ребенку этого и следующих заданий, сначала это задание выполняет одна мама или мама вместе с ребенком. У подростков и взрослых оценивается расстояние, с которого воспринимается крик, речь разговорной громкости, шепот (не разборчивость, а наличие звука «слышу – не слышу»).

Это задание позволяет не только оценить сформированность процесса обнаружения звуковых сигналов у пациентов, но и дает информацию для решения вопроса о том, является ли ребенок кандидатом на кохлеарную имплантацию. Способность ребенка обнаруживать низко- и высокочастотные (с, ш, ч) речевые сигналы на расстоянии более 2-х метров, позволяет надеяться, что при правильно организованной коррекционной работе у него можно развить слуховое восприятие с СА, сопоставимое с восприятием с КИ и избежать хирургическое вмешательство. Дети старшего возраста и взрослые, постоянно использующие СА, должны при этом справляться со всеми последующими заданиями. Детям младшего возраста и пациентам, не использовавшим СА, даются рекомендации по развитию слухоречевого восприятия, и назначается повторное обследование через 3-6 мес.

2. умение различать отдельные акустические признаки звуковых сигналов. В число этих признаков входят различение «тихий-громкий», «один-много» звуков (для детей старшего возраста и взрослых - количество звуков 1-2-3), «длинный-короткий» звук. В качестве звучаний используются неречевые и речевые сигналы, которые ребенок обнаруживает (см. п.1). Для облегчения понимания этого и следующих заданий детям предлагаются соответствующие зрительные подсказки - картинки (например, большой и маленький барабан, одна и несколько букв А). Ребенок должен выбрать соответствующую картинку пли имитировать соответствующий звук. Достаточно оценить это умение для звука барабана и, если это доступно пациенту, на гласный звук |а|.

3. умение различить слова в ситуации закрытого выбора с опорой на слоговую структуру. Подбирают 3 слова с разным числом слогов (1-, 2-х и 3-х сложные из детского лексикона, например, дом, кошка, собака). Можно предварительно выяснить у родителей слова, которые знает ребенок. Перед ребенком раскладываются соответствующие картинки. Ребенку объясняется задание – показать картинку, после того как педагог назовет слово. Сначала слова предъявляются слухо-зрительно, а затем только на слух. Если ребенок справился с заданием по узнаванию 3-х слов, их число увеличивают до 6, 12. В этом задании оценивают не только число правильно узнанных слов, но также число слов, в которых ребенок правильно определил число слогов.

4. умение различать слова в ситуации закрытого выбора без опоры на слоговую структуру. Это задание проводится таким же образом, как предыдущее, только в качестве речевого материала выбирают равносложные слова - много- и односложные. Узнавание односложных слов более сложное задание. Возможные наборы слов: ««собака - корова - машина», «чашка -кукла - тапки», «мяч - дом - жук». Для самых маленьких могут использоваться звукоподражания: «ав-ав. мяу-мяу, пи-пи, хрю-хрю».

5. умение различать слова в слитной речи (в словосочетаниях и фразах) в ситуации закрытого выбора. Это задание проводится таким же образом, как предыдущее, только в качестве речевого материала используют фразы. Возможные наборы фраз: «дай большую собаку - дай маленькую машину - дай большую машину - дай маленькую собаку», «покажи красный мяч - покажи синий стул - покажи синий мяч - покажи зеленую машину – покажи красный стул». Этот тест оценивает умение ребенка выделять слова в потоке речи и скорость обработки слуховой информации.

 

6. умение различать слова и предложения в ситуации открытого выбора без опоры на слоговую структуру. В этом задании пациенту на слух предъявляется различный речевой материал - разносложные, много- и односложные слова, предложения. Если у пациента есть какой-то словарный запас, то используются знакомые ему слова и фразы. При этом он не знает, какие слова или предложения скажет педагог. Как правило, ранооглохшие пациенты, не имевшие слухового опыта, не могут выполнить это задание. Пациенты со слуховым опытом способны выполнить это задание, и различием в точности выполнения этого и двух предыдущих заданий является показателем того, насколько эффективно для него слухопротезирование и в какой степени он восстанавливает недостающую слуховую информацию (опирается на догадку).

У всех пациентов необходимо отметить наличие мотивации к ношению СА, использованию остаточного слуха.

29 Какие показатели слухового восприятия соответствуют критериям отбора пациентам на кохлеарную имплантацию по данным педагогического обследования?

Показанием для КИ являются пороги слуха в диапазоне 2000-4000 Гц 55 дБ и более, разборчивость многосложных слов в открытом списке менее 40%, односложных слов - менее 20% при оценке и свободном звуковом поле с адекватно подобранным и настроенным СА.

При оценке умения обнаруживать появление звукового сигнала: способность ребенка обнаруживать низко- и высокочастотные (с, ш, ч) речевые сигналы на расстоянии более 2-х метров.

Отсутствие динамики в развитии понимания речи и собственной речи у ребенка при правильной методике работы.

30. Как оценивается сформированность языковой системы у долингвально оглохших детей разного возраста?

Языковая система – это понимание речи (словарь, грамматика). Если ребенок говорит фразами, то значит он их понимает – языковая система в определенной степени развита. Если не говорит – оцениваем понимание прочитанного на уровне слова, фразы, текста.

 

Степень сформированности устной речи у ранооглохших пациентов зависит от многих факторов: возраста пациента, методики и интенсивности коррекционной работы, наличия сопутствующих нарушений и др. Среди пациентов есть те, кто совершенно не пользуется устной речью, дети, у которых присутствует только одна вокальная реакция - крик; пациенты, использующие при общении отдельные слова; пациенты, использующие короткие фразы с резко ограниченным словарем и аграмматизмами; пациенты, владеющие развернутой грамматически правильной речью с нарушениями только ее звуковой стороны.

