Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новый взгляд на истоки и причины агрессивного поведения у людей появился в XX в. и был связан с теорией фрустации.






В ней агрессивность рассматривается как прижизненное приобретаемое качество, проявляющееся и укрепляющееся как реакция человека на постоянное ущемление жизненно важных для него интересов, хроническое неудовлетворение его основных потребностей по вине других людей.

Фрустрация - это состояние эмоционально-психологического расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели, с тщетностью прила­гаемых усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раздражительно­стью, тревогой, иногда отчаянием. Они отрицательно влияет на взаимоотноше­ния людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустраций.

Реакция на фрустрацию может быть разной. Это может быть апатия, экспрессивность, регрессия. Агрессивное действие - нередко возникает тогда, когда внут­ренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным же­ланием, ищет внешней разрядки и находит точку ее приложения в другом чело­веке, который фрустрируемым воспринимается как причина его неудачи.

Часто объектом вымещения агрессивности фрустрированного человека становятся другие члены его группы, которые раздражают его и не способны дать ему отпор. Такое агрессивное поведение называется “смещенным”, т.к. объектом акта агрессии становится не фрустратор, а другой, оказавшийся рядом.

Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут быть направлены и на межгрупповые отношения. Они могут проявляться в межнациональных* межгосударственных отношениях, во взаимоотношениях между различными со­циальными группами. Это может быть в периоды социальных, политических и экономических депрессий, массового недовольства людей условиями жизни

После спада агрессии возникает апатия. Быстрота и глубина ее различны е разных социальных группах.

Эта точка зрения, впервые представленная в работе Долларда и его соавторов (1939), породила множество экспериментальных исследований агрессии.

Данная теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация обязательно влечет за собой агрессию. Однако оба этих положения полностью не подтверждаются практикой. Далеко не всякая фрустрация и не во всех случаях жизни обязательно ведет к агрессии.

По мнению Бандуры (1973 г), агрессивность это результат ”научения пу­тем подражания модели”. Если модель наказывается за свою агрессивность, это уменьшает проявление агрессивности и у субъекта, наблюдающего за этой моде­лью. Т.е. научение влияет, будет или не будет человек отвечать агрессивностью на трудные дня себя моменты жизни.

1. Уверенный человек. Человек выражает уверенность в себе при уважи­тельном общении с другим человеком. Он говорит ясно и отчетливо. Жесты не выражают возбуждения или угрозы. Он смотрит прямо в глаза собеседнику, при этом его взгляд ненавязчив. Поза прямая и расслабленная. Производит общее впечатление сильного человека.

Уверенный человек может спокойно отказать другому человеку, если счи­тает просьбу неразумной, при этом он объяснит причины отказа. В восприятии отношения других людей к его просьбам он использует такой же принцип.

Уверенный человек может выражать положительные и отрицательные чув­ства, не проявляя при этом злости. В дополнение он способен принять положи­тельный вклад другого человека и заслуженно поблагодарить его.

2. Агрессивный человек. Не признает прав других людей. Он считает, что каждый человек должен бороться за свои интересы, жизнь - это битва. Агрес­сивному человеку, как правило, не хватает уверенности в себе. Он подавляет дру­гих людей для того, чтобы доказать свое превосходство и прикрыть свою неза­щищенность и ранимость. Агрессивное поведение обречено на провал, т.к. оно отталкивает других людей и тем способствует низкому самоуважению человека.

Агрессивный человек обычно громко говорит. Пристально смотрит в глаза собеседнику, так что его взгляд воспринимается другими как навязчивый. Поза прямая, часто человек несколько наклоняется к тому, с кем разговаривает. Про­изводит впечатление человека властного и влиятельного.

3. Пассивный человек. Будучи обозленным, скрывает свои чувства, тем са­мым создавая внутреннее напряжение. Другой человек может догадаться о гневе по невербальным признакам, но он лишен возможности открыто обсудить воз­никшую проблему. Это также может усилить внутреннее напряжение. Такая мо­дель поведения может серьезно повредить развитию межличностных отношений. Пассивный человек говорит мягко, часто в детской манере, редко смотрит в глаза тому, с кем говорит. Жесты выражают сомнение и самоотречение.

При встрече с угрозой существуют несколько вариантов ответа. Они могут быть:

а) быть пассивным, напуганным, избегать угрозы;

б) быть агрессивным, злым, бороться;

в) быть уверенным в себе, прямо смотреть на ситуацию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.