Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечислите приемы вызывания голоса у неговорящего ребенка с КИ.






Фонетическая ритмика, вызывание смеха (пощекотать, поиграть), положить одну руку ребенка к себе на шею, а другую к нему и произнести звук, демонстрируя вибрацию, тренажер «видимая речь».

139Почему родители детей с КИ нуждаются обучению навыкам правильного общения и развитию у ребенка разных способностей во время ежедневных дел и режимных моментов?
Педагог должен объяснять и показывать родителям, как проводить упражнения и общаться дома с ребенком самостоятельно. Большинство родителей нуждаются в демонстрации самых простых действий с ребенком. У многих из них сложились неправильные поведенческие стереотипы в общении с ребенком, они продолжают себя вести с ними как с глухими или, наоборот, не понимают, почему он не откликается на имя, хотя только что на занятии поднимал руку, когда слышал шёпот. Педагогу следует объяснить родителям, что должен делать ребенок в соответствующем возрасте, чтобы они постепенно учили малыша эти навыкам. Необходимо показать им, как это делать, используя обычные предметы, которые окружают ребенка, и пособия, которые сурдопедагог использует во время занятия. План занятий для самостоятельной работы родителей с детьми младшего возраста с КИ может помочь им делать это более последовательно.

140Почему родители детей с КИ нуждаются обучению навыкам развития у ребенка разных способностей в процессе игры?

При развитии у маленького ребенка слухового восприятия в естественных ситуациях важную роль играют родители, с которыми дети проводят большую часть времени.

Родителям надо объяснить, как они могут использовать каждую минуту их обычных дел для развития у ребенк­а умения слушать и понимать значение разных звуков и речи.

Большинство родителей нуждаются в демонстрации самых простых действий с ребенком. У многих из них сложились неправильные поведенческие стереотипы в общении с ребенком, они продолжают себя вести с ними как с глухими или, наоборот, не понимают, почему он не откликается на имя, хотя только что на занятии поднимал руку, когда слышал шёпот.

157Почему чтение эффективно при развитии грамматической системы у дошкольников и школьников с КИ?

При развитии произносительных навыков у детей, имплантированных после 3 лет, можно с самого начала также опираться на параллельное развитие слуха и навыков аналитического чтения. При обучении чтению у ребенка сначала формируется представление о букве. Это можно делать уже в процессе вызывания у ребенка звуков речи, связывая звук, вызываемый у ребенка на слух и с помощью движения жеста, с соответствующей буквой. Ребенок при произнесении может обводить буквы пальчиком вместе со взрослым. Начинаем с гласных, затем у него вызывают согласную. На следующем этапе учат произносить и читать слоги с этими согласными и разными гласными. Следующий этап – произнесение простых слов, и затем – произнесение фразы.

Этот прием с опорой на чтение очень важен для слепоглухих детей с КИ.

Навыки чтения очень полезны при коррекции произносительной стороны речи детей с КИ и на более позднем этапе речевого развития, когда ребенок уже произносит слова и фразы, но артикуляторные движения у него недостаточно автоматизированы. Это явление вербальной диспраксии – нарушения формирования слогового рисунка слова, которое у детей с врожденной глухотой обусловлено отсутствием нормального развития речедвигательных центров в возрасте до 1, 5 – 2 лет.

Чтение играет большую роль в развитии языковой системы у ранооглохших с КИ. Зрительный анализатор у ранооглохших пациентов старшего возраста лучше развит, чем слуховой, поэтому он лучше запоминает слова, понимает и осваивает грамматические правила. Поэтому опора на чтение при накоплении словаря и развитии грамматики во время занятий, а на начальном использовании КИ даже при общении очень эффективна.

177.В чем заключается психологическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с кохлеарным имплантом и их близким на предоперационном и послеоперационном этапах?
Психологическая помощь на предоперационном этапе:

подробное информирование о кохлеарной имплантации и послеоперационной слухоречевой реабилитации;

- обеспечение необходимых условий для слухоречевой реабилитации по месту жительства;

- учитывается наличие у родителей опыта самостоятельных занятий.