Состояние устной речи в значительной степени влияет на перспективность использования КИ и поэтому требует оценки всех ее компонентов. Необходимо отметить пользуется ли пациент устной речью, если да, то представлена ли она отдельными словами, простыми фразами, развернутыми фразами. Следует оцепить объем активного словаря, представленность в нем различных частей речи, описать наличие конкретных гласных и согласных звуков речи в спонтанной речевой продукции и при изолированном произнесении. Важно отметить, сопровождает ли пациент устную речь дактилированием, помогает ли оно ему более точно произнести звук, слова.

У детей раннего и младшего возраста оценивается развитие предречевых вокализаций- звукоподражаний, лепетых слов. Следует отметить:

• использует ли ребенок голос и предречевые вокализации для привлечения внимания взрослого и при общении с ним,

• характер вокализаций - крик, гласно- или слогоподобные комплексы, звукоподражания, усеченные слова, фразы (на, дай, мама, пока-пока и др.).

• какие звуки речи представлены в вокализациях.

• являются ли вокализации интонационно окрашенными или монотонными.

• сопровождает ли ребенок свою игру спонтанными несоотнесенными и соотнесенными (звукоподражаниями, усеченными словами) вокализациями.

• имитирует ли ребенок артикуляции взрослого, безмолвные это артикуляции или озвученные.

31. Как оценивается сформированность коммуникативных навыков у детей раннего и школьного возраста?

Ранооглохший ребенок или взрослый может использовать различные способы общения- естественные жесты, устную речь, дактильную или жесто-мимическую формы речи, письменную речь, чтение с губ. В процессе обследования сурдопедагог должен определить, какими способами коммуникации пациент владеет, какие использует для общения дома, в учебном заведении (детском саду, школе, колледже, институте, для взрослых - на работе), на улице при общении с другими детьми. Дети раннего возраста чаще пользуются только естественными жестами в сочетании с вокализациями, и здесь важно оценить, каков объем этого «словаря». Дети младшего возраста нередко сочетают естественные жесты и элементы устной речи с восприятием ее на слухо-зрительной основе. Дети, посещающие специальные детские сады и школы, общаются с помощью дактильной и жестомимической речи. Некоторые из них сочетают элементы дактильной, жестомимической и устной речи. Это зависит от применяемых там методов работы и того, окружают ли ребенка только глухие дети или слабослышащие, пользующиеся устной речью.

Необходимо выяснить, какая форма общения является для пациента ведущей. Это устанавливается на основании опроса родителей, а также в процессе наблюдения за ним во время обследования. Полезно также попросить родителей пообщаться с пациентом. Нередко родители утверждают, что ребенок хорошо их понимает на слухо-зрительной основе и пользуется при общении элементами устной речи, а па деле оказывается, что коммуникация у них продуктивна только при использовании жестов и дактилирования.

У детей раннего возраста оценивают сформированность довербальных (протоязыковых) средств общения:

• контакт «глаза в глаза»,

• «взгляд, ищущий оценку своих действий взрослым»,

• «соединяющий взгляд» (соединяет взрослого и предмет, который интересует ребенка),

• указательный жест,

• умение привлекать внимание взрослого голосом или жестом.

• использование разнообразных голосовых реакций для общения.

• использование общепринятых коммуникативных жестов - «привет», «пока-пока», «пить», «кушать», «дай», «писать» и др.

Для развития слуха и речи у ранооглохших детей и взрослых с КИ важно, чтобы у пациента была потребность к общению со сверстниками, с другими людьми и, особенно, со слышащими. У детей показателем потребности к общению является умение инициировать взаимодействие, сохранять интерес к совместным игре и действиям с другими детьми и взрослыми в различных ситуациях, стремление добиться, чтобы его поняли.

У всех пациентов следует отметить, есть ли мотивация к использованию вокальной речи для общения или для этого требуется постоянное стимулирование.

32.Какие дополнительные речевые нарушения встречаются у детей с нарушенным слухом и как их диагностировать?

У ранооглохших детей нередко имеются сопутствующее речевое расстройство - дизартрия, обусловленное нарушением иннервации артикуляторного аппарата вследствие поражения нервной системы в перинатальный период. Поэтому надо обязательно обследовать выполнение ребенком движений артикуляторных органов (оральных проб). Примеры таких движений:

Движения губ: вытянуть губы вперед «хоботком»; улыбнуться, оскалив зубы; плотно сомкнуть губы, сомкнуть губы и надуть щеки.

Движения языка: высунуть язык вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз, высунуть распластанный язык «лопатой» и удержать его до 10 секунд: высунуть язык вперед, свернув его трубочкой.

По имитации дети могут выполнять, по крайней мере, некоторые из этих движений, начиная с 3-х лет. Некоторые дети могут выполнять эти движения, только видя себя в зеркало.

При дизартрии у ребенка может наблюдаться также слюнотечение, в том числе и при выполнении артикуляторных движений, асимметричность или односторонняя сглаженность носогубных складок.

Для выявления стертой дизартрии и артикуляторной диспраксии обследование двигательных функций артикуляционного аппарата проводят не только при выполнении пациентом отдельных движений, но и многократных повторений одного и того же движения и серии из нескольких движений. При этом отмечается точность и быстрота движений, истощаемость, изменение плавности и темпа, появление содружественных движений. Для стертой дизартрии и артикуляторной диспраксии характерны неточность движений, невозможность выполнять их плавно и в быстром темпе, быстрое утомление при их выполнении, появление содружественных движений.

