Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи зоопсихологии. Движение, поведение, психическое отражение, их характеристики и взаимосвязь.




Зоопсихология - это наука о проявлениях, закономерностях иэволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении в онто – и филогенезе психических процессов и о предыстории и развитии человеческого сознания (Фабри).Психика - это форма отражения объективной реальности,позволяющая животному адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение - совокупность внешней преимущественно двигательнойактивности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой.

По мнению К.Э.Фабри, объект зоопсихологии (animal psychology) – психическая деятельность, и пытается сформулировать «предмет зоопсихологии как науки о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания». Короче говоря, по Фабри, предмет зоопсихологии – это психика. Кроме Фабри зоопсихологией занимались американские бихевиористы. В Европе обычно исследование поведения животных велось в рамках этологии

А вообще зоопсихология и сравнительная психология часто путаются между собой. Достаточно зайти на википедию и набрать в поиске зоопсихологию. Если попробуем англоязычный вариант страницы, то нас отправят на comparative psychology. Оттуда на немецкую страницу и нам выдадут опять зоопсихологию.

Поведение - процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. Поведение связано с внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение животных - способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.
Психическое отражение выполняет на самом низком уровне своего развития в основном сторожевую функцию и поэтому отличается характерной “однобокостью”. Это проявляется в том, что сопутствующие биологически незначимые свойства компонентов среды дистантно ощущаются как сигналы появления таких компонентов лишь в том случае, если эти компоненты являются для животных вредными.Психика является формой отражения, позволяющей животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды.
Психика неотделима от поведения, под которым понимается вся совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленную на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Психическое отражение осуществляется на основе этой активности. Психика зарождается и умирает с движением, поведением. Первопричина психического отражения – поведение, и при этом психика корректирует внешнюю активность организма.
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на примитивность, поведение простейших является всё же достаточно сложным и гибким, во всяком случае, в тех пределах, которые необходимы для жизни в своеобразных условиях микромира. Малая стабильность этой среды (частое высыхание мелких водоёмов, в которых обитают простейшие), её однообразие и короткий срок жизни отдельных особей делают излишним развитие более сложных форм накопления индивидуального опыта на основе научения. Главным приспособительным элементом в данных условиях является не пластичность поведения, а пластичность самого строения простейших, лёгкость образования новых морфологических структур и отбор наиболее подходящих мутаций.
Сущность диалектического единства поведения и психики лучше всего выражает понятие “психическая деятельность”: весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности.



Значение зоопсихологии:

1. помощь в решении коренных задач общей психологии, для выявления биологических корней психической деятельности человека и закономерностей происхождения и развития его сознания.

2. помощь в выявлении биологических основ развития детской психики

3. вклад в педагогическую психологию: общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение

4. без данных зоопсихологии не может обойтись антропология при решении проблемы происхождения человека

5. изучение расстройств психической деятельности животных позволяет лечить психические болезни людей

6. помощь сельскому хозяйству, рыболовству, звероводству, охотничьему хозяйству.



Проблемы, которыми занимается зоопсихология:

 Происхождение психического отражения, его зарождение и периодизация его развития

 Врождённое и приобретённое у животных (научение, изменение поведения в онтогенезе и его границы)

 Закономерность онтогенеза поведения, психики у различных таксономических групп животных

 Антропогенетически значимые черты в поведении и психике животных

Зоопсихология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область — изучение интеллекта животных. Предмет и объект зоопсихологии:

Объект — поведение, практическая деятельность животных.

Предмет — их психическое отражение, т. е. психика.

Или

Психика является формой отражения, позволяющей животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды.

Психика неотделима от поведения, под которым понимается вся совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленную на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Психическое отражение осуществляется на основе этой активности. Психика зарождается и умирает с движением, поведением. Первопричина психического отражения – поведение, и при этом психика корректирует внешнюю активность организма.

Сущность диалектического единства поведения и психики лучше всего выражает понятие “психическая деятельность”: весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности.

Психика – форма отражения, которая позволяет животному адекватно ориентировать свою активность по отношению к объектам окружающей среды. По Фабри психическая деятельность – диалектическое единство психики и поведения. Без комментариев. Поведение – совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности, направленная на адаптацию к изменчивому окружающему мира. Поведение – первопричина психики, которая в свою очередь корректирует поведение.