Родителей надо настроить на регулярные самостоятельные занятия с ребенком под руководством сурдопедагога.

- знакомство родителей ребенка с другими родителями, которые уже имеют опыт самостоятельных занятий с ребенком до и после операции.

Психологическая помощь на послеоперационном этапе.

- подготовка родителей и близких к изменению поведения ребенка после включения процессора КИ и в дальнейшем в процессе реабилитации.

- Родители должны быть терпеливыми и знать, что во многих случаях, особенно если с ребенком мало занимались, результаты использования КИ будут видны не сразу.

- Родители (родственники) ребенка должны присутствовать на занятиях с сурдопедагогом и логопедом и участвовать в них.

- Необходимо научить родителей проводить занятия при выполнении обычных дел и игр, а не в атмосфере учебной обстановки.

- Важно научить родителей больше следовать за интересами и возможностями ребенка во время занятий и в обычной жизни при его обучении.

- помощь специалистов центра родителям в организации реабилитации по месту жительства, консультирование родителей и местных специалистов, предоставление им информации о целях, задачах, содержании и примах работы с детьми с КИ.

- помощь родителям выбрать оптимальное для развития ребенка детское дошкольное учреждение.

- предоставление родителям рекомендаций и литературы по развитию психических навыков. Сурдопедагог по месту жительства должен консультировать и контролировать работу родителей 187.Какие тесты батареи EARS оценивают способность узнавать речевой материал в ситуации закрытого выбора? Чем они отличаются?

восприятие слоговой структуры слова Слова с разным количеством слогов 3, 6, 12 картинок, предметов, карточек со словами Используется с 2-х лет Занимает 15-20 минут
узнавание односложных слов при закрытом выборе Односложные слова 4 или 12 картинок, предметов, карточек со словами Используется с 3 лет Занимает 5-15 минут

201Почему важно оценивать фонематический слух (?) у пациентов с КИ и как он оценивается?

Это необходимо для спонтанного развития восприятия речи.

При тестировании развития слухоречевого восприятия у дошкольников старше 4 лет и школьников мы оцениваем фонематический слух с помощью слогов. При оценке узнавания гласных фонем лучше использовать слоги типа «согласный — гласный — согласный». Узнавание согласных фонем проводится при предъявлении слогов «гласный — согласный — гласный» в контексте гласных [а], [и], [у].

206.Как часто надо менять внешние части КИ?

Кабель обычно надо менять ежегодно, процессор рекомендуется менять через 6 лет, но многие пациенты используют его значительно дольше.

207. Какие меры предосторожности должен соблюдать ребенок/взрослый с кохлеарным имплантом?

Общие меры предосторожности:

необходимо предохранять внешний блок КИ с речевым процессором от влаги, ударов, пыли.

перед принятием водных процедур (душ, ванна, купание) необходимо всегда снимать внешний блок КИ.

необходимо беречь голову от ударов, особенно ту её часть, где расположен КИ.

при лечении пациент должен сообщить лечащему врачу, что он имеет КИ, а при назначении диагностических и лечебных процедур обязательно проконсультироваться в центре кохлеарной имплантации или у представителя фирмы-производителя.

220.В какой форме может реализовываться интегрированное обучение детей с нарушенным слухом?

Э. В. Миронова и Н. Д. Шматко (1995) рассматривают несколько моделей интегрированного обучения, ориентированных на наличие специальных групп при массовых дошкольных учреждениях.

Временная интеграция предполагает участие детей с нарушениями слуха вместе со слышащими в прогулках, праздниках, некоторых занятиях. Особое значение при такой форме интеграции должно придаваться подготовительной работе, которую проводят педагоги, как специальной группы, так и массовой. Она заключается в подготовке к встрече детей двух групп и связана с изготовлением игр, дидактических пособий. Неслышащие и слышащие дети участвуют в общих занятиях по интересной для них тематике, в инсценировании сказок, спектаклях кукольного театра. Для упрочения связей целесообразно, чтобы специальная группа была связана с обычной группой и связи между ними носили систематический характер.