Вследствие того, что у ранооглохших детей речь не развивалась или развивалась со значительными нарушениями и задержкой, то у всех них не сформировано речевое дыхание и имеются нарушения голоса. Дети не умеют создавать направленную, дозированную, длительную струю воздуха при выдохе, необходимую для произнесения речевых высказываний. Для оценки сформированности этих навыков ребенка просят подуть в дудочку, подуть на висящую нитку, добиваясь длительного удержания ее в отклоненном положении, произнести протяжно (5-15 с) гласный [а] и др. Как правило, ранооглохшие дети плохо справляются с подобными заданиями. Для ранооглохших пациентов свойственны различные нарушения голоса - голос чаще тихий, быстро затухающий при произнесении изолированных гласных. Реже встречается громкий голос или нормальной громкости. Голос чаще неинтонированный, монотонный. Интонированный голос у ранооглохших детей может быть признаком наличия остатков слуха в низкочастотном диапазоне или прогрессирующей тугоухости.

К числу нарушений голоса относится характерный для большинства ранооглохших пациентов носовой оттенок. Это вызвано неправильной работой мягкого неба, которое не поднимается и не перекрывает поток воздуха в носовую полость во время речи, как это необходимо для нормального звучания большинства звуков речи (кроме сонорных согласных [м], [н]). Это нарушение может быть функциональным из-за отсутствия слухового контроля у глухих. Но оно может быть также следствием пареза мышц (при дизартрии) или нарушении строения мягкого неба (при субмукозной расщелине). Для проверки подвижности мягкого неба пациента просят произнести гласный [a] с открытым ртом и наблюдают, поднимается ли при этом небная занавеска. При отсутствии ее движения проверяют наличие/отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком прикосновении шпателя к мягкому небу). Отсутствие движений является признаком пареза мышц мягкого неба.

У детей следует обратить внимание на состояние крупной и мелкой моторики. Ее нарушение неизбежно сопровождается нарушениями управления движениями артикуляторных органов.

33.Что включает подготовка пациента и близких к кохлеарной имплантации?

Не только информирование, но и обучение развитию остаточного слуха и речи с СА до имплантации.

Сурдопедагог должен объяснить принцип и устройство КИ, рассказать, как будет развиваться слух после включения процессора КИ, через какой период пациент сможет слышать звуки, откликаться на имя, понимать слова и простые фразы, обычную речь и т.д. Очень важно обсудить с близкими, как организовать необходимую послеоперационную слухоречевую реабилитацию по месту жительства. В ряде случаев родители для этого должны поменять место жительства, работу. Это очень серьезное решение и родители должны осознанно прийти к нему.

Родителям маленьких детей надо сообщить, что первое время их малыш может никак не проявлять, что он слышит, что он может стать капризным, быстро утомляться. Необходимо обсудить факторы, благоприятные для развития слуха и речи с КИ у данного пациента, рассказать об ограничениях развития слухоречевого восприятия у него с КИ. Надо объяснить родителям, что между «слышать» и «понимать речь» существует огромная дистанция. Пациент с помощью КИ быстро научится слышать самые тихие звуки, но потребуются многие годы, чтобы он научился понимать речь, а в ряде случаев он не сможет научиться этому. Это особенно актуально для ранооглохших подростков и взрослых. Неадекватные ожидания приводят к разочарованиям и даже могут быть причиной отказа пользоваться КИ. В таких случаях результаты имплантации могут совершенно не удовлетворять пациента (и его близких), хотя по объективной оценке для данного пациента эти результаты хорошие. С другой стороны, при адекватных ожиданиях самые скромные достижения использования КИ могут приносить пациенту и его близким удовлетворение и значительно повысить их качество жизни

49.Что проверяют во время операции и после операции?

Для контроля введения цепочки электродов в улитку во время операции регистрируется стапедиальный рефлекс на электрическую стимуляцию. После операции делают повторную компьютерную томографию или рентген улитки для контроля полноты введения цепочки электродов.

35.Что подразумевается под перспективностью использования кохлеарного импланта?

Основная польза от кохлеарной имплантации заключается в улучшении качества жизни человека с тяжелым поражением слуха, при этом у него:

-восстанавливается или улучшается восприятие звуков окружающей среды и разговорной речи;

-появляется чувство безопасности и уверенность в себе;

-улучшается общение между людьми.

Большинство взрослых пользователей имплантами отмечали, что после операции они значительно легче общаются с окружающими их людьми, лучше слышат и распознают речь говорящего даже без помощи чтения с губ. При этом треть пользователей имплантами даже способна разговаривать по телефону. Кохлеарные импланты хорошо помогают детям и взрослым, особенно если до операции они уже владели разговорной речью. При этом чем раньше после потери слуха проводится кохлеарная имплантация, тем лучше будут ее конечные результаты для пользователя. Глухие дети с помощью кохлеарного импланта значительно лучше развиваются, их жизнь становится ярче и полноценнее.

Польза и эффективность применения кохлеарного импланта обусловлена многими факторами. Они зависят от типа и продолжительности глухоты, интеллектуального развития человека, мотивации ребенка и его родителей, а также периода времени после операции. При этом эффективность применения импланта в значительной степени зависит от качества и количества проведенных с ребенком коррекционных занятий.

После включения и настройки процессора КИ пороги слуха ребенка составляют 25-40 дБ и, значит, соответствуют 1 степени тугоухости. После подключения и настройки процессора КИ на занятии дети обучаются выполнять условно-рефлекторную реакцию на тихие звуки (шепот, звуки /с/, /ш/, /ц/) с расстояния до 4-6 м, но при этом в обычной ситуации они могут не откликаться на свое имя, не реагируют на окружающие звуки. Через 1-4 месяца они начинают реагировать на все окружающие звуки, но при этом также не понимают речь, хотя многие из них могут повторить слово, услышав его. У ребенка с КИ происходит быстрое спонтанное развитие слуховых навыков, а впоследствии понимания речи и собственной речи, что не характерно для глухих с СА. Под спонтанным развитием речи мы понимаем ситуацию, когда мы не учим ребенка целенаправленно каким-то словам или грамматическим правилам, а он осваивает их сам, слушая речь окружающих. Характерным является и то, что нередко при отсутствии у ребенка реакции на звуки у него отмечается резкое увеличение голосовой активности.