Предмет и задачи сравнительной психологии. Эксперименты по обучению антропоидов искусственным языкам. Сравнительное изучение раннего онтогенеза детей и детёнышей человекообразных обезьян

Сравнительная психология – наука о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности.

^ Сравнительная психология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, врожденное и приобретенное. Она рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда сравнительная психология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука.

Из книги Фабри параграф

Среди великих загадок природы, к познанию которых с древ­нейших времён стремился человеческий ум, психика животных за­нимает одно из первых мест. Душевная жизнь, психические каче­ства и поведение животных входили как существенные составные части в фольклор, в религиозные представления и – мировоззрение на всех этапах развития человечества. Много внимания этим вопросам, особенно отношению психики животных к психике человека, уделя­ли античные мыслители при построении своих философских концепций.

Психология животных несравненно менее обращала на себя внимание ученых-естествоиспытателей, нежели их форма. Зоопсихология должна завершить, увенчать срав­нительную анатомию и физиологию; она должна представить дочеловеческую феноменологию развёртывающегося сознания. В наше время изучением психики животных занимается спе­циальная наука – зоопсихология. Но прежде чем приступить к рас­смотрению предмета и задач зоопсихологии, необходимо уточнить, что мы понимаем под психикой, поведением и психической деятель­ностью у животных.

Психика является по своему содержанию высшей формой отражения объективной реаль­ности. Появившись лишь на определенном этапе развития органи­ческого мира, психика присуща только высокоорганизованным жи­вым существам. Она выражается в их способности отражать своим состоянием окружающий мир. Началом этого этапа в эволюции ор­ганического мира следует считать появление животной формы жизни, ибо именно специфические условия жизнедеятельности жи­вотных породили необходимость качественно нового, активного от­ражения объективной действительности, способного регулировать усложнившиеся отношения организма со средой.

Таким образом, психика является формой отражения, позволя­ющей животному организму адекватно ориентировать свою актив­ность по отношению к компонентам среды. При этом, служа актив­ному отражению объективной реальности, материи, психика сама есть свойство высокоразвитой органической материи. Этой материей является нервная ткань животных. У подавляюще­го большинства животных имеется головной мозг – центральный орган нервно-психической деятельности.

Психика животных неотделима от их поведения, под которым мы понимаем всю совокупность проявлений внешней, преимущест­венно двигательной, активности животного, направленной на уста­новление жизненно необходимых связей организма со средой. Пси­хическое отражение осуществляется на основе этой активности в ходе воздействий животного на окружающий мир. При этом отра­жаются не только сами компоненты окружающей среды, но и соб­ственное поведение животного, а также произведённые им в ре­зультате этих воздействий изменения в среде. Однако у высших позвоночных жи­вотных, которым свойственны познавательные способности, наиболее полноценное и глубокое от­ражение предметов окружающего мира совершается в ходе их изменения под воздействием животного.

Таким образом, справедливо считать психику функцией живот­ного организма, состоящей в отражении предметов и явлений окру­жающего мира в ходе и результате направленной на этот мир ак­тивности, т.е. поведения. Внешняя активность и её отражение, по­ведение и психика составляют неразрывное органическое единство и могут лишь условно расчленяться для научного анализа. Как по­казал И.М. Сеченов: «…психика зарождается и умирает с движе­нием, поведением» (Элементы жизни. В кн.: Избранные труды. М., 1935. – С. 28).

Итак, первопричина психического отражения – поведение, по­средством которого осуществляется взаимодействие с окружающей средой. Без поведения нет психики. Психика, являясь производной поведения, вторично сама корриги­рует и направляет внешнюю активность организма. В этом и со­стоит приспособительная роль психики. Животное, адекватно отражая окру­жающий мир, приобретает возможность ориентироваться в нём и, как следствие этого, адекватно строить отношения с биоло­гически значимыми компонентами среды.

Сущность диалектического единства поведения и психики луч­ше всего выражает понятие «психическая деятельность». Под психи­ческой деятельностью животных мы понимаем весь комплекс прояв­лений поведения и психики, единый процесс психического отраже­ния как продукт внешней активности животного. Такое понимание психической деятельности, а также неразрывного единства психики и пове­дения животных открывает перед зоопсихологией путь к истинно­му познанию психических процессов и закономерностей эволюции психики при плодотворном их изуче­нии.

