Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три теории дают объяснение альтруистического поведения.






Cогласно теории социального обмена оказание помощи, подобно любому поведению в обществе, мотивируется стремлением минимизировать расходы и увеличить, насколько возможно, доходы. Другие представители этого направления считают, что подлинно альтруистическая обеспокоенность положением других так же может мотивировать людей.

Социальные нормы также предписывают нам оказание помощи. Норма взаимности побуждает нас на помощь отвечать помощью, а не вредить тому, кто нам ее оказал. Норма социальной ответственности вынуждает нас оказывать помощь нуждающимся, даже если они не в состоянии ответить тем же, причем в течении всего времени, пока им это необходимо.

Эволюционная психология признает два типа альтруизма: преданность роду и взаимность - однако, большинство эволюционных психологов считают, что гены эгоистичных индивидуумов выживут с большей вероятностью, чем гены жертвующих собой личностей, и поэтому общество следует учить альтруизму. Все эти три теории взаимно дополняют друг друга.

 

Каждая из теорий использует психологические, социологические или биологические концепции для объяснения двух типов альтруизма.

1) «альтруизма», основанного на взаимном обмене;

2) альтруизма, не предполагающего никаких дополнительных условий.

 

Вообще, альтруизм можно определить как поведение, направленное на другое лицо или социальное объединение, и не связанное с какими-либо внешними наградами и поощрениями. В контексте предложенной темы становится особенно актуален вопрос внутреннего состояния субъекта, его подлинной ориентации. Ведь любое (достаточно естественное) ожидание благодарности от того, кому мы помогаем, может быть расценено как ожидание поощрения, которое несовместимо с понятием альтруизма.
Кроме того, вполне понятно, что помимо подлинного аль труизма, когда внешнее
поведение соответствует внутренним намерениям человека, когда мотивация
действительно альтруистическая, существует множество форм внешне альтруистического поведения, внутренние механизмы которого, однако совсем не соответствуют определению альтруизма. Такая ситуация может провоцироваться разными факторами. Также можно будет проследить, какие взгляды существуют на цели, которые люди пытаются достичь, используя защитные формы альтруизма. Следует сразу оговориться, что альтруистическое поведение, которое по своему внутреннему строению таковым не является (т. е., если сравнивать с определением, то оно основано либо на прямом ожидании награды или поощрения (случай манипуляции), либо внешние награды не имеют ценности, однако человек действует, скорее " помогая" себе, поднимая свою самооценку, компенсируя собственные проблемы и т. п.)/ мы будем называть " альтруистическим", заключая его в кавычки.

Сам термин " защитные механизмы" вводится Зигмундом Фрейдом, основателем психоанализа. По его определению, защитные механизмы, это способы защиты слабого ”Я”. 0н выделил несколько основных форм защитных механизмов, таких как проекция, рационализация, идентификация, отрицание и др..

Анна Фрейд, дочь основоположника психоанализа 3. Фрейда, в своей работе " Психология " Я" и защитные механизмы" также рассматривает вопрос альтруизма как средства защиты слабого Эго. Автор говорит, что механизм проекции, один из наиболее частых защитных механизмов, может нарушать отношения между людьми, причем как в худшую, так и в " лучшую" сторону. Так, например, она рассматривает случай, в котором женщина, подавлявшая в детстве инстинктивные желания, не может удовлетворять свои собственные желания. Однако, все эти импульсы не вытесняются, а проецируются на внешний мир. Это достаточно частая ситуация, но вот на что следует обратить внимание: пациентка идентифицировалась со своими замещениями. Вследствие этого, она " демонстрировала сочувствие желаниям других, чувствовала наличие необычайно сильной связи между этими людьми и собой". Ее Супер-Эго не позволяло реализовывать ее собственные желания, но " оказывалось неожиданно терпимым к нему в других людях". В следствие этого она удовлетворяла собственные импульсы, помогая другим в удовлетворении их собственных, схожих влечений. Таким образом, ее внешний отказ от собственных инстинктов в пользу других (т. е. фактически альтруистическое поведение) на самом деле, имеет эгоистическое значение, позволяет ей " обходным путем" реализовывать задержанные влечения. То, что пациентка делала для других людей, позволяло ей беспрепятственно реализовывать собственные желания.

Далее Анна Фрейд пытается раскрыть более подробно механизм подобного поведения. Она замечает, что Супер-Эго в такой ситуации " санкционирует" выполнение того или иного желания только в том случае, когда оно перестает быть связанным с собственным Эго человека. Следует отметить, что в таком случае механизм проекции часто сочетается с идентификацией. Можно привести очень много примеров подобного поведения: молодая девушка, не могущая решить собственные проблемы с женитьбой, активно участвовала в организации помолвки своей сестры; другая пациентка, не способная преодолеть тревогу, возникающую при появлении желания путешествовать, усиленно советует друзьям отправится в это путешествие и т. п. В качестве образного примера автор приводит ситуацию, в которой человек наблюдает за азартной игрой, не делая сам ставок. Таким образом он старается обезопасить себя (свое Эго) от возможных неудач, фрустраций и т. д. Этот защитный механизм позволяет человеку, во-первых, проявить дружеский интерес к удовлетворению другими своих инстинктов и. таким образом, удовлетворить свои собственные, а во-вторых, высвободить заторможенную активность, энергию, предназначенную для удовлетворения подавленных желаний в русло " помощи" или " участия" в проблеме другого человека. Яркий пример, приводимой А. Фрейд - это служащий, не позволяющий потребовать от начальника прибавки к зарплате, однако активно борющийся за права своего коллеги.

