Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крестьянская реформа 1861 года.






19 февраля 1861 года император Александр 2 утвердил ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местные положения, к которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получали личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование. Получив личную свободу, крестьяне в интересах исправного _______ повинностей наделялись землей в личное пользование. Основой этой сделки стало добровольное соглашение крестьянина и землевладельца. Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения, крестьяне платили помещику оброк и несли барщину. При желании они могли выкупить свою усадьбу, полевые угодья могли быть выкуплены только по согласию с помещиком. Выкупив землю, они выходили из состояния временнообязанных. После выкупа у крестьянина прекращались все обязательные отношения с помещиком, который утрачивал право вотчинного надзора за ними, крестьяне переходили в состояние крестьян-собственников. Выкупную ссуду крестьяне получали от государства, взявшего на себя основную тяжесть по проведению выкупной операции.(Если крестьянин выкупал полный надел и сделка была по обоюдному согласию с помещиком, государство выплачивало 80% капитальной суммы, оставшиеся 20 % крестьяне могли компенсировать деньгами или отработками) ссуда, выделенная правительством помещику за землю, ложилась на крестьян в виде казенного долга, за который они обязывались выкупными платежами, уплачиваемыми в течение 49 лет (выкупной платеж составлял 6 % ссуды). Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола. Спорные вопросы решались при посредстве мирового посредника. Собственность на землю сохранялась за помещиком вплоть до выкупной сделки, крестьяне на этот период являлись пользователями и временнообязанными. В этот переходный период крестьяне освобождались от личной зависимости, для них отменялись натуральные налоги, снижались нормы барщины и денежного оброка. По добровольному согласию с помещиком они могли выкупить повинности, наложенные на них за отведенную им землю. После этого земля становилась их собственностью. Выкупалась не земля, а повинности. Выкупной договор утверждался мировым посредником(после этого крестьяне становились собственниками). Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую земли. В основу выкупной суммы - не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы.(установлен годовой оброк 6 %) крестьянин выплачивал часть выкупной суммы (20%), остальное- государство, ее крестьянин должен вернуть с процентами в течение 49 лет. Община. Староста являлся фактическим помощником помещика (в период временнообязанного состояния), мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту. Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал незначительные проступки. Правовое положение крестьян. Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По общему положению, крестьяне стали меть «права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу». В общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Общее положение наделяло крестьян довольно полной правоспособностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т.д. В течение первых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.

Временнообязанные крестьяне. После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком и крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещик сохранял право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в пользование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временнообязанными и, по сути, оставались зависимыми от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли они переходили в разряд крестьян – собственников и перестали отбывать феодальные повинности.

Крестьяне – собственники. После выкупа земельных наделов крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников. Сроки перевода крестьян на выкуп не были определены Положениями и зависели от воли помещика. В 1881г царское правительство издало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временнообязанного состояния с 1 января 1883г.

Сельское общество создавалось из крестьян, живших на земле одного помещика. Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества. Глава 5 Общего положения дает подробный перечень многочисленных условий выхода из мира.

Согласно Положениям в селах для бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского самоуправления. Все крестьяне- домохозяева сельского общества составляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянского правления. Сельский сход избирал сельского старосту и других должностных лиц. Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органам администрации. Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и сословный крестьянский волостной суд. Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведал раскладкой сборов и повинностей.

Порядок наделения крестьян землей. Согласно реформе помещики сохраняли право собственности на всю землю. Но они были обязаны предоставить крестьянам усадебную «оседлость»(землю для дома с приусадебным участком, которую крестьяне имели право выкупить), а так же полевой надел, выкуп которого мог быть осуществлен лишь с согласия помещика. Наделение крестьян землей проводилось по ревизским душам. Местные положения устанавливали размеры душевных наделов в зависимости от конкретных условий, имевшихся в различных губерниях. Помещики так же имели право переносить крестьянские наделы на другие места и широко пользовались этим правом для того, чтобы лучшие земли оставить за собой.

Формы крестьянского землевладения. Царское правительство, готовя крестьянскую реформу, решило сохранить общинное землепользование. Это давало возможность царскому правительству и помещикам взимать с крестьян государственные подати обеспечивать срывание повинностей в пользу помещика. Община отвечала за каждого своего члена круговой порукой, привязывала крестьян к земле. Кроме общинного землевладения, реформа установила подворно - участковый наследственный принцип владения землей.

Выкуп земельных наделов. Земельные наделы давались крестьянам за выкуп, который крестьянин не мог в большинстве случаев заплатить. Поэтому царское правительство, учитывая стремление помещиков получить деньги сразу, решило выплатить им всю выкупную сумму, которая потом взыскивалась с крестьян с процентами.