Итак, учиты­вая примат поведения в психическом отражении, мы будем при обсуждении психической деятельности животных исходить из анализа их двигательной активности в конкретных условиях их жизни.

Определив объект зоопсихологии как психическую деятельность животных, мы можем теперь сформулировать предметзоопсихоло­гии какнауки о проявлениях, закономерностях и эволюции психи­ческого отражения на уровне животного, о происхождении и разви­тии в онтогенезе и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Зоопсихология изучает эволюцию психики, начиная с её зачаточных форм до выс­ших её проявлений, составлявших основу зарождения человеческой психики.

Таким образом, компетенция зоопсихологии находится в преде­лах двух граней – нижней и верхней, представляющих собой одно­временно главные вехи эволюции психики вообще. Нижняя грань знаменует начало психического отражения, исходную ступень его развития, верхняя – смену животной психики человеческой. Ниж­няя грань связана с проблемами качественного различия отражения у растений и животных, верхняя – у животных и людей. В первом случае приходится решать вопросы происхождения психики элементарной формы отражения, во втором – зарождения человеческой психики из элементарной по отношению к ней психи­ки животных.

Решение проблемы зарождения психики возможно лишь на основе признания возникновения психики из раздражимости, свойственной всей живой материи, в которой уже, как писал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский: «…зало­жены зачатки того, из чего впоследствии путём длительной эволю­ции должна развиваться человеческая психика» (Цит. по: Кёлер В. Исследова­ние интеллекта человекоподобных обезьян: хрестоматия по зоопсихологии и сравни­тельной психологии. Изд-е стереот. – М.: РПО, 2007. – С. 209).

Ещё великий В. Гёте говорил, что все растения произошли из одного, а Л.С. Вы­готский подчёркивал: «…все формы психических явлений прои­зошли из раздражимости» (Кёлер В. Исследова­ние интеллекта человекоподобных обезьян»: хрестоматия по зоопсихологии и сравни­тельной психологии, 2007. – С. 208).

Проблема зарождения и развития психики получила основательную разработку в исследованиях известного отечественного учёного-психолога А.Н. Леонтьева. Учёный исходит из того, что живая материя на допсихическом уровне своего развития характеризуется в функцио­нальном отношении простой раздражимостью, т. е. способностью отвечать избирательно и специфическим образом на жизненно зна­чимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ. Биологическая эволюция сопряжена с усложнением обме­на веществ. Соответственно и взаимоотношения организма со средой развиваются в сторону всё большего разнообразия видов раздра­жимости, так как организмы ассимилируют из внешней среды всё большее число веществ и форм энергии. Однако, как указывает А.Н. Леонтьев, развитие раздражимости не сводится лишь к такому количественному усложнению. В ходе эволюции меняется также общий тип взаимодействия организмов со средой, поэтому возникает качественно новая форма раздражимости – чувствитель­ность. Чувствительность же – это способность к ощущению, т. е. элементарное психическое явление. Психика на­чинается там, где появляется качественно-своеобразная высшая форма раздражимости – собственно чувствительность.

Важно подчеркнуть, что появление чувствительности знаме­нуется, как указывает А.Н. Леонтьев, тем, что «организмы становятся раз­дражимыми и по отношению к таким воздействиям, которые сами по себе не в состоянии определить ни положительно, ни отри­цательно их ассимилятивную деятельность, обмен веществ с внеш­ней средой» (Эволюция психики. Избранные психологические труды. – М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – С.145).

Далее учёный поясняет это положение следующим примером. Ля­гушка раздражима по отношению к такому воздействию, как шо­рох, поскольку он вызывает у неё определённую ориентировочную реакцию. Но при этом: «энергия звука шороха, воздействующая на организм лягушки, ни на одной из ступеней своего преобразования в организме не ассимилируется им и вообще прямо не участвует в его ассимилятивной деятельности. Иначе говоря, само по себе дан­ное воздействие не может служить поддержанию жизни организма и, наоборот, оно вызывает лишь диссимиляцию вещества организ­ма» (Эволюция психики. Избранные психологические труды. – М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – С. 146).

Биологическая роль подобных воздействий и их отражения в виде ощущений заключается в том, что эти сами по себе непосред­ственно жизненно незначимые воздействия становятся для живот­ного сигналами о возможности появления и поглощения необходи­мого для поддержания жизни вещества или энергии – в данном при­мере – насекомого.