38 Охарактеризуйте разные группы пациентов с точки зрения перспективности использования кохлеарного импланта и организации слухоречевой реабилитации.

2 основные группы:

1. Постлингвальные (позднооглохшие) пациенты (ПЛП) — взрослые, подростки и дети, потерявшие слух после овладения речью. Это высокоперспективные кандидаты на кохлеарную имплантацию: большинство этих пациентов обучаются хорошо понимать речь с помощью КИ в
течение 1-3 месяцев его использования.

2.Ранооглохшие (долингвальные) пациенты (ДЛП) —пациенты, потерявшие слух до овладения речью. Большая часть этих пациентов — дети разного возраста. Эта группа неоднородна и подразделяется на подгруппы:

• дети, имеющие слуховой опыт. К этой группе, пре­жде всего, относятся дети, потерявшие слух в период овла­дения речью (1-5 лет, перилингвальный период). У этих детей хорошие результаты реабилитации, причем они тем лучше, чем больше возраст, в котором был потерян слух, и чем меньше интервал времени между потерей слуха и имплантацией. Сюда также относятся дети, постоянно использовавшие СА с 6 месяцев, и дети с прогрессирующей тугоухостью;

• дети, не имеющие слухового опыта. Результаты зави­сят от возраста, в котором проведена имплантация:

- имплантация в возрасте до 2 лет — хорошие резуль­таты при правильной организации реабилитации и отсут­ствии у ребенка сопутствующих нарушений (80% таких пациентов посещают массовые школы);

- имплантация в возрасте 2-3 х лет — хорошие резуль­таты при правильной организации реабилитации и отсут­ствии у ребенка сопутствующих нарушений (60% посеща­ют массовые школы);

имплантация в возрасте 3-7 лет — результаты от незначительных до хороших в зависимости от возраста имплантации, опыта использования слухового аппара­та, уровня языкового и речевого развития на момент им­плантации, состояния памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, организации процесса реабилитации;

- имплантация в возрасте 7-15 лет — результаты от незна­чительных до хороших в зависимости от многих факторов;

- имплантация в возрасте старше 15 лет — ограничен­ные возможности слухоречевого и языкового развития, но при правильном понимании возможностей, которые дает КИ данному пользователю, и желании интегрироваться в среду слышащих, развиваются коммуникативные навыки и улучшается качество жизни. Если глухой хорошо владе­ет «чтением с губ» и использует устную речь для общения, то КИ значительно облегчает слухо-зрительное восприятие речи. Наиболее низкая перспективность использования КИ характерна для ранооглохших подростков и взрослых, не использующих слуховой аппарат и устную речь для об­щения;

дети, имеющие глухих родителей. Результаты слухоречевой реабилитации в этой подгруппе также зависят от возраста проведения имплантации и других факторов. Специфичность этой группы связана с проблемами органи­зации речевой среды в семье.

39 Какие факторы благоприятно влияют на использование кохлеарного импланта для развития восприятия речи и собственной речи у детей старшего дошкольного и школьного возраста?

Основными факторами благоприятно влияющими на использование кохлеарного импланта для развития восприятия речи и собственной речи у ранооглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста являются те же, которые существенны для маленьких детей:

- наличие слухового опыта.

- использование ребенком предречевых и речевых вокализаций для коммуникации.

- отсутствие у ребенка сопутствующих нарушений познавательной и коммуникативной сферы, внимания, памяти, зрения, нервно-мышечногой системы.

- использование ребенком доречевых (протоязыковых) и языковых средств общения, высокая мотивация к общению с окружающими.

- наличия у родителей ребенка желания и возможности активно участвовать в слухоречевой реабилитации ребенка, а также опыта систематических занятий с ним.

- наличие у ребенка опыта систематических занятий с педагогом и родителями.

- отсутствие у ребенка задержки общего когнитивного развития вследствие педагогической запущенности (из-за отсутствия систематических занятий или неадекватности методов коррекции).

- наличие условий для слухоречевой реабилитации по месту жительства ребенка.

- возраст ребенка (только для детей с врожденной глухотой и с потерей слуха в возрасте до 1 года).

Однако нужно учитывать, что у детей этой возрастной группы сенситивный период развития речи уже прошёл. Поэтому основным показателем перспективности использования КИ является уровень развития речевых навыков, достигнутый ребенком к моменту обследования. Это:

- хороший уровень развития речи и использование ее в качестве ведущего средства общения.

- сформированность элементов языковой системы (словарь, грамматика).

- использование остаточного слуха.

В этой группе появляются дополнительные факторы, важные для эффективной реабилитации:

- наличие у ребенка мотивации к использованию слуха и устной речи для общения.

- интеграция в среду слышащих.

- сформированность эмоционально-волевой сферы.

Влияние фактора возраста в этой группе детей уменьшается. В связи с этим 9-летний ребенок, который воспринимает речь слухозрительно и общается с помощью устной речи, является более перспективным кандидатом, чем 5-летний ребенок, владеющий только элементами жестовой и дактильной речи и использующий слуховой аппарат (СА) лишь на занятиях.

 

40. Какие факторы отрицательно влияют на использование кохлеарного импланта для развития восприятия речи и собственной речи у детей старшего дошкольного и школьного возраста?