Предпосылки проведения крестьянской реформы:

1)развитие в России капиталистических отношений во второй половине 19 века;

2)задержка крепостным правом дальнейшего развития экономики и промышленности;

3)усиление социальных противоречий;

4)поражение феодально-крепостнической России в Крымской войне.

В 1857 г началась подготовка проведения крестьянской реформы. Для проведения реформы император Александр 2 образовал Секретный комитет по крестьянскому делу, который был в 1858 г преобразован в Главный комитет по крестьянским делам.

Проведение крестьянской реформы началось 19 февраля 1861 г, когда Александр 2 издал Манифест «Об освобождении крестьян от крепостной зависимости». В манифесте были утверждены:

1) общее положение о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости;

2) положения об устройстве дворовых людей;

3) положение о выкупе земли;

4) положения о местных учреждениях, в ведении которых находились решения по крестьянским делам;

5) поземельное устройство крестьян в губерниях России;

6) различные правила для некоторых местностей и категорий крестьян.

Главными идеями в крестьянской реформе 19 февраля 1861 г «Об освобождении крестьян от крепостной зависимости» были получение крестьянами личной свободы и переход до заключения выкупной сделки с помещиком земли в их пользование. В результате проведения крестьянской реформы 1861 г крестьяне получили личную свободу и были наделены землей в личное пользование. Размер земельного надела мог устанавливаться как по соглашению между крестьянином и землевладельцем так и без него. Размер земельного надела без добровольного соглашения составлял от 0, 9 до 12 десятин. В случае пользования крестьянами помещичьей землей на условиях постоянного владения они платили помещику оброк и несли барщину. По желанию крестьяне могли выкупить свою землю.

В ходе проведения крестьянской реформы 1861г крестьяне получили права на личную свободу; выступление в суде; подачу жалобы; участие в выборах органов самоуправления; приобретение движимого и недвижимого имущества на праве собственности и заключения договоров; занятие торговлей; общее образование; вступление в гильдии.

Недостатки крестьянской реформы 1861 г были:

1) сохранение крупного помещичьего землевладения;

2) маленький размер крестьянских наделов;

3) учреждение общин, в пределах которых устанавливается круговая порука;

4) продолжение населения крестьянами ряда государственных натуральных повинностей;

5) плата подушной подати;

6) назначение телесных наказаний.

 

33.Земская 1864 и городская 1870 реформы.

1 января 1864 г утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. На них возлагались: завоевание имуществом и деньгами земства, содержание земских зданий, мероприятия по благотворительности, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования. Законом предусматривалось создание трех избирательных курий: 1)курия уездных землевладельцев(дворяне-помещики, требовался высокий имущественный ценз); 2)городская курия(участники должны были располагать купеческим свидетельством или предприятием определенного размера); 3)сельская курия(не был установлен имущественный ценз, но введена системы трехступенчатых выборов: крестьяне, собиравшиеся на волостной сход посылали своих выборщиков на собрание, которое земских гласных).

Аппарат земств состоял из распорядительных органов – губернских и уездных земских собраний и исполнительных органов – уездных и губернских земских управ. Свои хозяйственные задачи земства решали на средства, собираемые с населения в виде специального налога. Во главе собраний и управ стояли выборные председатели, которые руководили деятельностью земельных учреждений, председательствовали от их имени в местных правительственных учреждениях(председателями земского собрания были предводители дворянства).

Земское собрание и земские права(исполнительный орган, состоял из председателя и 2 членов) избирались на 3 года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы – министром внутренних дел.

Земельная реформа не сформировала стройной системы. В ходе ее реализации не было создано органа, возглавлявшего и координирующего работу всех земств.

Городская реформа. 16 июля 1870 г утверждено Городовое положение, закреплявшее систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую думу с городской управой – исполнительным органом. Думу и управу возглавляло одно лицо – городской глава, утверждаемый губернатором или министром внутренних дел. Все городские избиратели в зависимости от имущественного ценза делились на: 3 группы, каждая из которых избирала треть гласных в городскую думу(требования к избирателям: 25 лет, лица, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся мелкой торговлей, представляющие любое сословие, не допускались к выборам: лица, подвергшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей(голосование-тайное). Дума и управа избирались на 4 года, городской глава мог приостановить решения управы, разногласия думы и управы решал губернатор. Надзор за деятельностью дум и управ осуществляло губернское присутствие. Городская дума решала вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, о займах, о приобретении городской недвижимости. Как и земские органы, органы городского самоуправления зависели от государственных, бюрократических и полицейских учреждений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.