Таким образом, – заключает А.Н. Леонтьев, – «новая форма раздражи­мости, отражающая подобные воздействия, «опосредствует деятель­ность организма, направленную на поддержание жизни» (Эволюция психики. Избранные психологические труды. – М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – С. 146).

Насту­пает как бы раздвоение прежде единого процесса взаимодействия организма с внешней средой. С одной стороны, выделяются про­цессы, с которыми непосредственно связаны поддержание и сохра­нение жизни. Эти процессы составляют первую, исходную форму жизнедеятельности организмов. В её основе лежат явления первич­ной раздражимости организмов. С другой стороны, выделяются процессы, которые не несут функций для поддержания жизни и лишь опосредствуют связи орга­низма с теми свойствами среды, от которых зависит его существо­вание. Они составляют особую форму жизнедеятельности, которая и лежит в основе чувствительности организмов и психического отра­жения ими свойств внешней среды.

В этой концепции генезиса и сущности чувствительности как первичной формы психического отражения, разработанной А.Н. Леонтьевым, особенно важным является то, что психическое качество выводится непосредственно из жизнедеятельности организма. Речь идёт о раздвоении деятельности организма, его активности, причём психика появляется здесь как новое свойство внешней активности. При этом, естественно, сама внешняя активность претерпевает глу­бокие качественные преобразования и превращается в поведение.

Можно считать, что появление, вместе с животной формой жизни, поведения знаменуется переходом отнеопосредо­ванной допсихической внешней активности к активности, опосре­дованной отражением предметной действительности, т.е. психиче­ским отражением.

Таким образом, поле деятельности зоопсихолога начинается у стыка допсихического и психического отражения, на уровне первых проявлений чувствительности, способности к ощущению у низших представителей животного мира. Отсюда берёт своё начало эволю­ция психики.

Говоря о зоопсихологических исследованиях, важно отметить путь к изучению этой проблемы. Он открывается при учёте как общих с животными эволюционных корней психической деятельности животных и человека, так и каче­ственных перестроек поднявших эту деятельность на совершен­но новый уровень развития.

Психика человека, по сравнению с психикой животных, пред­ставляет собой качественно иную категорию, хотя генетически и связанную с психикой животных. В поведении человека продолжают играть определённую роль биологические, общие с животными, фак­торы, но сущность человеческого поведения определяется глубокими качественными различиями между человеком и животным. Эти раз­личия обусловлены общественно-трудовой деятельностью и члено­раздельной речью, которые полностью отсутствуют у животных.

Выдающийся отечественный учёный, основоположник отечественной зоопсихологии В.А. Вагнер всесторонне проанализировал взаимоотношения биологических и социальных факторов в жизни человека. Исследователь не отрицал наличия общих элементов в психике человека и животных, но подчёркивал как важ­нейшую задачу необходимость выявления и учёта качественных раз­личий между человеком и животными. Характерный для него истин­но эволюционный подход к проблемам психической деятельности животных не имел ничего общего с эволюционизмом, сти­рающим всякую грань между животным и человеком и постулирую­щим всю эволюцию психики от простейших до человека как цель лишь количественных совершенствовании и преобразований. Этот «монизм снизу», представленный разными вариантами в теории Ж. Леба о тропизмах, в положениях бихевиористов, рефлексологов и других, подвергся
В.А. Вагнером острой критике (Сравнительная психология. – М., Воронеж: МОДЭК, 1998. – С. 28).

Однако, выступая против упрощенчества в толковании поведения животных и низведения сложного к простому выс­ших форм психических функций, в том числе и психики челове­ка к низшим, В.А. Вагнер одновременно вёл не менее решительную борьбу с, казалось бы, противоположным течением – «монизмом сверху», с антропоморфизмом в зоопсихологии (Сравнительная психология. – М., Воронеж: МОДЭК, 1998. – С. 28).

Антропоморфизм выражается в сравнении психических явле­ний животных по аналогии с человеком, в представле­нии о наличии у животных таких психических свойств и способно­стей, которые на самом деле присущи только человеку. Антропомор­фическое толкование поведения животных с точки зрения человече­ских мотивов и поступков, стирание грани между человеком и жи­вотным ведут к отрицанию качественных особенностей человече­ской психики.

