Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и динамика развития этологического сообщества с середины 30-х по начало 50-х гг.






Хотя основателей этологии интересовало поведение различных животных и объектами целого ряда важнейших этологических работ Тинбергена в классический период были рыбы и насекомые, однако внутри зоологического сообщества в 30-е - 40-е гг. Лоренц и Тинберген относились прежде всего к сообществу орнитологов.

Орнитологами были и те, кого сам Лоренц считал основателями этологии - Ч. Уитман, У. Крейг и О. Хайнрот.

В конце 19 - первой трети 20 в. основная часть исследований поведения животных в зоологии касалась птиц и насекомых. К этому времени орнитология и энтомология были наиболее развитыми и популярными отраслями зоологии.

Разные авторы пытались объяснить, почему именно птицы стали таким модельным объектом в этологии. Лоренц, в частности, указывал на такие факторы, как большое сходство в сенсорном восприятии окружающего мира у птиц и у их наблюдателей, облегчающее понимание их поведения, преимущественно дневной образ жизни птиц. Немало говорится об особой эстетической и эмоциональной привлекательности птиц. Многие авторы также подчеркивали, что особая выразительность сигнального, коммуникационного, поведения у птиц сыграла важную роль для создания классической этологической теории.

С самого начала Лоренц и Тинберген относились к тем зоологам, которые специализировались на изучении поведения. В первой половине 20 в. не существовало единого сообщества исследователей поведения животных, хотя его изучение уже выделилось в самостоятельную исследовательскую область.

Основатели этологии уже с середины 30-х гг. связывали свою работу с созданием общей теории поведения животных, а не просто с изучением в этом плане тех или иных представителей животного царства.

В рассматриваемый период Лоренц и Тинберген считали себя зоопсихологами, а не просто зоологами, интересующимися поведением. В классический период исследования Лоренца и Тинбергена и их последователей можно отнести, с одной стороны, к области зоологии, а с другой стороны, - к новой самостоятельной исследовательской области поведения животных, пересекающей границы нескольких дисциплин (зоологии, физиологии и психологии).

Рефлекторная концепция к 30-м гг. стала парадигмальной в области нейрофизиологии, но не в области исследования поведения в целом, поскольку в ней не существовало единого сообщества и единой парадигмы. В том числе, она не была парадигмальной и для зоологов, занимавшихся поведением.

О начале формирования школы классической этологии можно говорить после появления в 1935 г. знаменитой статьи К. Лоренца о птицах. Эта статья уже содержала многие важнейшие элементы его этологической теории, была основана на колоссальном наблюдательном материале и предлагала новую программу исследований поведения животных.

Уже вскоре после публикации " Компаньона" у Лоренца появились самые первые активные последователи.

Для формирования ядра нового этологического сообщества, которое объединяли приверженность идеям, выдвинутым К. Лоренцом, чрезвычайно важным оказался 1936 г., в течение которого произошло три значительных события: создание Немецкого зоопсихологического общества, знакомство Лоренца с Э. фон Хольстом и первая встреча Лоренца с Тинбергеном.

Немецкое зоопсихологическое общество было создано в январе 1936 г., и Лоренц вошел в его совет, в составе которого среди других были также О. Хайнрот и Я. фон Икскюлль. Общество решило начиная с 1937 г. издавать свой журнал. Лоренц стремился использовать свою деятельность в обществе и журнале для пропаганды своего подхода к изучению поведения животных.

17 февраля 1936 г. Лоренц прочел в Берлине доклад «К критике формирования понятия инстинкт». Эта статья относится к его ключевым работам, заложившим основы классической этологической теории. В этом докладе Лоренц еще придерживался трактовки инстинкта с позиций рефлекторной теории. После доклада Э. фон Хольст убедил его отказаться от объяснения механизма инстинктивного поведения на основе рефлексов. С этого момента начались их сотрудничество и близкая дружба.

Основной теоретический вклад в классической этологии принадлежит Конраду Лоренцу, недаром ее часто называют «лоренцовской». В 30-е -начале 40-х гг. он опубликовал еще несколько важных статей, которые сыграли определяющую роль для формирования этологической школы. Подключившись к теоретическим разработкам Лоренца, Тинберген способствовал уточнению важнейших понятий, а на рубеже 40-х гг. начал создавать иерархическую модель инстинктивного поведения, которая в полном варианте была им доложена в 1949 г. на симпозиуме в Кембридже. Важнейшим вкладом Тинбергена была также разработка экспериментальной программы этологии.

После появления статьи Лоренца о компаньоне и особенно после встречи с Лоренцом Тинберген стал активно развивать исследования поведения животных в новом этологическом духе, вовлекая в них своих студентов и аспирантов, для которых он организовал спецкурс-практикум по поведению животных, а летом вел с ними полевую работу. Среди учеников Тинбергена появились приверженцы этологического подхода Лоренца-Тинбергена. Таким образом, в Лейденском университете возник небольшой неформальный центр этологических исследований.

В 30-е гг. у Лоренца, не имевшего к тому же оплачиваемой работы с 1934 по 1937 г., у себя на родине, в Австрии, было немного последователей. Однако он хотел иметь возможность активно и многопланово развивать свою программу исследований. И поэтому уже с 1936 г. он начал строить планы и вести переговоры о создании своего собственного исследовательского института. Но начавшаяся война помешала этому.

В 1940 г. Лоренц получил должность профессора психологии в Кёнигсбергском университете. Здесь Лоренц продолжил свои этологические исследования в основном на цихлидовых рыбах. В 1941 г. Лоренца призвали на военную службу, в 1944 г. он попал на фронт, а почти сразу вслед за этим - в советский плен и только в 1948 г. вернулся на родину в Австрию.

С началом войны практически прервались международные контакты с немецкими зоологами, что коснулось и контактов Лоренца с Тинбергеном. В 1942 г. нацисты, окуппировавшие Голландию, отправили Тинбергена в лагерь для заложников, откуда он вышел только после освобождения Голландии в 1945 г.

Еще накануне войны и даже после ее начала Тинберген прилагал усилия для расширения области влияния их с Лоренцем этологических идей. Он считал крайне необходимой для становления этологии как новой дисциплины и упрочения ее исследовательской базы пропаганду этологического подхода в Великобритании и США. Для голландского биологического журнала Тинберген написал специально по-английски статью " Объективистский подход к изучению врожденного поведения животных", представлявшую собой настоящий манифест этологии.

Итак, к началу второй мировой войны, прервавшей нормальный ход работы ученых и их контактов между собой, уже существовало небольшое этологическое сообщество, которое начали рассматривать как новую научную школу в изучении поведения животных, «школу Лоренца – Тинбергена». Ядро этого сообщества составляли, естественно, Лоренц с Тинбергеном и их немногочисленные ближайшие ученики и последователи.

С конца 30-х гг. идеи, развиваемые Лоренцом и Тинбергеном стали привлекать все большее внимание самого молодого поколения начинающих исследователей прежде всего в Германии, Австрии, Голландии и Швейцарии и постепенно проникали в Англию и США. Это обещало активный рост этологического сообщества, но данный процесс остановила война.

Подводя итог развитию этологического сообщества в довоенный период, важно подчеркнуть следующее. До появления в конце 30-х гг. этологической школы изучение поведения животных в зоологии чаще всего не имело прочного профессионального статуса и в значительной степени было уделом любителей. Однако классическая этология с самого начала формировалась главным образом как профессиональное научное сообщество, члены которого в качестве сотрудников различных научных учреждений: университетов, исследовательских институтов, научных отделов зоопарков и заповедников и т.п. - вели этологические исследования, которые так или иначе были встроены в научную работу этих учреждений.

После окончания второй мировой войны численность этологического сообщества и соответственно объем и разнообразие исследований в нем стали быстро расти. Невозможно указать с точностью, когда закончился период классической этологии. С начала 50-х гг. параллельно шли два процесса. С одной стороны, большинство новых членов, вливавшихся в этологическое сообщество в 50-е гг., знакомились с классической этологической концепцией в том виде, как она сложилась к началу 40-х гг., а также с ее более поздним вариантом, представленном в докладах ведущих этологов на симпозиуме по механизмам поведения животных, состоявшемся в Кембридже в 1949 г. С другой стороны, расширение исследований и самого сообщества повлекли за собой неудовлетворенность самих этологов, и прежде всего новых членов сообщества, теми или иными аспектами прежней классической теории, вызвали ее критику и стремление скорректировать ее существенным образом. К этой «внутренней» критике добавилась резкая «внешняя» критика со стороны американских сравнительных психологов, которые придерживались принципиально другой парадигмы. Их полемика с этологами была одним из важнейших факторов в развитии этологии, связанным с происходившим в 50-е гг. переходом от классической к постклассической этологии, поскольку активизировала, а в некоторых отношениях направляла, ревизию классической этологической концепции самими этологами.

В ходе развития этологического сообщества в классический период маленькая научная школа, возникшая во второй половине 30-х гг., в послевоенные годы испытала быстрый рост численности, и уже к середине 50-х гг. интенсивный процесс ее институционализации создал формальные предпосылки для превращения этологии из научной школы в самостоятельную научную дисциплину: наличие собственных исследовательских центров, собственных международных журналов, начало регулярных международных конференций, появление постоянных учебных курсов в университетах и монографии, представлявшей собой фундаментальное руководство по этологии как новой отрасли науки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.