Часто объектами проекции становились знакомые, родственники пациентов, которые так или иначе могут реализовывать запретные для субъекта желания. Как ярко пишет Анна Фрейд, человек " разочаровавшийся в себе, смещает свои желания на объекты, которые, как он чувствует, лучше приспособлены для их удовлетворения".

Таким образом, по мнению Анны Фрейд, при определенном типе развития структур Эго и Супер-Эго, возможны такие формы поведения, которые внешне выглядят альтруистично, однако механизмы, которые это обуславливают, скорее эгоистичны. По ее выражению, " в таких случаях эгоизм и альтруизм могут смешиваться в самых различных пропорциях". Так, родители, воспитывая ребенка, иногда навязывают им собственные нереализованные жизненные планы, причем очень сложно сказать, что движет ими в большей степени - альтруистические или эгоистические мотивы.

Самым ярким проявлением альтруизма является чувство любви. Недаром один из первых научных исследователей альтруизма - Питирим Сорокин назвал свой труд, посвященный вопросам альтруизма " Таинственная энергия любви". Когда человек любит, он весь отдается объекту любви, большая часть побуждений так или иначе связана с ним. Однако, как подчеркивает Карен Хорни, любое нормальное проявление может принимать гипертрофированные, почти патологические формы. В частности, любовь может выполнять защитную функцию, быть средством решения внутренних проблем за счет окружающих.

По мнению Фромма, современный человек в условиях капиталистического общества, рынка, отчужден от себя, от своего ближнего, от природы. Как пишет автор, " он превращен в товар, воспринимает свои жизненные силы как капитал, который должен приносить ему максимальную прибыль". В силу этого современный человек подчас не способен любить, а способен лишь обмениваться с другими своими " наборами личностных качеств". Как яркий пример такой отчужденной формы любви можно привести идею семьи как хорошо сыгранной " команды". В такой семье общение идет на уровне поверхностного обмена любезностями, но не затрагивает глубины души человека. Это скорее поведение любви, чем сама любовь.

 

Американский психолог Эверетт Шостром в своей книге " Анти-Карнеги или человек-манипулятор" обсуждает различные формы манипуляций одних людей другими. В частности: он предлагает свою типологию людей-манипуляторов (" Диктатор", " Прилипала", " Хулиган", " Защитник" и др). Нас интересует те два типа: которые связаны с использованием альтруизма в качестве средства манипуляции другими людьми:

1) " Славный парень". Такой человек склонен преувеличивать свою заботливость, любовь, внимательность к окружающим. Он, по выражению автора, " убивает своей добротой", используя ее как орудие управления ближними. Можно выделить несколько разновидностей данного типа - " Угодливый", " Моралист", " Добродетельный", " Человек организации".

2) " Защитник" - чаще всего чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам окружающих. Он своим снисхождением и гипертрофированной заботой мешает другому стать самостоятельным и независимым. Оказывая помощь и давая защиту он как бы окружает стеной " защищаемого", не позволяя ему самому что-либо делать без санкции самого " Защитника".

В последующем изложении даются примеры манипуляций: из которых становится видно, как внешне альтруистическое поведение становится при " умелом использовании" средством достижения эгоистических целей, связанных с манипуляцией окружающими. Основной применяемый прием - это использование естественной благодарности за совершенный " добрый поступок" в эгоистических целях. Важно подчеркнуть, что обычно манипуляторы сами не осознают того, что они на самом деле делают.

Итак, мы рассмотрели мнения нескольких авторов по вопросу защитных форм альтруизма. Все они схожи в одном - подобное явления достаточно часто встречается в нашем обществе. Его внутренние механизмы каждый автор описывает на своем языке, однако так или иначе они говорят об одном и том же: подчас человек решает свои внутренние проблемы, внешне используя социально одобряемые формы " помогающего", " альтруистического" поведения, однако за счет некоторой эгоистической подкладке оно скорее является деструктивным, чем конструктивным. Все это, чаще всего, происходит бессознательно и осознание человеком того, что он на самом деле делает уже может изменить его поведение. Вообще говоря, избавление от внутренних проблем, конфликтов и т. п. Позволит личности проявлять действительно альтруистические наклонности - в таком случае просто отпадает надобность в защитных механизмов и " таинственная сила любви" может проявить себя незамутненной.

Основная литература:

1) Межличностные аспекты сестринского дела. - М., 2001.

2) Насиновская Е. Е. Методы изучения мотивации личности, - М., МГУ, 1988.

3) Полянцева. Психология.

4) Творогова Н.Д. Психологии (лекции для студентов медицинских вузов).
1998.

5) Фрейд Анна. Психология ”Я” и защитные механизмы, М., 1993.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.