При сопоставлении «монизма сверху» и «монизма снизу» нетрудно заме­тить, что они, по существу, сливаются на базе общего отрицания качественных различий между отдельными этапами филогенеза и, особенно между животными и человеком.

Характеризуя общее и различное в поведении человека и жи­вотных, Л.С. Выготский указывал на то обстоятельство, которое в развитии выс­ших психических функций происходит без изменения биологическо­го типа человека, в то время как изменение биологического типа является основой эволюционного типа развития. Главное отличие психической деятельности человека от психики животных состоит – в общественно-трудовой практике и связанной с ней – членораздельной речи. Человек способен к отражению объек­тивной реальности в двух планах – чувственном и понятийном, т. е. наряду с непосредственно чувственным отражением у него сущест­вует и план абстрактно-логического мышления, осуществляемого с помощью понятий. Именно этим определяется сущность сознания.

Что же касается животных, то даже у наиболее высокоразвитых их представителей психическое отражение окружающего мира со­вершается лишь в одном плане, а именно чувственном; второй, аб­страктно-логический план у них отсутствует, поведение и психика полностью слиты.

Однако без логического мышления и с помощью абстрактных по­нятий невозможно постигнуть сущность вещей и процессов, не­возможно познать коренные причинно-следственные связи, подлин­ные, существенные закономерности. Познание жи­вотными компонентов среды и отношений между ними ограничива­ется непосредственно воспринимаемым в настоящем или прошлом. В наибольшей мере это познание осуществляется в ходе направленной на эти компоненты двигательной активности. Дистантное восприятие обычно даёт животному лишь поверхност­ную, сигнальную информацию. Отражение же собственных дейст­вий, собственного поведения, направленного на объекты окружаю­щего мира, даёт животному наиболее полноценную информацию об этом мире. В ограниченной степени познавательная деятельность встречается также в форме подражания, когда имеет место «науче­ние» путём созерцания действий других животных.

Человек способен проникнуть в сущность вещей и явлений, познать закономерности их происхождения и развития, идя от живого созерцания к абстрактному мышлению. При этом человек может не только приобретать, но и целенаправленно передавать другим людям знания, сформулиро­ванные в устном или письменном виде в качестве абстрактных поня­тий, практически в неограниченном объёме.

Говоря о предмете зоопсихологии и границах поля деятельности зоопсихолога, следует отметить, что В.А. Вагнер считал зоопсихологию лишь частью сравнительной психологии, в которую в качестве вто­рой составной части он включал и психологию человека. В настоя­щее время сравнительную психологию принято считать наукой о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности.

Таким образом, предмет сравнительной психологии, выходя за пре­делы зоопсихологических исследований, включает как обязательный компонент сравнительное – по отношению к животным – изучение психической деятельности человека. Поэтому сравнительно-психоло­гический анализ строится на данных зоопсихологии и психологии человека и направлен на выявление в онтогенезе и филогенезе как сход­ных психических компонентов, свидетельствующих об общности происхождения психических процессов животных и человека, так и качественных отличий человеческой психики. Зарождение научной зоопсихологии и сравнительной психоло­гии относится к концу XVIII – началу XIX века, когда появились труды крупнейших биологов того времени – Ж.Л. Леклерк-Бюффона и Ж.Б. Ламарка. Впоследствии особенно большую роль сыг­рал своими исследованиями Чарльз Дарвин, показавший общность проис­хождения психических процессов животных и человека наравне с общностью происхождения признаков их строения. Однако на на­чальной стадии развития сравнительной психологии упускались из виду качественные различия психики человека и животного. Широ­кое распространение в следующий период получили антро­поморфические взгляды, а отсутствие научных фактов, как уже от­мечалось, восполнялось поверхностными суждениями о психических процессах у животных по аналогии с психической деятельностью че­ловека. Ранее говорилось о резкой критике В.А. Вагнером антропо­морфических и вульгарно-материалистических взглядов на психическую деятельность.

В период с 1910 по 1913 год В.А. Вагнер выпустил двухтомное сочинение «Биологические основы сравнительной психологии», в котором он противопоставлял научному мировоззрению теологическое и метафизическое: «теологическое мировоззрение предполагает полное отрицание души и разума у животных, восприятие их как своеобразных механизмов. Эта концепция, как и метафизическая, не имеет для современной науки практически никакого значения» (Биологические основы сравнительной психологии. М, 2004. – С. 29).