Частичная, или фрагментарная, интеграция ориентирована на пребывание ребенка со сниженным слухом в первой половине дня в специальной группе, где проводятся фронтальные и индивидуальные занятия, а во второй половине дня — в группе слышащих детей. При такой форме интеграции желательно иметь в обычной группе не более двух детей. Сурдопедагог специальной группы проводит работу с воспитателями обычной группы, выявляет трудности ребенка с нарушенным слухом, дает рекомендации воспитателям, в процессе занятий отрабатывает сложный для ребенка речевой материал.

Комбинированная форма интеграции рекомендуется для детей с хорошим уровнем речевого развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь. При этой форме интеграции ребенок в течение всего дня посещает группу слышащих детей, сурдопедагог проводит с ним индивидуальные занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных навыков.

Полная интеграция предполагает постоянное пребывание ребенка в массовом детском саду, где к нему предъявляются общие требования, без скидок на его плохой слух. В настоящее время это наиболее распространенная форма интеграции, особенно в тех регионах, где нет специальных дошкольных учреждений. С глухими и слабослышащими детьми, интегрированными с нормально слышащими детьми, как правило, занимаются родители дома, а контроль за их развитием осуществляют сурдопедагоги сурдологических кабинетов и центров. Без систематической помощи родителей дети, даже имеющие небольшое снижение слуха, могут испытывать трудности в массовом детском саду, отставать от сверстников в речевом и познавательном развитии.

97.Перечислите группы звуков речи, различение которых формируется у
пациентов с КИ. Что такое акустические корреляты фонем? Приведите примеры.
Акустические корреляты
дифференциальных признаков фонем –это характеристики звуков речи, которые отражают признаки определенных групп фонем. Например, для всех гласных звуков характерно, что они похожи на тоны (работают голосовые связки и нет препятствия на пути прохождения воздушной струи), для согласных – то, что ни похожи на шум. Значит тональное звучание – это признак гласного, а шумовое – согласного. Исключение – сонорные согласные – у них такой же акустический признак как у гласных – тональное звучание.

Эти признаки лучше выделяются и осознаются слушающим при сопоставлении звуков, относящихся к разным группам речи - акустически контрастные фонемы,.
Гласный-согласный, звонкий-глухой. взрывной-щелевой,
-различение фонем изолированно и в составе слогов.
-различение дифференциальных признаков фонем: Гласный-согласный(а-ш), взрывной-щелевой(п-ш), сонорные-взрывные(н-т), звонкий-глухой(б-п), мягкий-твердый, назальный-неназальный и т.д.

 

102.Что общего и что отличного в программе слухоречевой реабилитации
позднооглохших взрослых, позднооглохших детей, ранооглохших взрослых и
подростков с высоким уровнем развития языковой системы?

1.Общими у всех этих групп являются
I. задачи

- научить пациента (взрослого или ребенка) находить соответствие между
слуховыми образами слов и неречевых звуков, передаваемых КИ, с теми, которые
хранятся в его памяти (накопленные до потери слуха или с помощью СА);
- научить пациента выделять в новых образах звуков речи акустические
корреляты дифференциальных признаков фонем - < гласный-согласный>,
< звонкость-глухость>, место и способ артикуляции и др. Умение узнавать
отдельные звуки речи и делать это быстро необходимо для хорошей
разборчивости речи при восприятии на слух, а для детей это является основой
овладения новыми словами.
- накопить в памяти пациента новые слуховые образы звуков речи, слов,
фраз, звуков окружающей среды, воспринимаемые КИ.
II. Направления развития слухового восприятия с КИ:

Тренировка обнаружения, различения (при парном сравнении) и узнавания (при закрытом выборе из 3-5) звуков окружающей среды, музыкальных инструментов, звучащих игрушек.

1. Тренировка различения при парном сравнении и узнавании (при закрытом выборе из 3 и более) слов с разной слоговой структурой (одно-, двух-, трехсложные слова, цифры).