на развитие у ребенка слухоречевого восприятия с КИ отрицательно влияют наличие у него аномалий улитки, ее оссификация, гипоплазия слухового нерва, нарушение слуха по типу слуховой нейропатии с поражением слухового нерва.

Отсутствие благоприятных факторов.

41. Какие факторы благоприятно влияют на использование кохлеарного импланта для развития восприятия речи и собственной речи у маленьких детей?

- наличие слухового опыта.

- использование ребенком предречевых и речевых вокализаций для коммуникации.

- отсутствие у ребенка сопутствующих нарушений познавательной и коммуникативной сферы, внимания, памяти, зрения, нервно-мышечногой системы.

- использование ребенком доречевых (протоязыковых) и языковых средств общения, высокая мотивация к общению с окружающими.

- наличия у родителей ребенка желания и возможности активно участвовать в слухоречевой реабилитации ребенка, а также опыта систематических занятий с ним.

- наличие у ребенка опыта систематических занятий с педагогом и родителями.

- отсутствие у ребенка задержки общего когнитивного развития вследствие педагогической запущенности (из-за отсутствия систематических занятий или неадекватности методов коррекции).

- наличие условий для слухоречевой реабилитации по месту жительства ребенка.

- возраст ребенка (только для детей с врожденной глухотой и с потерей слуха в возрасте до 1 года).

44. Что учитывается при принятии решения о том, на каком ухе будет проводиться кохлеарная имплантация?

При выборе уха для кохлеарной имплантации учитываются индивидуальные особенности пациента. Так при оссификации улитки или аномалии ее развития имплантацию проводят на противоположное ухо. При отсутствии данных проблем выбирается хуже слышащее ухо, чтобы в дальнейшем пациент мог совмещать кохлеарный имплант - на хуже слышащем ухе и слуховой аппарат - на лучше слышащем.

 

47. Когда пациент может вставать после операции кохлеарной имплантации?

Большинство пациентов, в том числе дети, после окончания действия наркоза в тот же день могут вставать, общаться.

48. Когда пациенту снимают швы после операции кохлеарной имплантации?

Швы снимают через 7-10 дней.

 

49. Что проверяют во время операции и после операции?

Для контроля введения цепочки электродов в улитку во время операции регистрируется стапедиальный рефлекс на электрическую стимуляцию. После операции делают повторную компьютерную томографию или рентген улитки для контроля полноты введения цепочки электродов.

50. Какие возможные отрицательные последствия операции?

-задержка заживления раны

- боль

-чувство онемения вокруг имплантанта

- головокружение

-нарушение равновесия

-временное изменении вкуса

-повреждения лицевого нерва

 

52. Какие пороги слуха у пациента с КИ?

Пороги слуха 25-40дБ, 1 степень тугоухости.

 

53 Как описывают свои первые ощущения позднооглохшие пациенты с КИ?

Звуки сливаются в один непрерывный меняющийся шумовой поток, речь слышится зашумленно.

Звуки и слова не похожи на те, которые человек слышал раньше.

Разница в артикуляции и звучании звуков(например, и звучит как у).

Речь слышится с задержкой.

Голоса звучат одинаково, неестественно.

Процесс анализа речи занимает много времени.

Мешают посторонние шумы, они искажают речь.

 

54.Почему ребенок с КИ не понимает речь?

Потому что речь при использовании КИ звучит не так как при использовании СА и ребенок не умеет анализировать звуки, не узнает значения слов, не знает правила соединения слов в предложения.

 

55. Каковы особенности восприятия звуков и речи у детей и взрослых с КИ?

1.Речевые сигналы, передаваемые кохлеарным имплантом (КИ), искажены и отличаются от тех, которые хранятся в памяти пациента.

2.медленная обработка речи, плохо понимают речь в шумных условиях.

3.пороги слуха 25-40дБ, что затрудняет восприятие более тихих частей слов-окончаний, предлогов, приставок, тихих согласных (п, т, к, ф, ц, х, в) при общении с ним тихим голосом и на расстоянии.

4.недостаточно или не сформировано внимание к окружающим звукам.

5.пациент плохо локализует звук в пространстве.

6.плохо воспринимают речь, если говорящий стоит сзади или с противоположной стороны от имплантта.

7.если ребенок не имел слухового опыта, то он медленно научается обнаруживать и различать звуки.

8.ребенок\взрослый плохо воспринимается речь, если она не обращена к нему (при общении нескольких людей).

9.проблемы со слуховым вниманием, памятью.

10.мешают окружающие шумы и реверберация.

11.не могут воспринимать музыку.

 

 

56. Какие основные причины определяют особенности восприятия звуков у поздно- и ранооглохших пациентов с КИ на раннем этапе его использования?

1.искажение звуков и речи, передаваемых КИ в слуховую систему.

2.несформированность (у ранооглохших) и\или нарушением центральных слуховых процессов различной степени, что проявляется в проблемах памяти, внимания, скорости обработки речи.

3.моноуральное восприятие, КИ проводится обычно на одно ухо, а взаимодействе двух ушей необходимо для локализации звука в пространстве, восприятия речи в шумах и в помещениях с сильным отражением звуков (реверберацией)

 

57 Какие основные причины определяют особенности восприятия звуков у поздно- и ранооглохших пациентов с КИ на раннем этапе его использования?

1.искажение звуков и речи, передаваемых КИ в слуховую систему.

2.несформированность (у ранооглохших) и\или нарушением центральных слуховых процессов различной степени, что проявляется в проблемах памяти, внимания, скорости обработки речи.