Для психологической науки, по мнению учёного, представляет важность научное мировоззрение, которое он рассматривал как столкновение двух противоположных научных школ.

Первая школа основывается на том, что в психике человека нет ничего того, чего нет в психике животного. Из этого постулата выводилось наличие сознания, воли и разума у всех представителей животного мира. В своём сочинении В.А. Вагнер решительно высказывается против этой теории, так как признавая этот постулат, можно согласиться с наличием сознания не только у млекопитающих и птиц, но и у насекомых и даже у растений.

Вторая школа, являющаяся основой научного мировоззрения, одинаково подходит к измерению психики человека и животного мерой одноклеточных организмов.

Таким образом, психические процессы сводятся к рефлексам, а взамен сознания на первый план выходит автоматизм.

По мнению В.А. Вагнера, инстинкты человека и возможности его разума имеют рефлекторное происхождение, однако их нельзя сводить только к рефлексам.

При таком подходе снимается и вызвавший недоверие к зоо­психологии как науке довод о мнимой непознаваемости психики животных, о невозможности проникновения в их субъективный мир. Дополнительно к тому, что уже говорилось по этому вопросу, сле­дует отметить, что этот довод воплощает и неверное представление о задачах зоопсихологии. Научная зоопсихология отнюдь не ставит перед собой задачу познания субъективной окраски переживаний животных. Но она может и должна дать ответы, например, на такие вопросы: 1) в чём заключается сущность и характерные особен­ности восприятии, представлений и других психических категорий у животных; 2) думают ли животные; 3) каковы отличительные признаки их элементарного мышления?

Наряду с психологическим изучением поведения животных широкое распространение получило изуче­ние общебиологических основ и закономерностей их поведения. Этим занимаются этологи, которых поведение животных интересует как экологический фактор, как фактор приспособления животных к условиям среды в ходе индиви­дуального развития и в процессе эволюции. Одновременно этолог стремится выявить также закономерности изменения поведения в ходе филогенеза и зарождения новых форм поведения. Речь идёт о биологических корнях и адаптивном значении поведе­ния. При этом специфика этологического анализа особенно фило­генетических аспектов и заставляет учёных обратить внимание на видотипичные генетически фиксированные, т. е. инстинктивные компоненты поведения, которые проявляют такую же устойчивость и таксономическую и систематическую досто­верность и значимость, как морфологические признаки.

На основе множества полевых наблюдений и эксперименталь­ных данных этологи создали стройную теорию под названием «биология поведе­ния», в которой центральное место занимают концеп­ции инстинктивного поведения, эволю­ционного учения, функциональной морфологии, популяционной экологии, систематики животных, зоогеографии и ряда прикладных отраслей, таких, как животноводство, звероводство, охотоведение, рыболов­ство, охрана природы, бионика.

Итак, зоопсихологи направляют свои усилия на изучение психи­ческих аспектов поведения, этологи – биологических. Понятно, что эти два аспекта можно разделить лишь условно: ведь без учёта пси­хических факторов невозможно охватить все биологические аспекты поведения. Психика животных не довесок, не эпифеномен, а совер­шенно необходимый компонент онтогенеза и филогенеза, регулирующий отношения организма со средой. Выдающийся советский зоолог ака­демик А.Н. Северцов убедительно показал, что «в процессе эволюции психика играет в определённых ситуациях решающую адаптивную роль. Поэтому развитие психики животных являлось исторической необходимостью, и можно сказать, что без психического отражения действительности, без совершенствования этого отражения не была бы возможна эволюция животного мира» (Главные направления эволюционного процесса. Изд-е 3-е, стереот. – М., 2007. – С. 125).

С другой стороны, зоопсихология не может развиваться без творческого содружества с этологией. Ведь «психическое» проявляет­ся только в единстве с деятельностью, с внешней активностью, по­ведением животных. Только опираясь на добытые этологами знания о биологических аспектах и закономерностях поведения животных, особенно относящиеся к естественному поведению животных в при­родных условиях, можно с успехом проникнуть в психический мир животного, который всецело подчиняется биологическим закономер­ностям и отражает биологические связи организма со средой.