2. Тренировка различения разных признаков неречевых и речевых звуков (количество звуков, длинный/короткий, громкий/тихий).

3. Тренировка различения длины слова/предложения (при парном сравнении) и узнавания количества слогов в слове и слов в предложении.

4. Тренировка различения (при парном сравнении) и узнавания (при выборе из 3-5) отдельных, акустически сильно отличающихся звуков речи (изолированные гласные и согласные: [а] - [с], [и] - [п], [у] - [ч], [с] - [м], [ш] - [к])

5. Тренировка различения (при парном сравнении) и узнавания (при закрытом выборе из 3 и более) слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных) с сильно отличающимся фонемным составом (многосложные слова с разным и одинаковым положением ударного слога)

6. Тренировка различения (при парном сравнении) и узнавания (при закрытом выборе из 3 и более) предложений с разным числом слов.

7. Тренировка различения (при парном сравнении) и узнавания (при выборе из 3 и более) изолированных гласных, а также гласных в составе слогов типа «согласный-гласный», «согласный-гласный-согласный», в окружении разных согласных ([п], [ш], [м],..)

8. Тренировка узнавания слов в слитной речи при закрытом выборе из 6-20.

9. Тренировка узнавания (при закрытом выборе из 3 и более) слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных) и близким фонемным составом (слова отличающиеся 1-2 фонемами).

10. Тренировка различения (при парном сравнении) и узнавания (при выборе из 3 и более) изолированных согласных, а также согласных в составе слогов типа «согласный-гласный», «гласный-согласный-гласный».

11. Тренировка различения характеристик групп фонем (гласный-согласный, звонкость-глухость, место образования, сонорность, мягкость-твердость) в слогах и словах.

12. Тренировка узнавания предложений с хорошо и плохо предсказуемым последним слово при закрытом выборе из 3 и более предложений.

13. Тренировка восприятия просодической информации в речи (вопросительная/повествовательная интонация, положение ударного слога в слове, положение смыслового ударения, эмоциональное состояние говорящего, определение мужских/женских/детских голосов, индивидуальных особенностей голоса).

14. Тренировка понимания вопросов.

15. Тренировка узнавания слов и предложений, произносимых в быстром темпе, шепотом, разной высотой голоса при закрытом выборе.

16. Тренировка узнавания слов с разной слоговой структурой при открытом выборе.

17. Тренировка узнавания односложных слов при открытом выборе.

18. Тренировка восприятия слитной речи (предложения, тексты, диалоги) при открытом выборе, произносимых в нормальном и быстром темпе, на расстоянии, шепотом.

19. Тренировка узнавания слов с разной (одно-, двух-, трехсложные) и одинаковой слоговой структурой при закрытом и открытом выборе на фоне шума.

20. Тренировка восприятия слитной речи (предложения, тексты, диалоги) при закрытом и открытом выборе в шумах.

21. Тренировка восприятия речи по телефону.

22. Тренировка локализации источника звука в пространстве.

23. Тренировка восприятия музыки.

III. Принципы тренировки слухового восприятия с кохлеарным имплантом.

Отличия
1. В длительности
2. у детей и ранооглохших необходима также работа по развитию языковой
системы, произносительной стороны речи, психологическая поддержка -
сопровождение в школе, развитие навыков речевой коммуникации.

120 Каковы особенности коррекционной работы по развитию слуха и речи у маленьких детей после кохлеарной имплантации по сравнению с глухими детьми со СА?

-в первый год нужно уделить максимальное внимание развитию слухового восприятия, причем прежде всего используя для этого ежедневные обычные ситуации.

-в короткий срок развить у глухого ребенка естественное слуховое восприятие с КИ до уровня, приближающегося к нормальному слуху, т.о. чтобы слух начал работать на развитие понимания речи и собственной речи, как у нормально слышащего ребенка.

-ребенок с КИ, имплантир. в младш.возрасте, не нуждается после имплантации в использовании глобального чтения.