3.моноуральное восприятие, КИ проводится обычно на одно ухо, а взаимодействе двух ушей необходимо для локализации звука в пространстве, восприятия речи в шумах и в помещениях с сильным отражением звуков (реверберацией)

 

59 Что включает послеоперационная реабилитация ранооглохших пациентов с КИ?

Она включает в себя 4 периода:

Первый периодначальный период развития слухо­вого и слухоречевого восприятия с КИ. Длительность 3-12 недель.

Период связан преимущественно с развитием слухового восприятия с КИ. Он является специфичным для детей с КИ. За этот период должны быть достигнуты параметры настройки речевого процессора КИ, позволяющие ребен­ку воспринимать все звуки речи, а усилия педагогов и близких должны быть направлены на развитие у ребенка начального интереса к окружающим звукам. У детей, не говоривших до имплантации, важно активизировать спон­танную голосовую активность, произнесение звуков и слов по подражанию. Нередко появление у маленького ребенка гласно- и слогоподобных вокализаций — первый признак того, что ребенок стал слышать. Дети, которые немного го­ворили до имплантации, начинают использовать слух для контроля своей речи.

Второй периодосновной период развития слухо­вого и слухоречевого восприятия с КИ. Длительность 6—18 месяцев.

Он связан с развитием слухоречевого восприятия наряду с развитием системы родного языка и устной речи. За этот период у ребенка достигаются оптимальные и стабильные параметры настройки процессора КИ, а главное — форми­руются все мозговые процессы анализа звуков и речи как звуковых сигналов. Ребенок научается обнаруживать раз­ные звуки, у него формируются непроизвольное и произ­вольное слуховое внимание, он слышит различия между звуками, узнает и запоминает разные звуки и слова. Ребе­нок научается с помощью КИ узнавать окружающие зву­ки, причем делает это непроизвольно. Уровень развития его слухового восприятия речи близок к развитию ребен­ка в возрасте 1-1, 5 года. Благодаря этому слух начинает работать на развитие понимания речи и собственной речи так, как это происходит у слышащих детей. Дальнейшее слухоречевое развитие и, соответственно, коррекционная работа, проводятся в рамках развития у ребенка речевой системы — накопления пассивного и активного словаря, развития и формирования грамматической системы язы­ка, использования речи для общения.

Для всех детей в этот период характерны выраженные проблемы слухоречевой памяти. За этот период у ребен­ка нужно сформировать умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух), что необходимо для спонтанного развития восприятия речи у ребенка с КИ. Еще одна важная задача этого этапа — развитие слухо­вого контроля собственной речи и формирование слухо-моторных координации (умение повторять слышимые зву­ки речи, слова).

Третий периодязыковой период развития воспри­ятия речи и собственной речи. Длительность 5 и более лет.

Главным в этот период является развитие у ребенка си­стемы родного языка. Он все время должен слышать род­ную речь, пользоваться ею, получать специальные занятия по родному языку. В зависимости от сформированности по­нимания устной речи и собственной речи это может быть программа детского сада/школы для слабослышащих де­тей или детей с нарушениями речи (общее недоразвитие речи 2-го или 3-го уровня). Особое внимание необходимо уделять развитию у ребенка слухового восприятия грам­матической стороны речи. У ребенка продолжается совер­шенствование процессов слухового анализа звуков и речи. Уровень развития собственной речи у детей с КИ по окон­чании этого этапа может быть очень разным. Это зависит от состояния устной речи у ребенка до имплантации, возрас­та имплантации, наличия у ребенка сопутствующих нару­шений, в том числе и артикуляторных, а также методики реабилитации. Третий и четвертый этапы связаны только с развитием языка и устной речи.

Четвертыйпериод развития связной речи и -пони­мания сложных текстов.

Он определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической системы и общих пред­ставлений об окружающем мире. Он отличается от преды­дущего периода тем, что это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его до­стижения является умение ребенка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о различных событиях и явлениях, умения об­щаться с разными людьми с помощью речи. Этот этап ре­чевого развития детей с КИ аналогичен периоду развития речи, который характерен для нормально слышащих детей в возрасте старше 7 лет. Его может достичь только часть ранооглохших детей с КИ.

Выделение специфичных этапов развития слуха, вос­приятия речи и устной речи у детей с КИ важно не только для понимания закономерностей речевого развития детей с КИ. Это также позволяет ставить конкретные цели и зада­чи на каждом этапе развития, выбирать методику работы, прогнозировать формирование у ребенка определенных слуховых и речевых навыков, корректировать методику реабилитации при отсутствии ожидаемого результата.

60. Перечислите условия для развития слухоречевого восприятия у детей/взрослых с КИ.

- КИ хорошо работает если ребенок, взрослый постоянно его носит;
- КИ правильно настроен;

- созданы хорошие условия для восприятия звуков, по­скольку дети с КИ испытывают трудности при обучении навыку слушать в шумных помещениях;

- есть возможность слушать разные неречевые и рече­вые звуки;

- созданы условия для развития соответствующих ком­муникативных навыков в различных ситуациях общения (взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, взрослый - дети);

- у ребенка появляется опыт в развитии навыков слу­шать и общаться;

- в процесс реабилитации вовлечены все люди, заботя­щиеся о ребенке: родители, братья, сестры, бабушки, де­душки, сверстники, учителя и др.

61 Перечислите особенности речи и условий слушания, которые облегчают и затрудняют восприятие и понимание речи ребенку с КИ?

-при общении с ребенком лучше находиться рядом с ним со стороны имплантанта на расстоянии до 1 м или перед ним.

-прежде чем говорить, надо привлечь внимание.

-лучше говорить с ребенком простыми короткими фразами, выделяя голосом ключевые слова фразы.

-говорить голосом разговорной громкости, чуть медленнее, напевно, отчетливо произнося слова, но слитно.