Не менее существенными являются связи зоопсихологии с фи­зиологией, с нейрофизиологией и высшей нервной деятельностью. Однако и здесь разделение труда между зоопси­хологом и представителем смежной науки выступает достаточно чётко, равно как необходимость сплочения их усилий в изучении общего объекта исследования – поведения.

В отличие от зоопсихолога физиолог изучает не само психиче­ское отражение, а обусловливающие его процессы в организме. Физиологическое исследование осуществляется также как и зоопсихологическое путём анализа поведения, но под другим углом зрения, с другой целевой установкой. При этом физиолог, естествен­но, обращает главное внимание на функции нервной системы, го­ловного мозга. Его первейшая задача – изучение деятельности си­стем и органов, непосредственно или опосредствованно участвую­щих в поведении животного как целостного организма.

Разумеется, при изучении происходящих в организме процессов, обусловливающих психическое отражение, физиолог подобно зоо­психологу и этологу должен всегда иметь в виду, что организм представляет собой единое целое, а поведенческий акт не просто сумма физиологических процессов. На поведенческом уровне, уровне двигательной активности всего организма как единого целого, во взаимодействии с комплексом факторов среды, возни­кает новое качество, определяемое высшим уровнем интеграции всех процессов жизнедеятельности. Сводить поведение к его фи­зиологическим механизмам – значит стирать грань между целым и частичным, между процессами, обусловливающими внешнюю активность организма и самой этой активностью. Поэтому нельзя подходить к этологическим или зоопсихологическим работам с той же меркой, что и к физиологическим. Задачи физиологии иные, чем этологии или зоопсихологии. Ни одна из этих наук не мо­жет заменить другую и только тесное сотрудничество и взаим­ное обогащение являются условием прогресса каждой из них.

Велико значение данных зоопсихологии и для решения корен­ных проблем общей психологии, для выявления биологических корней психической деятельности человека и закономерностей происхождения и развития его сознания. Как указывал Л.С. Выгот­ский: «современная психология рассматривает каждую форму по­ведения как продукт длительного процесса развития, как форму, исторически связанную с предшествующими более низкими фор­мами» (Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 2007. – С. 210).

Важны знания о психической деятельности животных и для детской психологии, где зоопсихологические исследования помогают выявить биологические основы развития детской психики и – в сравнительно-психологическом плане – её генетические кор­ни.

Для решения чрезвычайно важной и сложной проблемы – раз­вития человеческой психики в онтогенезе – исследователям при­ходится всё обстоятельнее изучать ранние стадии развития, вклю­чая и эмбриональный период. Следует заметить, что на этих стадиях особенно важную роль играют ещё биологические факторы поведения, общие для человека и животных.

Так, например, известно, что поведение ребёнка, особенно на ранних этапах развития, форми­руется в большей степени под влиянием ключевых раздражите­лей, что существуют критические периоды, на протяжении которых совершаются процессы облигатного научения, преиму­щественно в форме запечатления. Эти важные компо­ненты поведения будут рассмотрены далее, при характе­ристике поведения животных.

Наряду с перечисленным зоопсихология вно­сит свой вклад и в педагогическую психологию, ибо общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение. При таком общении устанавливается сложный психиче­ский контакт и взаимодействие между обоими партнёрами. Это может быть эффективно использовано при умственном и нравст­венном воспитании детей.

Необходимо помнить, что без данных зоопсихологии, особенно без данных о высших пси­хических функциях животных и особенностях поведения прима­тов, антропология не может обойтись при решении проблемы происхождения человека. Эти данные совершенно необходимы для целей выяснения биологи­ческих предпосылок и основ антропогенеза и изучения преды­стории человечества и зарождения трудовой деятельности, общест­венной жизни и членораздельной речи.

Зоопсихологические исследования приобретают всё большее значение для медицинской практики, где изучение расстройств, психической деятельности животных помогает изучать и лечить нервные и психические болезни людей.

Большую пользу зоопсихо­логи приносят сельскому хозяйству, звероводству, рыболовству, охотничьему хозяйству, изучая поведение полезных или вредных для человека животных. Эти исследования приобретают особое значение в связи с пре­образованиями в животноводстве и резкими изменениями в среде обитания полезных диких животных. Так, например, при переходе к промышленному животноводству существенно ухудшаются условия, необходимые для нормальной психической деятельности сельскохозяйственных животных. Это влечёт за собой значитель­ное уменьшение их продуктивности, несмотря на хороший уход и полноценное удовлетворение всех их физиологических потребно­стей. Задачи зоопсихологов заключаются здесь в том, чтобы изыскать возможности компенсации этих неблагоприятных усло­вий и восстановить нормальное поведение животных в экст­ремальных условиях.

Сравнительная психология (comparative psychology) – наука о закономерностях, происхождении и развитии психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. О том, насколько все эти социальные надстройки влияют на человека или животное. Метод прост: берем обезьянку (шимпанзе, например) и воспитываем как человеческого ребенка. Смотрим результаты. Она так и не научилась говорить. И логично, ибо связок нету. Поэтому учат знакам. И когда появляется что-то более-менее связное (даже если это вполне вероятное статистическое отклонение), то люди начинают срать кирпичами и разводить мировую сенсацию из-за того, что какая-то обезьяна связала два знака «собака» и «уйди» и показала их собаке. Вот какая замечательная наука..

Сравнительная психология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, врожденное и приобретенное. Она рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка.

Сравнительная психология – наука о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности.

Сравнительная психология- наука о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. Сравнительная психология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, в рожденное и приобретенное.

Предметомсравнительной психологии является поведение животных.

Исследования в сравнительной психологии могут преследовать либо одну из двух, либо обе главные цели. Первая состоит в открытии принципов и построении теорий, позволяющих управлять поведением животных. Эти принципы и теории могут быть специфичными для одного или нескольких близко родственных видов животных, или обладать большей универсальностью и распространяться даже на людей. Вторая заключается в понимании того, вносит ли поведение животного, наблюдаемое в лабораторных или естественных условиях, свой вклад в обеспечение общей эволюционной приспособленности, а если да, то каким образом достигается повышение приспособленности

Задачи сравнительной психологии:понимать принципы изучения психической деятельности животных; анализировать проблемы, связанные с антропогенезом, появлением человеческого сознания; изучение филогенеза, онтогенеза, закономерностей и функций психики, врожденное и приобретенное. Рассмотрение в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка.

Сравнительная психология стала активно развиваться со второй половины XIX в. после появления эволюционной теории Дарвина. В конце XIX – начале ХХ в. она понималась какнаука об эволюции психики в животном мире, а также в качестве синонима зоопсихологии с акцентом на использование сравнительного метода и как название для науки, объединяющей зоопсихологию и психологию человека. Постепенно в сравнительной психологии, как и в зоопсихологии, все большее влияние стал приобретать объективистский подход, сторонники которого требовали исключить психику животных из научного изучения, поскольку о ней нельзя получить непосредственных свидетельств, и ограничиться исследованием объективно наблюдаемых явлений – поведения и его физиологических основ.

С середины 30-х и вплоть до 70-х гг. этот подход был господствующим, однако в нашей стране преобладало представление, что сравнительная психология должна изучать не только поведение, но и психику.

Данные сравнительной психологии считаются также важными для детской психологии и позволяют использовать животных как модель для изучения человека.

В последнее время термин «сравнительная психология» выходит из употребления, поскольку это название закрепилось за американской сравнительной психологии, а также потому, что сравнение поведения и психики разных животных, включая человека, стало неотъемлемой частью проблематики различных дисциплин – этологии, социобиологии, когнитивной этологии и антропологии – и превратилось в междисциплинарную область.

Она рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка. Это сравнительное изучение психических процессов у животных разных таксономических групп. Объективное существование схожести некоторых сторон поведения животных и человека в онтогенезе и филогенезе, а также их качественные отличия являются реальной основой для становления и развития сравнительной психологии как отдельной науки.

В сферу сравнительной психологии входит изучение наследственных и инстинктивных форм психической деятельности, а также тех форм, которые сложились вследствие научения, усвоения, сознательного опыта, деятельности людей.

Сравнительная психология:1) раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антpoпoгeнeзa; 2) общее название для любых сравнительных исследований в психологии, при которых сравниваются психологические особенности людей, отличающихся по тому или иному признаку, например, относящихся к разным культурам, национальностям, возрастным группам, обладающих разным социально-экономическим статусом, здоровых и больных и т. д.; 3) синоним зоопсихологии; 4) американское психологическое направление в изучении поведения животных.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.058 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал