Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперименты по обучению антропоидов искусственным языкам.




Окончились неудачей и провалом, хотя бы из-за особенностей строения человеческих голосовых связок. «Использования языка глухонемых для обучения человекообразных обезьян.

Супруги Келлак в 1971 году обучали обезьяну Оши. Супруги Примак в 1973 году обучали обезьяну Сару.

Современные проекты. Супруги Севидж-Румбо взяли группу обезьян, обученных языку-посреднику, и подсаживают к ним детёнышей.

Любое рефлекторное движение у обезьян можно закрепить с 1-2 сочетаний. “Изобретение” средств: видит корм, старые движения не действуют, тогда обезьяна начинает выдумывать что-то своё, и каждый раз надо выдумать что-то новое. Так можно выработать жест у обезяны. Уланова учила макак знакам, сигнализирующим о потребности в разных видах еды. Приучение животных складывать пальцы определённым образом. Для обучения знаку требовалось от 152 до 576 опытов. Шимпанзе можно научить использовать названия предметов. Они в состоянии создать словарь больше чем на 100 слов и даже составлять новые фразы. Обезьяну Лану научили составлять предложения из пластмассовых символов для получения еды (пожалуйста машина дать банан). Обезьяну Сару научили делать соответствия между едой (яблоко, банан) и пластиковым знаком (@ называется яблоко….@ не называется банан).

Проблема обучения обезьян языкам разрабатывалась ранее, чем с 60х годов:

60-е: Слан изучал языки-посредники

70-е: Примаки изучали язык жетонов

90-е, центр Иеркса: на клавиатуре - 20 знаков, обезьяна с помощью компьютера строила предложения.

93-99: Севидж-Румбо

Употребление слов связано не с едой, а с побуждением людей к действию. Обезьян видит 5 игрушек, идет в другую комнату с компьютером и нажимает на нужную игрушку, затем ей ее дают.

60-е: Хаккетт, американский лингвист, предложил 7 ключевых свойств человеческого языка:

Перенос усвоенного жеста для обозначения категории предметов

Это собака ---> перенос на любую собаку, лай, картинку…

Существуют обобщающие категории: фрукты, посуда, еда.

Наиболее плодотворное время помещения в языковую среду - 10 мес.

Изобретение новых знаков. Словотворчество.

Оша: лебедь - вода птица, поводок - веревка и движение вокруг шеи.

Что они выделяют в этих предметах? Они выделяют общие свойства, если Оша сравнивает свойства поводка и веревки.

Потолок обезьян: Те знаки, которые они изобретают, – иконические, т.е. структура знака похожа на предмет.

Индексные - для обозначения целого выделяется его часть. Символических знаков обезьяны не изобретают.

Способность к комбинированию знаков, продуктивность.

Оша: 15-20 знаков - начала складывать предложения.

90-е: исследования естественного языка шимпанзе в природе - обнаружен "долгий крик" содержит всегда ограниченное количество фонем, он меняется не за счет увеличения фонем, а за счет перемены их местами.



Различия в строении левого и правого полушарий найдены только у человека и человекообразных обезьян.

Перемещаемость (возможность передавать информацию о событиях будущего и прошлого)

Оша: когда за забором злая собака - знак "нет".

Знаки используются для наименования предметов и как средство воздействия на человека, знак для обозначения.

Шерман – когда обезьян нажимал на апельсин, ему давали апельсин; когда хотел есть - он нажимал на апельсин, вместо того чтобы сразу его съесть.

Культурная преемственность

Оша обучала приемного ребенка, если он хотел апельсин - Оша подходила и складывала его пальцы знаком.

Взаимозаменяемость. Использование языка для общения друг с другом

Между собой лишь о еде. Оша иногда разговаривала сама с собой. Проблема самоидентификации обезьян: те, что выращивались людьми, относят себя к людям

Итог:

- употребление символов для обозначения слов (действия, эмоции (редко))

- категоризация окружающего мира (еда, вода, овощ)

- конструирование новых слов – слов иконического типа (пример: «нагрудник»-похлопать себя по груди)

- конструирование фраз (грамматическая структура соответствует английскому языку: субъект-действие-объект)

НО. Язык не интериоризируется. Знаки не становятся средством регуляции поведения.»


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал