Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие социального педагога и педагога дополнительного образования






Термины «дополнительное» и «внешкольное» образование зачастую толкуются искажённо -- как вторичная, несамостоятельная, дополнительная к школе помощь в освоении предметов школьной программы. Отсюда ориентация не на развитие ребёнка, а на количественные показатели охвата детей внеучебной деятельностью, проведение мероприятий и т.п. Возможно, это происходит из-за отсутствия механизмов взаимодействия школы и УДО, несмотря на то, что они являются элементами одной системы, -- системы образования детей.

В связи с этим актуальным становится вопрос взаимодействия социального педагога и педагога дополнительного образования в процессе социализации детей и подростков. Необходимо определить точки соприкосновения их деятельности в различных образовательных учреждениях.

В функции социального педагога, помимо прочего, входит и выявление интересов и потребностей обучающихся и своевременное оказание им помощи и поддержки в их удовлетворении. Педагог дополнительного образования организует разнообразную творческую деятельность детей и подростков исходя из их интересов и потребностей. Таким образом, взаимосвязь и взаимодополнение этих двух педагогических работников налицо.

Но данные работники в большинстве осуществляют свою педагогическую деятельность в разных образовательных учреждениях: социальный педагог в школе, а педагог дополнительного образования -- в УДО. В своей педагогической деятельности преследуют одну цель -- социального и профессионального самоопределения школьника. Но если школа это достигает посредством выполнения государственного образовательного стандарта и учебных программ, то УДО -- через создание условий для самообразования, самопознания, самосовершенствования и самореализацию в интересной для личности деятельности. В УДО знания, получаемые детьми в творческих объединениях, являются не целью, а средством решения значимых для ребёнка проблем. И если исходить из того, что знания -- средство решения проблем, то образование в таком учреждении следует рассматривать как специально организованный процесс, позволяющий человеку решать социальные и личностные проблемы на основе использования достижений науки, техники, культуры, что и является составляющим компонентом социализации.

Позиция педагога дополнительного образования отличается от позиции учителя или родителя своей спецификой. Организуемая работа осуществляется в непринуждённой, нерегламентированной обстановке, при заинтересованном участии в ней как воспитателя, так и воспитанника. В УДО представлены разнообразные виды деятельности, создаётся особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребёнка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы, личностные потребности.

Ребёнок приходит в УДО по ряду причин. Среди них:

творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;

познавательные потребности детей, определяемые стремлением к расширению объёма знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования;

коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

компенсаторные потребности детей, вызванные стремлением к дополнительным знаниям;

профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;

досуговые потребности детей разного возраста, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Педагогическая ценность УДО состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменения в потребностях и запросах подрастающего поколения. Благодаря разнообразию содержания, форм деятельности и общения интересы детей не тускнеют, а, напротив, приобретают новые стимулы для развития. Это особенно важно, поскольку без развития детских интересов не могут быть эффективно решены задачи формирования творческой личности.

Приступая к решению задач организационно-методического обеспечения педагогической деятельности УДО, целесообразно учитывать состояние работы в городе и районе, определять приоритетные направления в использовании свободного времени детей и молодёжи и на этой основе подходить к определению социального заказа на деятельность учреждения.

В настоящий момент педагоги дополнительного образования ориентированы на передачу ребёнку навыков, умений в выбранной им деятельности и в его жизненном самоопределении; на рекреацию в свободное время (обеспечение ребёнку психологической и эмоциональной разрядки от учебной деятельности).

Можно обозначить следующие пути взаимодействия образовательных учреждений:

а) в области кадрового обеспечения -- УДО имеют специалистов, которых нет в других типах образовательных учреждений (хореограф, ре жиссёр и т.д.);

б) в области расширения содержания образовательных программ -- УДО создают дополнительные образовательные программы, дополняющие
государственный образовательный стандарт и расширяющие кругозор детей;

в) в области допрофессиональной подготовки -- УДО организуют творческие объединения по профильным областям знаний (кружки, секции, студии и др.) и проводят досуговые мероприятия в свободное время ребёнка (праздники,
фестивали и т.д.);

г) в области оказания методической помощи школе -- УДО консультируют школы по вопросам разработки и апробации различных воспитательных программ, реализуемых во внеурочной деятельности детей и т.д. Формы взаимодействия школы и УДО (социального педагога и педагога дополнительного образования) могут быть следующими:

· проведение совместных педагогических семинаров по совершенствованию деятельности педагогических, управленческих кадров и т.д.;

· реализация совместных тематических программ, проектов, направленных на организацию эффективного взаимодействия различных детских объединений;

· демонстрация успехов воспитанников на соревнованиях, смотрах, конкурсах, конференциях, выставках и т.д.

Работа будет более эффективной, если ребёнок (главный «заказчик» и субъект образовательного процесса) и педагогические работники (носители культурных ценностей) сориентированы на совместную работу с учётом меняющихся с возрастом интересов и потребностей воспитанников. Педагогам важно использовать адекватные современным условиям формы и методы работы, содействовать гражданскому становлению личности и накоплению социального опыта межличностного общения детей в групповой деятельности. Кроме того, эффективность данной работы будет определяться современным управлением руководителем учреждения, совершенствованием программно-методической оснащённости деятельности педагогов и обеспечением их профессиональной подготовки и повышением квалификации. Установление должного взаимодействия образовательных учреждений в границах единого территориального культурно-образовательного пространства значительно повышает качество и результаты педагогической деятельности Яковлев Д. Взаимодействие социального педагога и педагога дополнительного образования// Социальная педагогика.- 2005.- №2.- С. 48-50..

социальный педагог образование






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.