-надо выделять голосом наиболее тихие части слов, предлоги, окончания, безударные слоги.

-во время занятий следует исключить шумы и реверберацию. Заниматься лучше в помещении, где низкий уровень отражения звуков от стен и потолка (есть занавески, ковры, мебель)

-для улучшения восприятия рекомендуется использовать FM-системы.

 

62акие проблемы восприятия звуков и речи сохраняются у пациентов с кохлеарным имплантом даже после длительного использования КИ?
-локализация источника звука в пространстве

-восприятие речи в шумных условиях, условиях реверберации.

-восприятие речи при общении нескольких говорящих

-восприятие речи по телевизору.

 

63. как часто нужно приезжать в центр КИ и зачем?

В первые 2 года надо приезжать на коррекцию настройки речевого процессора КИ каждые 6 месяцев. Впоследствии детям следует приезжать 1 раз в год, взрослым - по мере возникновения у них необходимости.

 

64.В чем заключается настройка процессора КИ?

В процедуре настройки речевого процессора КИ в целом можно выделить 3 компонента:

  • проверка работоспособности внутренней и внешней частей КИ (электродов, микрофона, магнита и других элементов);
  • программирование (выбор стра­тегии кодирования и моды стимуляции в некоторых систем.
  • настройка параметров элект­рической стимуляции.

65.Какие 2 параметра должен определить аудиолог при настройке процессора КИ?

При настройке процессора КИ минимальный (пороговый) уровень тока, который ощущает пациент и максималь­ный комфортный уровень электрических сигналов, который вызывает неприятные ощущения, являются основными параметрами, которые меняются при настройке КИ.

 

66 Что такое динамический диапазон настройки процессора КИ?

Диапазон между порогами слуховых ощущений и порогами дискомфорта называется динамическим диапазоном. Широкий динамический и частотный диапазон электрических сигналов, вызывающих у пациента слуховые ощущения, свидетельствует о хорошей сохранности волокон слухового нерва.

67. Какова роль аудиолога при настройке процессора КИ у детей?

В целом процедура подключения и настройки речевого процесса у взрослых и детей сходна. Теоретически у малышей так же, как у взрослых пациентов, надо определить пороговые уровни токов и максимальные комфортные уровни на каждом электроде. Но есть и принципиальные отличия: малышам трудно объяснить, чего мы от них хотим, они не могут долго сохранять внимание, не умеют прислушиваться к тихим сигналам, у них не сформировано представление «тихий – громкий» звук. Поэтому после телеметрии аудиолог, проводящий настройку, как правило, может определить только минимальные уровни тока, которые вызывают ориентировочную реакцию или реакцию внимания (замирание, поворот глаз в сторону стимулируемого уха, на маму и др.) и / или условно-рефлекторные поведенческие реакции у ребенка (Пудов и соавт., 2006). Ориентировочные реакции у детей с несформированной условно-рефлекторной двигательной реакцией возникают возникают при уровнях тока, близких к максимальному комфортному уровню. У части детей без слухового опыта, имеющих нарушения внимания и коммуникативных навыков, могут отсутствовать ориентировочные реакции, но могут наблюдаться непроизвольные реакции в виде расширения зрачков, беспокойства.

Затем аудиолог постепенно повышает уровень стимулов и наблюдает за реакциями ребенка. Повышение производится до тех пор, пока у ребенка не появится отрицательная реакция на стимул – ребенок может заморгать, вздрогнуть, заплакать. Это означает, что достигнут уровень дискомфорта, который используется в качестве точки отсчета для МКУ и порогового уровня. При этом пороговый уровень устанавливается из расчета 10% от этого уровня, а МКУ для начального этапа привыкания – на уровне 50%.

68.Какова роль сурдопедагога при настройке процессора КИ у детей?

Подготовка ребенка к настройке речевого процессора КИ проводится до операции и после операции до подключения процессора. Родителям после операции до подключения процессора КИ дается задание выработать у ребенка условно-рефлекторную двигательную реакцию на звук, доступный для его восприятия.

Подготовка детей дошкольного возраста к настройке речевого процессора кохлеарного импланта

Чтобы ребенок хорошо слышал с КИ, речевой процессор должен быть правильно настроен. Во время настройки аудиолог подает слабые электрические сигналы на электроды КИ, и ребенок должен контролировать на сигнал, показывая, слышит он его или нет. Для этого ребенка надо научить условно-рефлекторной двигательной реакции на звук, чтобы он умел:

1) Выполнять определенное действие в ответ на сигнал/звук (например, на удар барабана. Он может класть шарик в коробку, надевать кольцо на пирамидку, хлопать в ладоши, говорить «да», кивать и др.);

2) Ждать сигнал в двух ситуациях: зрительно-звуковой сигнал – например, при ударе по барабану, когда ребенок одновременно видит это действие и слышит звук, звуковой – когда ребенок только слышит удар барабана, но не видет это действие;

3) Показать, что он не слышит звук («Нет, не слышу»);

4) Прислушиваться к тихим звукам и выполнять действие не только на громкие, но и на тихие звуки;

5) Различать тихие и громкие звуки, показывая показывая соответствующие знаки (например, руками «маленький- большой», на картинках показывать при громком звуке на большой барабан, а при тихом на маленький).

Условно-двигательную реакцию на звук можно вырабатывать у ребенка, начиная с 1, 5 лет. Прежде всего, надо научить ребенка выполнять какое-либо действие (бросать пуговицу/ шарик в банку, надевать кольцо на пирамидку, кивать головой и др.) по сигналу взрослого, сочетающему действие и звук, и ждать этот сигнал. Можно использовать разные звуки, доступные восприятию ребенка в слуховом аппарате, - удар в барабан, хлапок в ладоши, дутье в дудку, произнесение слов типа «па-па-па». Если ребенок не носит слуховой аппарат, то это может быть звук барабана. Барабан слышат все дети. Начинать следует с громких, но не вызывающих у ребенка неприятных ощущений, звуков.