-при верботональном методе ребенок с КИ не нуждается в опоре на тактильно-вибрационные ощущения.

-ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи для развития произносительных навыков.

-слухозрительное восприятие необходимо только при работе над произносительной стороной речи.

-при общении с ребенком можно использовать только естественные жесты и только после того как ребенок не понял фразу сказанную 2 раза.

-имплантир.до 3 лет не нуждается в дактилировании как средстве формирования звукопроизношения.

154Что такое семантическое поле слова и что способствует его формированию у ребенка с КИ?

Семантическое поле — совокупность языковых единиц, объединенных каким-то общим семантическим признаком. Это объединение языковых единиц, проводимое по содержательным (семантическим) критериям.

196.Сколько вопросов включает анкета «Шкала слуховой интеграции» и как проводится оценка слухового восприятия ребенка с ее помощью?

Различные вопросы анкеты оценивают разные слуховые навыки ребенка.

1. вопросы 1-2 оценивают потребность ребенка носить КИ.

2. вопросы 3-6 оценивают появление спонтанных реакций ребенка на звуки.

3. вопросы 7-10 оценивают умение ребенка узнавать звуки.

204.В чём заключается техническое сопровождение пациентов после КИ?

Ответ: КИ является сложным дорогостоящим устройством, и пациенты с КИ нуждаются в постоянном техническом сопровождении в течении всей жизни. Пациенты, а при имплантации ребёнка его родители, должны оберегать КИ от механических повреждений, статического электричества, влаги, пыли. Родители должны объяснить ребёнку необходимость бережного отношения к КИ.

Родители детей должны следить за тем, чтобы процессор КИ всегда имел нормально работающие элементы питания. На внешнем блоке КИ имеется специальный (обычно световой и звуковой) индикатор разрядки батарей. Как правило, после индикации разрядки батарей КИ ещё некоторое время работает, но передаваемые им сигналы при этом имеют меньший уровень и воспринимаются как более тихие, снижается разборчивость речи. Родители должны постоянно иметь запасной комплект заряженных элементов питания для замены разрядившихся. Если ребёнок посещает детский сад или школу, то запасной комплект должен находиться у него или педагогов. При индикации разрядки батарей их необходимо заменить. Взрослые, дети старшего дошкольного и школьного возраста сами заменяют и заряжают элементы питания процессора КИ.

213. Почему следует носить слуховой аппарат на втором ухе вместе с кохлеарным имплантом?

Это обеспечивает биноуральный слух, что улучшает локализацию звука в пространстве, повышает помехоустойчивость восприятия речи при реверберации и в шуме, устраняет «эффект тени головы». Взрослые пациенты, использующие СА и КИ, отмечают, что с СА им легче слушать, они меньше устают, речь звучит естественнее, чем с одним КИ.

При поломке внешней части КИ требуется время, чтобы устранить неисправность. Поэтому, если ребенок носит СА на неимплантированном ухе, то со СА он слышит хотя бы часть звуков, и в период пока чинят КИ, он будет продолжать слышать и развиваться.

Если до имплантации пациент носил СА – у него развивались соответствующие слуховые центры м 222.В чем преимущества интегрированного обучения детей с КИ?

Преимущество заключается в том, что вокруг детей с КИ всегда есть речевая среда. Ребенок может развиваться среди нормально-слышащих людей, получить лучшее образование и в будущем лучше устроиться в жизни.

233. Меняется ли отношение сообщества глухих к кохлеарной имплантации и почему?

Однако в последние годы число глухих родителей, принимающих решение о проведении имплантации своему глухому ребенку, увеличивается. Мотивацией для них служит понимание, что способность слышать и говорить обеспечивает их ребенку лучшие возможности для учебы, получения хорошей специальности и высокооплачиваемой работы. Не меньшее значение имеет и то, что они видят долгосрочные положительные результаты кохлеарной имплантации у многих детей. Есть случаи, когда глухие родители решались сделать себе кохлеарную имплантацию после того, как увидели, что их ребенок с КИ быстро научается слышать и говорить.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.