69 Какова роль родителей при настройке процессора КИ у детей?

Вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, обучение умению прислушиваться к разным звукам и их узнавать, реагировать на имя, воспринимать речь.

1. Вызывание голосовых реакций, развитие устной речи у ребенка.

2. Наблюдение за реакциями ребенка на разные звуки, голос, не­приятных реакций на звуки и передача этой информации аудиологу и сурдопедагогу.

3. Информирование сурдопедагога и аудиолога о развитии вос­приятия речи и устной речи у ребенка.

70 Что включает подготовка ребенка к настройке процессора КИ?

Чтобы ребенок хорошо слышал с КИ, речевой процессор КИ должен быть правильно настроен. Во время настройки КИ аудиолог будет подавать слабые электрические сигналы на электроды КИ, ребёнок должен будет реагировать на эти сигналы, показывая слышит он его или нет. Для этого ребенка надо научить условно-рефлекторной двигательной реакции на звук, чтобы он умел:

1) выполнять определенное действие в ответ на сигнал/звук (напри­мер, на удар барабана. Он может класть шарик в коробку, надевать кольцо на пирамидку, хлопать в ладоши, говорить «да», кивать и др.);

2) ждать сигнал в двух ситуациях: зрительно-звуковой сигнал — например, при ударе по барабану, когда ребенок одновременно видит: > то действие и слышит звук, звуковой — когда ребенок только слы­шит удар барабана, но не видит это действие;

3) показывать, что он не слышит звук («Нет, не слышу»);

4) прислушиваться к тихим звукам и выполнять действие не толь­ко на громкие, но и на тихие звуки;

5) различать тихие и громкие звуки, показывая соответствующие знаки (например, руками «маленький - большой», на картинках показывать при громком звуке на большой барабан, а при тихом на маленький).

71 В чём особенности настройки процессора КИ у разных групп пациентов?

У взрослых пациентов и детей старшего возраста оценка проводится по субъективным ощущениям.

У маленьких детей с помощью условно-рефлекторной двигательной реакции и непроизвольных реакций.

Маленькие дети и ранооглохшие школьники нуждаются в подготовке к настройке процессора КИ после операции.

Объективные методы — регистрация стапедиального рефлекса на электрическую стимуляцию, слуховых вызванных потенциалов.

72 Каковы критерии правильности настройки процессора КИ? (из её презентации)

• Пациент слышит (обнаруживает) низко- (А, М) средне-(Ш), высокочастотные (С, Ц) звуки речи на расстоянии более 4 м.

• У пациента нет неприятных реакций на громкие звуки.

• Пациент различает звукиречи в ситуации открытого выбора (после обучения).

• У пациента наблюдается положительная динамика развития слухового восприятия звуков и речи при наличии адекватной методики реабилитации.

 

76Какую информацию о настройке процессора КИ у пациента важно знать сурдопедагогу?

Информация о настройке процессора КИ у пациента, которую важно знать сурдопедагогу в процессе слухоречевой реабилитации:

— нет ли отключенных электродов;

— наличие оссификации/аномалии улитки;

— использование нестандартного электрода;

— различия в настройке разных программ;

— какая программа рекомендуется для использования аудио логом;

— какая программа настроена по стапедиальным рефлексам;

— настроен ли процессор по реакциям самого ребенка или по сред­ним параметрам относительно стапедиального рефлекса.

77.Что необходимо для того, чтобы ребенок/взрослый с КИ мог понимать речь и общаться с помощью речи?

Чтобы научить позднооглохшего пациента понимать речь с КИ, необходимо

1) научить ребенка/взрослого находить соответствие между слуховыми образами слов и неречевых звуков, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти;

2) научить ребенка/взрослого выделять в новых образах звуков речи акустические корреляты дифференциальных признаков фонем " гласный-согласный", " звонкость-глухость", " носовой-неносовой", " взрывной-щелевой" и др. Научить его узнавать отдельные звуки речи и делать это быстро, что необходимо для хорошей разборчивости речи при восприятии на слух.

3) накопить в памяти ребенка/взрослого новые слуховые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды.

Большинству позднооглохших (постлингвальных) пациентов, потерявших слух после овладения речью, для развития/восстановления восприятия речи с современными моделями КИ требуется 1-3 мес. За этот период они научаются понимать речь с КИ в разных ситуациях общения. Однако процесс совершенствования восприятия речи с КИ у них продолжается еще в течении года благодаря развитию умения быстро узнавать звуки речи (фонемы) при произнесении их разными людьми в разных условиях и благодаря накоплению в памяти новых слуховых образов разных слов. Это обеспечивает дальнейшее повышение разборчивости речи разных людей, в том числе и в шумных условиях.

 

 

81. Какие основные задачи слухоречевой реабилитации ранооглохших детей на 1 этапе?

Задачи:

1)достигнуть параметров настрой­ки речевого процессора КИ, позволяющих ребенку/взрослому воспри­нимать все звуки речи

2) развивать у ребенка/взрослого активный интерес к окружающим звукам и речи, желание узнавать их

3) стимулировать голосовую активность, произнесение звуков и слов по подражанию и самостоятельно

4) исполь­зовать слух для контроля речи

5) учить узнавать знакомые звуки и слова на боль­шем расстоянии, узнавать новые звуки и слова

82. Какие основные задачи слухоречевой реабилитации ранооглохших детей на 2 этапе?

Задачи:

1)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.